Краткое описание картины левитана золотая осень. Описание картины «Золотая осень» — Исаак Ильич Левитан. Биография и личность художника

Левитана называют «поэтом природы» из-за его тонкого, философского восприятия русского пейзажа, немного грустного, непритязательного, но обладающего непреодолимой притягательностью и скромной, неяркой красотой. Картина, которую в 1895 году написал Исаак Левитан, «Золотая Осень», очень отличается от остальных его работ как раз тем, что она пронизана солнцем, ярка и непринужденна.

Биография художника

Исаак Левитан родился в небогатой еврейской семье из небольшого литовского местечка. Отец Левитана был очень образован, и чтобы улучшить материальное положение семьи, перевез домочадцев в Москву, где его старший сын Авель (Адольф) поступил на обучение в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Через два года по его стопам пошел Исаак, поступивший туда же в 1873 году.

Будучи евреем, Исаак Левитан многократно сталкивался с гонениями и другими проявлениями антисемитских настроений, вплоть до окончания училища без диплома художника. Из-за этого прекрасный и талантливый художник-пейзажист был вынужден давать платные уроки и писать портреты на заказ. В середине 80-х годов финансовое положение Левитана улучшилось, и он смог посвятить себя пейзажной живописи.

Исаак Левитан, «Золотая Осень»: описание картины

Исаак Левитан написал две картины с одинаковым названием с разницей всего лишь в один год. Многие искусствоведы считают, что художник не был удовлетворен первым вариантом, поэтому написал более легкий и «прозрачный» пейзаж, изображающий то же живописное место. Обе картины были созданы в Тверской губернии, в местечке Островно, и изображена на них река Съежа.

На картине проиллюстрировано время года, которое больше всего любил Левитан, - золотая осень, тот период, когда в редкие солнечные дни светом и золотом пропитано все вокруг. Тонкие бело-желтые березки обрамляют берег небольшой речушки, в водах которой смешались все цвета осени. Яркие холмы убегают к горизонту, словно на встречу с прозрачным бело-голубым небом. Яркие оттенки и легкий сюжет создают практически идиллический пейзаж, что на фоне более хмурых и тусклых картин Левитана выделяют «Золотую Осень» в особую категорию.

Анализ картины

Полотно, которое на заре русского импрессионизма начал писать Левитан («Золотая Осень»), одновременно характерно и нехарактерно для пейзажной живописи великого художника. С одной стороны, тонкие, высокие березки являются особенностью пейзажей Левитана, с другой - яркие, мажорные тона и небрежные мазки категорически противоречат традиционной технике живописи, характеризующей ранние картины художника.

«Золотая Осень» - картина Левитана, которая соединяет в себе черты импрессионизма и традиционной академической живописи. Очертания деревьев, берега, реки, холмов и даже небольшой деревеньки на дальнем плане остаются не размытыми пятнами, как в большинстве импрессионистских полотен, а имеют вполне различимый контур. Художник позволил свободным, небрежным импрессионистским мазкам преобразить передний план картины, где золотые листья и пожухлая трава словно оживают на глазах у зрителя.

Золотая осень - Василий Дмитриевич Поленов. 1893. Холст, масло. 77x124 см


Прирождённый пейзажист, Василий Дмитриевич Поленов, внёс огромный вклад в развитие и эволюцию данного жанра. Замечательная картина «Золотая осень» относится ко второму периоду пейзажного творчества живописца. Всё дело в том, что все пейзажные работы Поленова критики разделяют на два этапа - до середины 1880-х и после.

Увлёкшись пейзажем во , в творческой экспедиции, которую Поленов провёл вместе с , мастер уже в первых работах продемонстрировал индивидуальный подход к этому жанру – широчайший пленэр, свежесть насыщенность цветов, естественность, чёткий ясный рисунок и выверенная композиция. Позже автор отказался от нарочитой заданности, создавая поэтические шедевры, полные любви к природе и восхищения окружающим миром. Такой и является полотно «Золотая осень», написанное в 1893 году.

Почему эта картина столь привлекательна даже спустя более ста лет с момента создания? Возможно, ответ на этот вопрос кроется в личных предпочтениях автора. Как известно, любимой порой года для Поленова являлась осень, да и к Оке, которая изображена на картине, автор имел особое отношение – на берегах этой реки автор прожил более двадцати лет, не переставая ею восхищаться и любоваться. Ещё в 1890 году художник переезжает в усадьбу «Борок» в деревне Бёхово, а спустя три года появится эта картина.

Композиция картины подчинена геометрической линии – пространство организовано с помощью дуги. Такое дугообразное изображение реки является характерным поленовским приёмом, формирующим композицию. Автор отказался от привычного для себя сопоставления двух планов, дальнего и переднего, оставив лишь широкий простор. Зритель представляет себя стоящим на вершине какого-то холма, и с этой точки перед ним услужливо простирается великолепный красочный сентябрьский пейзаж. Причём местные жители легко узнавали это место – мастер всё изобразил правдиво и реалистично. Вид на Оку открывается с противоположной стороны от Очковых гор, а в верхнем правом углу можно заметить белую колокольню, поблескивающую на солнце.

Широкий панорамный разворот не сразу «раскрывает» все карты – скорее наш взгляд следует за рекой, устремляясь всё дальше и дальше, вглубь картины. Подчиняясь заданной автором затейливой траектории, зритель постепенно постигает все прелести открывающегося вида, который демонстрирует нам буйство и разнообразие осенних красок.

При всей своей насыщенности и многообразии, колорит картины удивительно гармоничен. Сама по себе «разноцветная» осень находит талантливое поэтическое претворение в рамках полотна, благодаря гениальному чутью автора. Генеральным цветом является жёлтый во всех его тональных вариациях: от мягкого охристого до торжественного золотого. Стройными рядами обступают реку жёлтые березы, но сквозь их густой, броский наряд проглядывает тёмно-зелёная листва какого-то другого дерева с раскидистыми ветками. Скорее всего, это дуб, который пока не тронут, не раскрашен осенний порой, и он несёт ещё эхо безвозвратно уходящего лета. Разбавляют охристый колорит и зелёные молодые ёлочки, рассаженные неровно на открытом лугу вдоль протоптанной дорожки, и пологий песчаный берег на противоположной стороне реки.

Благородное сопоставление жёлтого и зелёного скрашивается голубым колоритом. Он и в изгибе Оки, и в небе, покрытом мелкими островками пышных облаков, и в тонкой дымчатой линии горизонта, придающий картине воздушность, невесомость.

Небо же в этой работе заслуживает отдельного внимания и детального разбора. Художник сумел «словить» здесь все оттенки и передать их мерцание – от серых тонов облаков до лёгкой голубизны небосвода и розовых линий, рождённых отблесками солнца. Всё это подчинено своему ритму, и, кажется, что небо лишено статики, и вот-вот глаза начнут замечать плавное движение.

Интересным является и изображение глади реки. Зеркальная ребристая поверхность смогла вобрать в себя все краски полотна. Здесь и благородная синь самой реки, и отражение жёлтых листьев деревьев, и дублирование неба, которое тем самым «закольцовывает» композицию.

Поленов прослыл создателем именно «интимного» пейзажа, в том понятии, что вся природная красота, открывающаяся в его картинах какая-то близкая сердцу, родная и понятная. Кажется, что любой зритель, всматриваясь в произведение Поленова, вспомнит свою историю - у каждого, наверняка, в жизни был свой любимый покатый берег, берёзовая роща, пыльная дорожка, вытоптанная ездоками, пожелтевший луг, деревенская церковь, такой вот залитый солнцем день, который мы бережно храним в душе.

Именно это тёплое чувство, рождающееся от созерцания пейзажей Поленова, и делает его творчество таким притягательным и даже гипнотизирующим. А ещё безусловный гений Поленова-живописца и его искренняя безграничная любовь к русской земле.

; там же были написаны первые этюды. По-видимому, работа над полотном была завершена в конце года в Москве . В 1896 году картина экспонировалась на 24-й выставке («передвижников»), которая проходила в Петербурге , а затем в Москве . В том же году она была куплена Павлом Третьяковым .

«Золотую осень» относят к «мажорной серии» картин Левитана 1895-1897 годов, в которую, кроме неё, включают «Март » (1895), «Свежий ветер. Волга » (1891-1895), «Весна. Большая вода » (1897) и другие полотна . Эта картина «поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы» . Она также служит одним из характерных примеров влияния импрессионизма на творчество художника .

История

Работа над картиной была начата осенью 1895 года - в то время, когда Левитан жил в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно , находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии , а ныне входящей в состав Удомельского района Тверской области . Владельцем усадьбы был тайный советник Иван Николаевич Турчанинов , сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга . Там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми Варварой, Софьей и Анной .

Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой летом 1894 года в Островно, и у них завязался роман. Вскоре после этого Левитан переехал в усадьбу Горка и жил там в августе и сентябре 1894 года, а затем вернулся туда ранней весной 1895 года - именно тогда была написана его картина «Март » . В конце марта Левитан возвратился в Москву, а в начале мая опять приехал в Горку, где прожил до начала октября (а также, возможно, возвращался туда на несколько дней во второй половине октября) . Специально для художника на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, расположенный на берегу озера .

Считается, что на картине изображена река Съежа , протекающая рядом с Островно, - это место находилось всего в полукилометре от усадьбы Горка . По свидетельству художника Витольда Бялыницкого-Бирули , тоже работавшего в тех местах, картина была написана по этюду, сделанному Левитаном во время его пребывания в Горке . Искусствовед Фаина Мальцева также полагает, что художник использовал осенние этюды, созданные в Горке, при этом окончательный вариант картины «Золотая осень» был написан им уже в Москве . По её словам, впечатление, что пейзаж написан с натуры, обязано «исключительной зрительной памяти и вдохновенному мастерству» живописца . По-видимому, именно увлечённая работа над этим пейзажем заставила Левитана в письме, датированном 13 ноября 1895 года, отказаться от предложения художника Василия Поленова посетить его в усадьбе Борок :

Вместе с девятью другими произведениями Левитана, среди которых были «Март », «Свежий ветер. Волга », «Сумерки», «Папоротники в бору», «Ненюфары» и другие , картина «Золотая осень» экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1896 года в Санкт-Петербурге, а в марте переехавшей с выставкой в Москву . Она также была представлена на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде .

В мае 1896 года прямо с Передвижной выставки, которая к тому времени ещё проходила в Москве, полотно было приобретено у автора Павлом Третьяковым за 700 рублей . Правда, реализация этой сделки по какой-то причине затянулась: первая расписка Левитана в получении денег за картину датирована 10 мая, а в письме от 29 мая он пишет, что «вчера, возвратясь из поездки, встретил П. М. Третьякова , который почему-то теперь вздумал купить мою картину „Золотая осень“, видев её десятки раз», и только 3 июня он сообщает Третьякову: «Картина моя „Золотая осень“ не продана ещё, и потому я считаю её за Вами. Нечего и говорить, что я рад очень, что Вы пожелали её иметь» .

Продолжая своё путешествие с другими картинами 24-й Передвижной выставки, в ноябре 1896 года полотно также побывало в Харькове , где с ним произошла неприятность - оно было повреждено упавшим на него медным козырьком настенного калорифера , который прорвал холст насквозь. Об этом инциденте в письме к Илье Остроухову от 22 ноября 1896 года сообщил художник и уполномоченный Товарищества по выставкам Георгий (Егор) Хруслов :

Сегодня утром у нас на выставке случилось несчастье. Картины были все сняты с мольбертов, некоторые лежали на полу, некоторые стояли у стен, работали все в одном конце залы. Вдруг на другом конце раздаётся сильный стук, я бегу туда - оказывается, что сорвался со стены тяжёлый медный козырёк калорифера и упал на картину И. И. Левитана «Золотая осень», холст картины прорван насквозь, хотя рана и незначительная и её легко заделать, но, ввиду того, что картина принадлежит П. М. Третьякову , я покорнейше прошу правление уведомить меня в Киев возможно скорее, как мне поступить с картиной…

Впоследствии это повреждение было столь искусно заделано московским реставратором Дмитрием Арцыбашевым , что оно осталось практически незамеченным .

Купленная Павлом Третьяковым, картина в том же 1896 году была передана им в дар Третьяковской галерее. В каталогах 1896 и 1917 годов это полотно фигурировало под названием «Осень» . Сам же Левитан был не вполне доволен этим произведением, считая его несколько «грубым» . В 1896 году он написал другую, менее известную картину с таким же названием - «Золотая осень», которая также находится в собрании Государственной Третьяковской галереи (холст на картоне, масло, 52 × 84,6 см , инв. 5635) .

Описание

Левитан любил рисовать осенние пейзажи - у него было более сотни картин, связанных с этим временем года . Среди них картина «Золотая осень» стала одним из самых известных и популярных произведений художника . На ней изображена небольшая река, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте - осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. А надо всем этим - голубое небо, по которому плывут светлые облака . Яркие, мажорные, оптимистические цвета этой картины не являются характерными для творчества Левитана - обычно он использовал более мягкие и нежные тона .

Удачно выбран ракурс, который позволяет художнику изобразить широкий и многоплановый пейзаж. Несмотря на некоторую асимметричность, композиция картины не кажется неуравновешенной: загруженность левой стороны компенсируется «группировкой предметов, распределением освещённых и затенённых масс, членением планов». У левого края полотна крупным планом изображена группа деревьев - берёз с ярко-жёлтой листвой и осин с последними покрасневшими листьями. Они создают «яркое и звучное пятно», по контрасту с которым изображённая правее них речка кажется тёмной и холодной . Поверхность реки также смотрится большим цветовым пятном, основу которого составляет голубой цвет, к которому добавлены коричневатые отражения берегов .

Следуя вдоль речных берегов, взгляд зрителя пересекает широкие луга с перелесками по обеим сторонам реки, а затем уходит к изображённым вдали лесам. На правом берегу реки выделяется одинокая стройная золотисто-жёлтая берёзка. По мере удаления в глубину звучность колорита постепенно смягчается и переходит в более спокойную цветовую гамму .

Ещё одна параллель между «Мартом» и «Золотой осенью» состоит в том, что эти картины рассматриваются как примеры, наиболее ярко демонстрирующие влияние импрессионизма на творчество Левитана . Действительно, в «Золотой осени» особое значение имеет экспрессивность мазка, который в этой картине ещё более энергичен и разнообразен, чем в «Марте». В частности, пастозными экспрессивными мазками написана листва берёз, где местами краска наложена столь густым слоем, что создаётся впечатление рельефности . В картине традиционная манера живописи естественным образом сочетается «со свободной, почти импрессионистической трактовкой отдельных деталей», но при этом отличие от классического импрессионизма заключается в том, что цвет не растворяется в свете, а сохраняет свою интенсивность .

Отзывы

Сравнивая «Золотую осень» с написанной весной того же года картиной «Март », искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что в осеннем пейзаже нет фрагментарности, то есть «ощущения фрагмента природы», которое было присуще «Марту». По его словам, на создание картины «Золотая осень» художника воодушевила «необычная, поражающая своим эффектом цветовая гамма, в которой главную роль играет контраст золотого и синего». При этом он отмечал естественную уравновешенность композиции картины, которая «развёрнута на зрителя и в ширину» .

По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, созданный в этой картине образ «несёт в себе глубокое и многогранно выраженное содержание», которое «раскрывается по мере всматривания в изображённое, по мере его лирического сопереживания». В процессе такого всматривания можно понять, что целью художника была не только передача нарядных осенних красок, но и показ «таких драгоценных черт, которые помогают нам за этой нарядной, несколько декоративной формой видеть образ большой цельности и поэтичности» .

См. также

Примечания

  1. , с. 364.
  2. Левитан Исаак Ильич - Золотая осень (неопр.) (HTML). Государственная Третьяковская галерея Архивировано 8 июля 2016 года.
  3. , с. 31.
  4. , с. 533.
  5. , с. 208.
  6. Левитан Исаак Ильич (неопр.) (HTML) (недоступная ссылка) . Государственная Третьяковская галерея , www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения 10 июля 2016. Архивировано 8 июля 2016 года.
  7. , с. 137-138.
  8. Антон Павлович Чехов - Имение Горка (неопр.) (HTML). Литературная карта Тверского края, litmap.tvercult.ru. Дата обращения 6 июля 2016. Архивировано 27 сентября 2012 года.
  9. Маргарита Чижмак . Хроника жизни и творчества Исаака Левитана (неопр.) (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2010, № 3, с.58-71. Дата обращения 30 марта 2015.
  10. Илья Сергеев. Гений русского пейзажа - Исаак Левитан и тверские страницы его биографии (неопр.) (HTML). «Тверские ведомости» - www.vedtver.ru (24 августа 2012). Дата обращения 22 ноября 2018. Архивировано 4 марта 2016 года.
  11. , с. 51-52.
  12. В. И. Колокольцов. Отклонение к чеховскому «дому с мезонином» (неопр.) (DOC). Из книги «Отклонение. Колокольцовы в Тверской губернии», Санкт-Петербург, 2004 . www.vgd.ru. Дата обращения 10 июля 2016. Архивировано 4 октября 2012 года.
  13. Д. Л. Подушков . Антон Чехов и И. И. Левитан в Удомле (неопр.) (HTML). Из книги «Знаменитые россияне в истории Удомельского края», Тверь, 2009 . www.gumfak.ru. Дата обращения 10 июля 2016. Архивировано 27 сентября 2012 года.
  14. , с. 56.
  15. , с. 53.
  16. , с. 168-169.
  17. , с. 54.
  18. Собрание Третьяковки: Картина Исаака Левитана «Золотая осень» (неопр.) (HTML). Радио «Эхо Москвы» - echo.msk.ru. Дата обращения 5 июля 2016.
  19. , с. 60.
  20. , с. 55.
  21. , с. 501.
  22. , с. 96.
  23. , с. 366.
  24. , с. 213.

Знаменитый русский пейзажист, питал особенную любовь к осени. Вероятно, потому, что осень резонировала с его меланхоличными чувствами лучше, чем любое другое время года. Всего Левитан написал более сотни осенних пейзажей. Осенью, в особенности в сентябре, как отмечают многие художники, воздух отличается кристальной прозрачностью. Не случайно именно ранней осенью астрономы-любители больше всего любят наблюдать звезды.

Картина «Золотая осень » запечатлела как раз самую яркую, прозрачную и нарядную стадию осени. В природе уже ощущается приближение холодов, но погода еще держится теплая, и утренние заморозки еще не испортили яркие краски желтеющих листьев. Бездонная синева неба контрастирует с золотыми и багряными оттенками осеннего листопада. Через две-три недели листва пожухнет и приобретет бурый оттенок, небо станет пасмурным и тяжело нависнет над землей серыми тучами; дождь превратит волшебные лесные тропинки в непроходимую грязь, спокойная река помутнеет.

Работать над картиной художник начал осенью 1895 года. В то время он проживал в усадьбе Горки (Тверская губерния). Наброски и эскизы были сделаны с натуры, а завершил свой знаменитый пейзаж зимой, после возвращения в Москву. И хотя картина производит впечатление написанной прямо с натуры, во время работы над ней художник полагался, главным образом, на свою зрительную память. В следующем году «Золотая осень» выставлялась в Петербурге и Москве, где и была куплена меценатом и коллекционером Павлом Третьяковым. Надо заметить, что Левитану никогда не нравилось, что его картина фигурирует в каталогах под названием «Осень», он настаивал на названии «Золотая осень», так как просто «Осень» казалось ему грубым и неподходящим названием. В настоящее время холст размером 82 см на 126 см находится в коллекции Третьяковской галереи. Пейзаж написан в энергичной, экспрессивной манере, в нем ощущается влияние импрессионизма; многие детали написаны условно, объемными и рельефными мазками (березовая листва). В целом, «Золотая осень» не самое типичное произведение - это яркая, солнечная, радостная картина. Вместо типичной для Исаака Левитана грусти и меланхолии здесь ощущается лишь легкая тоска по прошедшему лету (и, возможно, сожаление о том, что прошло вместе с ним). Скорее всего, в этом пейзаже отразились приподнятые романтические чувства автора - известно, что перед началом работы над пейзажем у него был роман с Анной Турчаниновой.

Любопытно, что Исаак Левитан написал еще одну картину с таким же названием, «Золотая осень», она была завершена в 1896 году и также находится в Государственной Третьяковской галерее. Эта картина примерно в два раза меньше свой знаменитой тезки, она изображает другой яркий осенний пейзаж и написана в более простой, стилизованной манере.

Картина «Золотая осень» Исаак Левитан

Хотите, чтобы в вашем доме и осенью и зимой было тепло и уютно? Красивые и современные камины вы можете выбрать и приобрести . Большой выбор каминов на любой вкус и дизайн жилища.


Сегодня «Золотая осень» считается вершиной мастерства Исаака Левитана, а во времена создания картины к живописцу относились довольно предвзято и упрекали в желании писать пейзажи. Мол, негоже еврейскому художнику браться за дело исконно русских мастеров. Тем не менее, пейзажи, написанные Левитаном, занимают первые места в «золотом фоне» русской живописи.


Исаак Левитан. Автопортрет (1880)
Исаак Ильич Левитан (1860 - 1900 г) родился в образованной обедневшей еврейской семье в 1860 году. В 1870-м отец Илья Левитан принял решение перебираться в Москву, чтобы хоть как-то спастись от нужды. Старший брат Исаака Авель поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а через 2 года к нему присоединился младший 13-летний брат. Еще через пару лет умирает мать будущего художника, а больной отец вынужден покинуть работу и зарабатывать на жизнь репетиторством.

Постоянные финансовые трудности семьи побудили руководство училища несколько раз оказать братьям Левитанам материальную помощь «за отличные успехи». В конце концов, их и вовсе освободили от платы за обучение.


Серый день. И. Левинтан, 1890-е гг.
Успехи в живописи у Исаака Левитана действительно были. Как вспоминал его современник: «Левитану давалось всё легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой». Особенно удавались пейзажи.

Весной 1888 года Левитан вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. В итоге Левитан провёл в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888-1890). В конце 1880-х - начале 1890-х годов Левитан возглавлял пейзажный класс в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста.

Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов.

В 1892 году Левитан как «лицо иудейского вероисповедания» был вынужден покинуть Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться.

Золотая осень. И. Левитан, 1895 год.
Одной из самых известных картин Исаака Левитана является «Золотая осень», написанная в 1895 года. Она принадлежит к так называемой «мажорной серии» художника. Советский искусствовед Алексей Федоров-Давыдов отзывался об этом полотне так: «Золотая осень» поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы».

Сам же Левитан скептически отзывался о своем полотне, называя его грубым. В тот период он страдал от приступов меланхолии. В XIX веке под этим понятием подразумевалось психическое расстройство, депрессия. К тому же в Левитана было больное сердце.


Картины «Золотая осень» в 2010 году в Государственной Третьяковской галерее.
Когда же картину представили общественности, ее приобрел Павел Третьяков. Левитан был безмерно счастлив. Пока полотно не передали в Третьяковскую галерею, его позволили экспонировать на выставке передвижников в разных городах России. В Харькове с картиной случилось несчастье: с одного из калориферов упал медный козырек и прорвал холст. Сегодня рана заделана и невооруженным взглядом ее не обнаружить.