Московская сретенская духовная семинария. О роли женщины в церкви

Березниковская основная школа-филиал Муниципального бюджетного образовательного учреждения Юрьевской средней школы

Эссе

Предмет: «О сновы религиозной культуры и светской этики »

ЖЕНЩИНА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Исполнитель

Фролова Ольга Львовна

С. Березники – 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о роли женщины в Православной Церкви многократно поднимался на протяжении всей истории христианства, начиная с первых десятилетий существования Церкви. Поэтому когда в двадцать первом веке задается этот вопрос, то чаще всего имеется в виду собственно не роль - об этом проповедовал Сам Христос, и писал еще апостол Павел, а актуальная проблема взаимоотношений мужчин и женщин в семье, в обществе и в Церкви.

Назначение женщины в мире за последние 2 тыс. лет нисколько не изменилось. Все, чему учат Священное Писание, Церковь, как и ранее жизненно и актуально, и незыблемым остается место женщины в мире, которое было определено ей Богом, который сказал: «сотворим ему (мужу) помощника по нему» (Быт. 2 , 18).

Другое дело, что сейчас, в современном цивилизованном мире, наполненном гордостью за свои мнимые ценности и оторванном от духовных корней, женщина все больше и больше забывает свое исконное место в жизни... и все более и более чувствует себя несчастной. Ведь ни владения высокими постами, ни успешная карьера - ничего из этого никогда не сможет заменить ей тихого семейного счастья, счастья любить и иметь опору в лице мужа, счастья материнства и воспитания детей.

Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалась словам апостола Павла: «Ваши женщины в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и Закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви»(1 Кор, 14, 34-35).

Тема настоящего эссе остается особенно актуальной в наше время и ставит перед современным поколением много вопросов и задач, связанных с участием женщины в жизни Православной Церкви.

РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Женщина и религия - одно из самых противоречивых явлений в истории развития человечества. В духовных аспектах всех религий женское начало играет важную, а в некоторых случаях определяющую роль. Именно сочетание мужского и женского начала порождает в обществе все сущее.

Однако почти все мировые религии игнорируют женщину как существо второстепенное, делают невозможным роль женщины как служителя культа, но ей отводится определенное место в храме, где она выполняет определенные для нее функции .

В православии женщина принадлежит своей семье, детям, мужу, и в последнюю очередь самой себе, если у нее на это хватает времени и сил.

Православной Церковью судьба женщины предопределена - рождение детей в муках и добросовестное послушание мужу. Такая догматическая точка зрения свойственна и современному православию. Таким образом, православие в своих взглядах придерживается четкой патриархальной линии, возлагая исключительно на мужчину ответственность за женщину в семье и обществе.

Такой подход православия и Церкви характеризуется аскетичностью и суровой догматичностью, традиционно рассматривая женщину как мать, жену и помощницу мужу, основной задачей которой должна стать забота о благосостоянии семьи. То есть, Православная Церковь значительно сужает сферу деятельности женщины - подобная тенденция наблюдается и сейчас .

Чтобы определить, каким является положение женщины в христианстве, необходимо детально изучать этот вопрос в историческом экскурсе. Для этого нужно обратиться к первоисточникам по данной тематике, сравнить положение женщины, которое характеризует теоретические материалы и на основе высказываний церковнослужителей определить связь религиозных взглядов с тенденциями современного мира, процессами глобализации, определить роль СМИ в формировании стереотипов относительно женской роли в обществе .

Об актуальности данной темы свидетельствует интерес к ней в научной литературе, а также большое количество публикаций по данной тематике. Можно говорить о научной дискуссии по вопросу положения женщины в Православной Церкви и отношение самой церкви к женщине, ее социальных функции. Отстаивается точка зрения о том, что женщина на современном этапе имеет уважительное положение в церкви, которая поощряет ее общественную инициативу, одобряет сознательную гражданскую позицию, но призывает к почтению догматов церкви и уважению к мужу .

Другая группа исследователей говорит об открытом дискриминационном отношении к женщине в православии, о несоблюдении ею прав и свобод, о сужении ее социальных ролей. Надо сказать, что обе группы исследователей открыто избегают полемики по данному вопросу, освещая лишь одну сторону проблемы и используя сравнение с другими религиями, не принимая во внимание тенденции современного развития мира .

По традиции, восходящей с раннехристианских времен, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение отвечало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов.

В дни празднования Светлого Воскресения Христова все верующие удостаиваются щедрых милостей Божиих и переживают чрезвычайную радость торжества Пасхи Христовой. Но особой пасхальной благодати на Пасхальные праздники удостаиваются верующие женщины, так же как этого удостоились жены-мироносицы, которые не только первыми услышали от Ангелов весть о Воскресшем Спасителе, но и первыми сподобились увидеть Воскресшего Господа. Поэтому Православная Церковь в первое воскресенье после Антипасхи установила чтить память жен-мироносиц.

Почему же жены-мироносицы имели такую ​​большую честь Господа? На этот вопрос нам отвечает Евангелие, в котором говорится о пламенной любви жен-мироносиц в своего Господа и Спасителя. Они не только старательно служили Иисусу Христу в Его спасительной смерти, но и в порыве своей глубокой любви к Нему, на рассвете третьего дня пребывания Христа во гробе, пошли помазать Его тело ароматами, и имели честь первыми увидеть чудо Воскресения Христова, стать первыми свидетелями Воскресения Господня.

Так и православные жены, стремясь всегда к прославлению Господа, особенно тщательно и с глубокой любовью готовятся сами и украшают церковь и свои дома на праздник Пасхи Христовой. Жертвуя празднику свои труды и любовь, верующие жены соответственно и получают самые благодатные дары и милости от Воскресшего Христа. Поэтому в праздник жен-мироносиц Православная Церковь чтит труды и подвиги, любовь и преданность Церкви Христовой своих верующих православных женщин .

Пасхальный праздник жен-мироносиц еще больше укрепляет благодатную силу православных женщин, чем значительно облегчает им служения семье, Церкви и обществу. Воскресенье жен-мироносиц становится для них праздником духовного торжества любви и подвигов и благодатного пасхального вдохновение в жизни и трудах.

Высоко оценивая общественную роль женщины, Церковь одновременно противостоит современным тенденциям к умалению роли женщины как жены и матери. Равноправие между мужчиной и женщиной не отменяет их естественной различия и не означает тождества их призваний, как в семье, так и в обществе. У каждого свое предназначение, заложенное в природе Самим Творцом, и противоречить этому - значит противостоять всему Божьему промыслу о человеке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вне Церкви нет спасения, говорят св. отцы. Только в Церкви, в ее Таинствах и обрядах, мы получаем благодать Божию, которая укрепляет нас на пути возвращения добродетелей, дает силы очиститься от греха. Добродетель вообще благодатный дар. Где же еще, как не в Церкви, может черпать силы для изменения себя современная женщина?

Только в христианстве - женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумия, терпения, способности рассуждать, мудрости.

Как бы ни провозглашали Отцы церкви, женщина в христианстве уже давно не находится на задворках, хотя лидирующее место она занимать не может. Нельзя обвинить христианство в том, что оно смотрит на женщину как на низшее существо: это единственная религия, провозгласившая высоким и самым совершенным представителем человеческого рода именно женщину – «Честную Херувим и славнейшую без сравнения Серафим» Пресвятую Деву Марию. Но и Она повиновалась своему Обручнику Иосифу. Это объясняют тем, что более совершенное создание вполне может подчиняться менее совершенному, так как отношение подчинения в христианстве определяется не качеством, а функцией.

Православная религия представляет собой самостоятельную и конечную ценность, а все нерелигиозные потребности отходят на второй план. Среди людей этого типа преобладают женщины. Религия и Церковь спасает их от тревог и страхов, дает ощущение радости и свободы и, в конечном счете, помогает реализовать свой высший духовный потенциал. Именно в религии многие женщины находят самые главные ценностные ориентации, а Бог для них тем необходимым собеседником, к которому они могут обращаться во внутреннем диалоге. Каждая отдельно взятая женщина сейчас может выбирать, какую социальную роль ей выполнять, роль лидера или матери, возможно, сочетание этих двух ипостасей, что вполне естественно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Бегиян Сергий, священник Мужчина и женщина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/66988.html (дата обращения – 11 марта 2018 года)

    Лоргус Андрей, священник Женщина в православии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zavet.ru/vopr/pism/004.htm (дата обращения – 11 марта 2018 года)

    Лоргус Андрей, священник Женщина в православии[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zavet.ru/vopr/pism/004.htm (дата обращения – 11 марта 2018 года)

    Кураев Андрей, протодиакон Женщина в Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/book/71851-zhenschina-v-cerkvi/ (дата обращения – 12 марта 2018 года)

    Евдокимов П. Н. Женщина и спасение мира / П.Н. Евдокимов. - Минск: Лучи Софии, 1999. - С. 263-267.

Положение женщины в христианстве

Раскроем теперь христианское учение собственно о положении женщины в христианском обществе. Так как женщина может быть рассматриваема прежде всего вне отношений к мужчине, как девица, и затем в ее супружеском состоянии, в отношении к мужу, семейству и обществу; то, сообразно этому, нам предлежит показать предварительно, насколько в интересе женщины составлено христианское учение о девстве.

Девство существовало и в дохристианском мире. Таковы были у греков девственницы в храме Афины или весталки в древнем Риме, которые для служения при храме какой-либо богини должны были пребывать в девстве всегда или продолжительный период. Таким образом, явление девства в язычестве обусловливалось строго общественно-религиозным служением этой жрицы, которая была вынуждаема к девственности ее положением и только потому целомудрие ее ценилось высоко и ограждено было строгими законами. В Ветхом Завете, у иудеев, девство считалось не менее исключительным, ненормальным явлением, как видно из примера дочери Иеффая, девственная участь которой, наступившая согласно обету отца, была горько оплакана ею в горах вместе с подругами и впоследствии была оплакиваема дочерьми Израилевыми четыре дня в году (). Между тем в христианстве девство не есть принудительное или стеснительное для женщины явление или состояние, унижающее личность женщины. По учению Слова Божия, оно служит еще к большему возвышению женщины. Девство новозаветное, освященное примерами Иисуса Христа, Пречистой Матери Его Приснодевы и некоторых апостолов, рекомендуется в христианстве как один из благородных свободных подвигов, как состояние желательное лишь в видах больших удобств достижения христианского нравственного совершенства. Апостолы, услышавши учение Иисуса Христа о нерасторжимости брака, о запрещении отпускать жену злого характера, высказали тот взгляд, что в виду таковых условий брака лучше человеку вовсе не вступать в брак, легче бороться с пожеланиями природы, чем с злонравной женой. Спаситель на это указывает (), что не всякое безбрачное состояние ценно пред Богом, и придает цену и высокое значение духовному скопчеству – добровольному духовному подвигу самоотречения от брачной жизни при всей возможности и способности вести брачную жизнь. Итак, безбрачное состояние, не получившее безусловной санкции, является желательным и возможным для немногих личностей, которые получают от Бога особенный дар и благодать воздержания, способность к целомудренной жизни, происходящую от чистого сердца. Учение Иисуса Христа о безбрачии находит лучшее для себя объяснение в 7-й главе 1-го послания апостола Павла к Коринфянам. И там, как и здесь, легко видеть, что брак для женщины не признается необходимым, девственница не рассматривается как существо, достойное сожаления, равно как и состояние безбрачное не поставляется в закон.

Лишь из желания всем существенного добра апостол Павел () представляет безбрачие как путь лучший, удобнее ведущий к христианскому совершенству. Апостол, правда, по его же собственным словам () не имеет в виду сделать об этом определенные обязательные постановления, но дает лишь совет, впрочем согласный с намерениями Господа – совет, который удобнее принять за настоящую нужду () – в виду тяготы, забот вследствие брачного состояния и вообще по причине всегда готовых настать тесных обстоятельств, различных бедствий, которые легче перенести одинокому как не поражаемому страданиями столь близких для себя лиц, каковы жена и дети. К тому же вступившие в брак скорбь плоти имети будут, аз же , говорит апостол, вы щажду {а}, то есть соединенные с брачным состоянием заботы и попечения о содержании дома, заботы о воспитании детей и различные неудачные обстоятельства в отношениях к людям возбуждают в душе апостола соболезнования о брачующихся и побуждают отдать преимущество безбрачным как свободным от этих скорбей и могущим быть беспечальными (). Освобождая от этих забот и скорбей, безбрачие предоставляет человеку возможность большую половину времени посвящать Господу и постепенно дойти до высшей степени нравственного совершенства. И естественно, что девственница, исключительно посвятившая себя Господу, станет иметь заботу только о том, как угодить Господу, сохраняя в чистоте и святости душу и тело, а замужняя женщина больше предана будет заботливости об угождении мужу и неизбежным хлопотам по хозяйству (). Таким образом, как по учению Иисуса Христа, так и апостола Павла свободной воле женщины предоставляется определить, избрать ли ей девственное состояние или брачное, сообразно с личными наклонностями и расположением, без всякого к тому принуждения, какое испытывали девственницы язычества. в раскрытом учении о девстве проповедует самостоятельность женщины, независимость ее существования от мужчины, смотрит на девственницу как на личность с общечеловеческими нравственными правами, как на гражданку Царствия Божия, достигающую его путем свободно избранного ею служения Богу в девстве.

Прилагая данные наставления сначала к девам (), потом к вдовам (), апостол Павел отнюдь не подчиняет избрание девства чужой воле, принуждению или насилию родителей. Если кто, по мыслям апостола (), приобрел твердое убеждение в превосходстве девства и, соображаясь с положением семейных дел и желанием дочери, решил соблюдать свою дочь в девстве, тот хорошо делает. Если же отец видит, что дочь его не удержится в девственной жизни, а между тем она стала переходить за полный возраст, неодобрительный в мнении людей, то пусть лучше устроит ей брак (). В этих местах нельзя видеть стеснения свободы девицы волей родителей. Апостол не говорит о намерениях или расположении самих дочерей потому только, что предполагает согласие их с родителями, а с другой стороны – сообразуется и с тогдашним обычаем, по которому родители выдавали дочь замуж, а не сама девица устрояла себе брак. В другом месте (; ср. ) тот же апостол говорит, что нет греха, если девица посягнет выйти замуж; значит, у апостола имеется в виду и внутреннее добровольное расположение девицы. Стало быть, и в этом пункте признает свободу за женщиной – по доброй воле выйти в замужество или остаться девой.

При таких воззрениях христианства на девство как состояние свободно избираемое, апостол Павел без противоречия себе рекомендует брак для не могущих пребывать в девстве, который вполне обеспечивает нравственные достоинства христианина, имеющего возможность спасения и в брачной жизни. Только в христианстве и ни в какой другой значение брака возвышено до значения священного таинства, в котором человек получает особенные благодатные дарования, религиозное освящение. Дав заповедь супругам о повиновении и любви, апостол Павел указывает на тесный союз мужа и жены как на образ великой тайны общения Христа Господа и Церкви (). Потому, по апостолу, и брак должен быть о Господе (), то есть чтобы с благословения Церкви, во имя Господа, был совершен в церкви – только при этом достигается идеал этого союза. Таким образом, брак в христианстве не есть только дело естественное, совершаемое по требованию природы, не есть какой-либо гражданский акт, как было в язычестве: он имеет в христианстве высшее благодатное освящение. Только такой брак и может иметь все благодетельное значение для женщины, поскольку в силу высокой нравственной идеи христианского брака супруг останется долее на всю жизнь верным обязательству, данному им пред обществом верующих и Самим Богом. При возникновении бурной страсти христианский супруг невольно сдерживается религиозно-нравственным чувством, тогда как в свободном сожитии или в гражданском браке верность супруга закрепляется непрочно – только внешними официальными условиями. В последнем нарушение супружеской верности бывает скорее и легче, ибо такой брак представляется в виде недостаточно обязательного контракта между двумя лицами и по временному сожительству не представляет прочных основ для естественных, на всю жизнь простирающихся привязанностей супругов, равно и для развития вообще семейных начал, и обыкновенно приводит женщину к униженному состоянию, презрению и насмешкам, когда она покидается неверным сожителем.

Частные условия брака в христианстве, всегда так или иначе отражающиеся на положении женщины, служат также выражением высокой нравственной идеи. Христианский брак есть единый и нерасторгаемый супружеский союз, тогда как в язычестве всюду было многоженство (полигамия) и брачные узы были удоборасторжимыми.

Сообразно с христианским разумно-нравственным воззрением на грех прелюбодеяния, который, по учению Спасителя (), составляет не только внешнее действие прелюбодеяния, но и внутреннее вожделение, страстное расположение, всякий сладострастный взгляд на женщину, в христианстве изменяются и прежние взаимные отношения между супругами, по христианскому учению они чище и выше и как бы одухотворяются. В опровержение фарисеев , указывая из Писания на образ творения мужа и жены и на первоначальный закон брака в его истинном смысле, дает уразуметь фарисеям, что Бог хотя и после мужа создал жену, однако же как существо одной природы с мужем, для восполнения еще неполного тогда человеческого существа, так что два человека, по идее брака, должны быть одним существом, одушевленным одной душой (), первобытная чета должна быть тесно связана не только плотской, но и внутренней, нравственной связью по одинаковости их мыслей, чувств, намерений и действий. Отсюда вытекает, что связь супружеская, насколько она теснее даже чем самая сильная кровная связь между родителями и детьми (), обязывает ту и другую половину ко взаимному теснейшему общению, без всякой мысли о преимуществах одного существа пред другим (). При этом истинный христианский брак есть супружеский союз между одним мужем и одной женой. Отцы и учителя Церкви слова Спасителя: сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть () изъясняют в том смысле, что сначала сотворил одного мужчину и одну женщину; отсюда должно уразумевать, что в намерении Творца было, чтобы мужчина имел только одну жену и не оставлял ее (Златоуст, Феофилакт и другие).

С этим первоначальным условием брака в виде единоженства, тесного союза с одной женой тесно связано требование нерасторжимости брачного союза, также имеющее благодетельное значение преимущественно для женщины. Не только в язычестве и магометанстве, в котором женщина почти нисколько не ценится и даже отождествляется с вещью, но и в иудействе самовольное расторжение брачного союза было обычным явлением и развод составлял своеобразную привилегию мужчины, который имел право отпускать жену по всякой причине. Этот господствовавший в среде иудеев взгляд Спаситель признает неправильным, говоря: еже убо сочета, человек да не разлучает (). Учение Иисуса Христа о нерасторжимости брака, по-видимому, должно было и по замечанию фарисеев оказаться противоречивым Моисееву закону (), по которому муж, если почему-либо хотел развестись с своей женой, должен был дать ей разводное письмо, письменный документ, что он отпускает жену свою по известной причине. Если же развод посему дозволен Моисеем, получавшим все законы от Самого Бога, значит – он не противен и закону Божию, ибо Бог противоречить Себе не может; в таком духе сделали фарисеи возражение против учения Спасителя (). объясняет им, что хотя закон Моисеев дозволяет развод, однако это закон позднейший, в происхождении своем обусловливаемый низким нравственным состоянием евреев во время Моисея, данный по жесто[ко]сердию народа (), нравы которого тогда были так грубы, сердца так жестоки, страсти так необузданны, что ради того, чтобы женщину не ставить в слишком уже тяжелое положение при жестокосердом муже, Моисей только в ограждение прав женщины дозволил развод под условием совершения письменного, формального акта развода с обозначением уважительной для того причины. Следовательно, не Моисей был виновником нарушения первоначального закона о тесном неразрывном союзе, а жестокосердие евреев, их грубость, нравственная неразвитость. В христианстве же, напротив, брак нерасторжим и развод представляет явление, противоречащее первоначальному закону брака: изначала же не бысть тако (). Возводя брак к смыслу первоначального установления его Богом, Спаситель объясняет, что развод возможен разве словесе прелюбодейна (), так как факт прелюбодеяния разрушает закон Божий о браке в самом его существе – расторжением единения мужа и жены, и, следовательно, допущенный Спасителем развод в случае прелюбодеяния есть лишь формальное, внешнее разделение лиц, которые более не составляют плоть едину (). Так точно и апостол Павел раскрывает это же учение, когда говорит: жена привязана есть законом, в елико время живет муж ея (), равно и муж привязался ли еси жене, не ищи разрешения (); оженившимся завещаваю не аз, но Господь: жене от мужа не разлучатися (). Развод с женой и женитьба на другой по неуважительным причинам были прелюбодеянием, прелюбодеянием двусторонним или даже четверосторонним, так как и разведшийся с женой, оженившийся на другой впадал в прелюбодеяние, и женившийся на разведенной самовольно также прелюбодействовал (). Такой произвольный развод Спаситель подвергает строгому суду, потому что оба лица по закону еще соединены. Допущение Иисусом Христом формального развода, возможное лишь при расторжении брака по существу, и запрещение развода как ненормального явления в христианстве имеет весьма важное благодетельное значение для женщины, на положении которой особенно тяжело отзывался существовавший в иудействе закон о разводе. По христианскому взгляду на брак как на союз с высокими нравственными целями, а не как на средство лишь к удовлетворению чувственности, все в браке всецело связано с нравственной идеей любви, которой приносятся в жертву внешняя непривлекательность жены (или мужа), несходство в характере, требующее нравственной борьбы и самоотвержения, или различные случайные столкновения и неприятности, свидетельствующие о недостатке силы нравственной любви и привязанности, – тогда как в иудействе каждое из этих обстоятельств считалось достаточным поводом к разводу. Вследствие нерасторжимости христианского брака жена-христианка, ввиду отстранения ее от общественных занятий, равно ввиду некоторых немощей ее природы, находит для себя утешение в сознании прочности своего положения как матери семейства, могущей неуклонно во всю жизнь вести дело воспитания детей, и как госпожи дома и хозяйства. Условие нерасторжимости брака ручается женщине за честное положение всей ее жизни, несмотря на утрату молодости, красоты и здоровья, потому что брак имеет нравственное значение.

Указав выгодные для женщины требования и условия христианского брака, мы теперь перейдем к рассмотрению вопроса о том, чем должна быть женщина в браке, каковы по христианскому учению должны быть взаимные отношения супругов. Из рассмотрения некоторых мест посланий апостола Павла к Ефесеям, Коринфянам и к Тимофею, в которых раскрывается учение о взаимных отношениях и правах христианских супругов, легко будет вывести то заключение, что в этом пункте учение христианское составлено также в интересах женщины, но вместе с тем и соответственно естественным особенностям женской природы.

(№ 22, с. 856)

Основное отношение супругов в христианстве – главенство мужа и подчинение жены мужу. Определяя эти отношения между супругами, апостол Павел употребляет сравнение, заимствованное им из высшей, божественной области. Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу (). Повиновение жены мужу в христианстве имеет высший характер и вытекает из страха Божия; жена повинуется мужу как представителю Господа (Златоуст); зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве (), то есть муж есть глава жены в таком смысле, в каком Христос – глава Церкви. «Как Христос, будучи главой Церкви, промышляет о ней и спасает ее, так и муж есть спаситель жены, тела своего» (Феофилакт) и должен являть себя спасителем жены, чтобы и жена видела в нем своего спасителя и, вследствие сознания, что муж есть защита и охранитель ее лично и ее интересов, должна оказывать ему повиновение. В другом месте апостол подобным же образом говорит: всякому мужу глава Христос есть, глава же жене муж, глава же Христу Бог (). Затем, указывая для жен пример всецелого повиновения мужьям в повиновении Церкви Христу (; ср. ), апостол предписывает и обязательную для мужей любовь к женам в мере любви Господа к Своей Церкви, Который Себя предал за нее (), Свои заботы о чистоте, святости и непорочности Церкви простер до того, что пожертвовал Своей жизнью для этого. Следовательно, и мужья должны простирать свою любовь к женам до самопожертвования, из искренней любви к ним все делать к ее {b} славе и возвышению и всячески содействовать нравственному усовершенствованию.

В предписании апостола относительно повиновения жены мужу нет ничего ни противного достоинству и интересам женщины, ни унизительного для ее положения. Апостол вообще и всем христианам предписывает повиноваться друг другу в страсе Божии (), не из человекоугодия, не в надежде каких-либо выгод, а по уверенности, что на то есть воля Божия, в сознании, что взаимное повиновение и служение сообразно с духом христианства (; ) – духом самоотвержения и любви, простирающейся до положения души за ближнего и исключающей всякое рабство и унижение. Таким же духом должно быть проникнуто и требование повиновения жены мужу. Теперь уже стало странным слышать нелепое толкование выражений апостола: глава жены (), жена да боится своего мужа () в том смысле, что здесь христианством полагается основание для деспотизма мужа, что здесь как бы освящаются грубые насилия сурового мужа над существом слабейшим – как будто понятия «главенство» и «подчинение» немыслимы без проявления грубой физической силы, эгоизма и рабского угнетения. Слова апостола: жена да боится своего мужа отнюдь не предполагают страха рабыни; страх предписывается здесь не рабский, доходящий до обезличения подчиняющегося, не внешний в смысле трепетания нежной супруги от грозных очей супруга, не своекорыстный; страх этого рода исключает всякую искреннюю любовь жены и потому не есть христианский. Христианский страх, исходя из любви, есть уважение, происходящее от сознания совершенств, высоких нравственных качеств любимого лица: таковой страх христианин обнаруживает к Высочайшему Существу; отчасти подобный страх чувствуется к человеку высокоуважаемому. Апостол обязывает жену к страху и боязни в смысле почитания, уважения мужа, как бы благоговения пред ним. Но какая, скажут, может быть любовь там, где есть страх? Там-то, по мысли Златоуста, она и будет. Ибо та, которая боится, и любит, и которая любит, боится как главы и любит как член. Подчиняя жену мужу и превознеся мужа над ней, чтобы был мир, апостол показал и образ любви (), а образа страха – нет, потому что хочет, чтобы преимуществовала любовь. Если будет она, то за ней последует все остальное; а если будет страх, то не вполне. Кто любит свою жену, тот, хотя она была бы и не очень послушна, все переносит; но если супруги не связаны силой любви, то единомыслие между ними – дело трудное. Страх же в этом случае не производит такого действия. Жена ничего не теряет от того, что ей предписывается страх, потому что мужу предписывается любить ее. «И ты, муж, слыша о страхе, требуй страха, приличного свободной, а не как от рабы, так как жена – тело твое. Что же это за страх? Чтобы она не противоречила, чтобы не выходила у тебя из послушания, чтобы не стремилась к первенству. Если же ты любишь как должно, то достигнешь гораздо большего почтения себе, и достигнешь этого не столько угрозами, но собственно любовью» (Златоуст). Прибавлять что-либо к этому толкованию было бы излишне. Так-то христианское повиновение жены совершенно немыслимо без любви и уважения; с другой стороны, главенство мужа немыслимо без проявления любви и зависимости от существа любимого.

Итак, несмотря на признание нравственного равенства женщины с мужчиной, назначает ей скромную, полезную деятельность главным образом в семейном кругу, где она может оказать все нравственное влияние на мужа и семью, где она может усовершенствовать частную жизнь, оживлять, украшать ее – а это великое и благородное служение обществу. Совершенство нравственной чистоты и красоты, а не внешняя красота и наряды дорогие, жизнь, сосредоточенная в сердце, в его чистых нравственных чувствах, а не развлекаемая делами внешнего мира, безмолвие духа, а не претензия на открытую общественную деятельность – таковы высокие достоинства женщины христианской. В святыне целомудрия, в глубоком, живом религиозном чувстве, которому женское сердце может быть отличным проводником в обществе, в безраздельных чувствах супруги, матери, в полном посвящении сердца и жизни воспитанию детей, в чувствах и стремлениях любви христианской с ее всеобъемлющим добром, с ее милосердием и состраданием к бедствующему человечеству, к которым так способна по природе своей женская душа – вот в чем справедливо православный богослов может указать чрезвычайно высокое назначение женщины, которая с признанием в этой сфере неприкосновенных ее прав со всей свободой может обнаруживать свою деятельность.

Возвышеннейшее и совершеннейшее проявление чистейшего духа христианства представляет нам Пресвятая Дева Мария, Которая одновременно является и благородной царской Дочерью и простой Женщиной, приобретавшей Себе пропитание трудами рук Своих; Она – Дева и Мать, супруга и вдова, самая верная ученица Евангелия и путеводительница других ко спасению. Несмотря на Свои великие нравственные совершенства, всеми благоговейно уважаемая за святость, глубину веры и знание истин евангельских, Святая Дева, находясь в общине первых христиан (), не спешит выступить на поле открытого действия в мире со словом проповеди как учительница, не получает преобладающего значения ни в Церкви, ни в обществе христиан того времени. Чтобы видеть, что Пресвятая Божия Матерь действительно представляет Собой высокий образ чистой христианской женственности, мы приведем в заключение слова Четьи-Минеи. «Какова Владычица наша Пречистая Дева Богородица, живущи на земле, была нравом, издревле предано сице. Дева была не только плотию, но и духом, в сердце смиренна, в слове благомудренна, в глаголании нескора, в чтении всегдашня, в трудех бодра, в беседах целомудренна, яко с Богом, а не с человеки беседуя. Никого не обижала, но всем всяких благ желала; не возгнушалась никаким хотя и убогим человеком; ни над кем не посмеялась, но все, что усматривала, ублажала: благо, благо… Внешний лик Ея образом был внутренняго совершенства, изображением благоутробия и незлобия. С нравом же Ея пресвятым, какова Она была и телесным образом, обретается в древнем предании сице: была Она во всяком деле честна и постоянна, мало зело и то потребное глаголющи, к слушанию готова и благоглаголива, честь каждому и почитание воздавая. Была Она всякаго кичения непричастна, проста, нимало в лице не притворяющаяся… Одежды, которыя носила, были просты и естественнаго вида, как и ныне святой покров пресвятыя главы Ея являет…» (Минея-Четья, август, 15 день).

Любая религия стоит на своих столпах-догмах, запрещающих логический анализ «божественных откровений». Тем не менее, чем более прогрессивным становится человечество, развиваясь технически и удаляясь от религии, тем больше становится вероятность возникновения различных теорий и поисков логических несоответствий в святых текстах. Чтобы убедиться в этом, не нужно далеко ходить за примерами: горячие дебаты вызывает отношение к женщинам в религиозных манускриптах. В этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты отношения к женщинам в одной из крупнейших мировых религий — христианстве.

Религиозное принижение женских прав связано во многом с социально-экономическими факторами. Исторически, во времена матриархата, женщина была главой семьи, пользовалась ее безоговорочным уважением. В те времена женский труд – собирательство – зачастую являлся более продуктивным, чем охота. Не случайно античная мифология воспевала женщин – Деметру, Латону, Исиду и многих других. Но с развитием производства и разделения труда в первобытном обществе женщина теряет свое доминирующее положение.

Надо сказать, что христианство проигрывает битву за толерантность и равноправие. Происхождение «из ребра» послужило основой для многочисленных нападок на представительниц прекрасного пола. Библия прямо говорит о том, что Бог вдохнул в Адама бессмертную душу, зато никаких упоминаний о душе Евы в писании нет.

Вопрос, есть ли у женщин душа, вызвал настоящие религиозные битвы среди духовенства. Многие из его представителей даже начали сомневаться в том, является ли женщина человеком. В 585 г. н.э., Маконский церковный собор поднял этот вопрос, и после долгих обсуждений большинством всего в один голос официально признали, что все-таки женщина имеет некое подобие души, хотя и является существом более низкого порядка. Это воистину «героическое» признание стало возможным благодаря той части Писания, где говорится, что Сын Божий Иисус Христос был в то же время сыном человека – Марии. Впрочем, это никак не повлияло на потребительское отношение к женщине в Европе и остальном христианском мире. Книга Притчей Соломона объявляла женщину сосудом греха, источником искушения, давая продолжение развитию неравенства и угнетения.

Занимательно, что даже имя Ева в Священном писании не мелькает. Каноны утверждают, что первыми людьми на земле были Адам и его жена. Имя Ева – имеющее древнееврейские корни – женщина получает уже после изгнания из Рая. И стоит ли после этого заикаться о равенстве?

Посмотрим на двенадцать апостолов, окружающих Иисуса. Нет среди них ни одной женщины. Все божественное долгое время считалось чуждым, чужеродным для прекрасного пола. Роль женщины определялась патриархальным строем общества – «терпи и молчи». Жена должна быть послушной и трудолюбивой. Женщина в христианстве была дополнением к мужчине – ведь негоже ему быть одиноким. Так что сделал Бог ему помощника. Еще раз отметим, не ровню, которой была Лилит. И которую предпочли забыть, вычеркнуть со страниц, причислить к демонам.

Религиозная христианская философия Средних веков однозначно и крайне жестко указывает женщине на ее место — похотливой и нечистой твари. Именно христианская традиция принесла женоненавистничество, связанное с гипотетическими колдовскими способностями женского рода. До XIII века Ева была главным виновником грехопадения, а вот идея женских связей с дьяволом распространилась по Европе в XIII — XIV веках. Средневековые мыслители полагали, что женщина из-за своей сексуальности представляет опасность для мужчин.

Таким образом, Абеляр осудил женщину за то, что она вводит в искушение — как некогда Ева вынудила Адама согрешить, так и дочери ее стали поступать во веки веков. Женщина в христианстве долгое время воспринималась как существо несовершенное. Женщина в христианстве — человек второго сорта. Суровые законы древнего мира поработили женщин, приведя к полному беззаконию в их отношении. Женщинам вменялось в обязанность помнить, что не муж от жены, а жена от мужа.

Папа Иннокентий VIII в 1484 году подписал буллу, дающую карт-бланш на охоту на ведьм. Надо ли упоминать, что от подозреваемых бедняжек просто выбивались признания, без зазрения совести применяя пытки. «Виновные» предавались аутодафе. Европа осветилась огнем костров инквизиции. В обвинительных приговорах то и дело звучало, что ведьма была «дьявольски» привлекательна. Спустя три года был издан «Молот ведьм», превратившийся в настольную книгу инквизитора, а их пыточный арсенал заметно расширился.

На первый взгляд несколько иного отношения женщины были удостоены в католицизме, в котором особо почитали Деву Марию, мать Иисуса Христа. Ватикан придерживался догм, которых не было в протестантизме и православии, например, о непорочном зачатии Девы Марии (1854) и о ее телесном вознесении после смерти (1950). Кроме того в марте 1987 года была опубликована энциклика Папы Римского Иоанна Павла II «Матерь Искупителя», где образ Марии был назван идеалом истинной женственности. Любопытно, что доминиканские монахи XIII — XIV веков видели и воспевали в образе Девы Марии послушание и смирение.

По мнению экспертов в последние десятилетия католическая церковь очень часто делает заявления, что статус женщин сегодня не соответствуют требованиям справедливости. Тем не менее, некоторые радикальные богословы обращают внимание на несоответствие между словами Церкви и той ролью, которую церковь на самом деле определяет женщинам. В частности это относится к давно обсуждаемому вопросу о праве женщин носить сан. В этом пункте католическая церковь стоит на том, что женщина не может быть священником, так как ни Писание, ни теология не дают оснований для изменения существующей традиции. Один из главных аргументов – это всё то же отсутствие женщины среди апостолов. А еще Церковь полагает священника заместителем Христа, а поскольку он был на Земле в мужском обличье, то негоже женщине выполнять эту роль.

Сейчас, когда позиция церкви слабее, а движение феминизма, напротив, набирает силу, церковь начинает искать пути к отступлению, предлагая новую интерпретацию Библии. В результате вина за первородный грех делится поровну между Адамом и Евой в настоящее время. Говорится, что и женщина была создана по образу и подобию Бога и наделена теми же стремлениями и возможностями, как и мужчины, что жена должна уважать мужа не из страха, но из любви и желания не обидеть.

Спонсор проекта:

Одиночество обусловлено не отсутствием людей вокруг, а невозможностью говорить с людьми о том, что кажется тебе существенным, или неприемлемостью твоих воззрений для других.

Роль женщины в христианстве

  • August 2016

    И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

    И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.

    Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».

    — быть в курсе его дел, разбираться в том, чем он занимается, быть на его стороне

    — поддерживать и уважать его

    — принимать его таким, какой он есть

    — вдохновлять мужа, помогать раскрыть его лучшие способности

    «Жене сказал: будешь рождать детей».

    «Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности» Пр. 31:10-31

    «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» Пр. 14:1.

    Мудрая жена всегда выслушает своего мужа, поддержит его в новых начинаниях и идеях, утешит и ободрит его.

    Мудрая жена не тянется к главенству к семье, она отходит на второй план, она стоит «за» мужем, усиливая и подчеркивая его значимость.

    «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» Гал. 6:2.

    «Весело смотрит она на будущее» Пр. 31:25; «сварливая жена – сточная труба» Пр. 19:13.

    «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» Пр. 10:19.

    «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле» Кол. 3:15.

    Не нужно замыкаться в себе, демонстративно не разговаривать с мужем, искать поощрения своей гордости и тщеславия. Нужно уметь обо всем разговаривать со своим самым близким человеком, уметь забывать обиды, не оглядываться в прошлое, и вместе, сообща, творить Вашу счастливую семью.

    Узнай правду!

    Женщина в Христианстве

    Обвинения и само отношение христианского духовенства к женскому роду привели к очень отрицательному отношению к женщине во всей Европе и остальном христианском мире.

    Долгое время христианское духовенство не могло решить сложный для себя вопрос: имеет ли женщина душу?! В середине VI века Маконский церковный собор в числе прочих важных вопросов рассматривал и эту сложную проблему. Почти половина присутствующего духовенства категорически отвергла даже само предположение о том, что женщина может иметь душу, и лишь с перевесом в один-единственный голос собор христианской церкви признал, что у женщины, хоть она и является существом низшего порядка, все таки имеется некое подобие души.

    В 1484 году Папа Иннокентий VIII издал булу, в которой предоставлял практически неограниченные полномочия в деле охоты на ведьм. От подозреваемых женщин добивались признания с помощью пыток. «Виновные» подлежали сожжению на костре. Вся Европа была освещена заполыхавшими кострами инквизиций, в которых горели женщины. Часто вина «ведьмы» заключалась в том, что она «дьявольски» привлекательна.

    Находка этого апокрифа даёт ответ на вопрос: Почему в Новом Завете нет текста под названием “Евангелие Иисуса Христа”, а есть только четыре биографических справки о его жизни и деятельности в период первого пришествия?

    Обратимся к этому апокрифу:

    «… И тогда множество больных и парализованных пришло к Иисусу, и сказали ему: Если Ты знаешь всё, Ты можешь сказать нам, почему мы должны страдать от стольких болезней. Почему мы лишены здоровья, как другие люди? Учитель, исцели нас, чтобы мы вновь обрели силы и чтобы несчастья наши оставили нас надолго. Мы знаем, что Ты обладаешь силой исцелять все болезни. Освободи нас от Сатаны и от всех страшных бед, которые он причиняет нам. Учитель, пожалей нас!

    Иисус ответил им: Блаженны вы, ищущие истину, ибо я помогу вам и дам хлеб мудрости.

    Блаженны вы, захотевшие вырваться из власти Сатаны, ибо я приведу вас в царство ангелов Нашей Матери, туда, куда власть Сатаны не может проникнуть.

    И с великим удивлением спросили они: Где наша Мать, и кто Её ангелы? Где находится царство Её?

    Наша Мать находится в вас, а вы находитесь в Ней. Это Она нас породила и дала нам жизнь.

    Это от Неё вы получили тело своё и придёт день, когда будете должны вернуть его. Блаженны будете вы, когда сможете познать Её. Её и царствие Её, когда последуете законам Её.

    Поистине говорю я вам: тот, кто достигнет этого, никогда не увидит болезни, ибо власть вашей Матери господствует надо всем.

    И власть эта уничтожает Сатану и царство его, и закон вашей Матери господствует над всем и управляет вашими телами, также как и всеми живущими на Земле.Кровь, которая течет по вашим венам, берет начало от Матери вашей, из Земли. Её кровь падает из облаков, бьёт ключом из лона Земли, журчит в горных ручьях, шелестит сквозь листву деревьев, поднимается, как пыль, над полями пшеницы, дремлет в глубоких долинах, знойно обжигает в пустыне.

    Крепость костей наших происходит от Матери нашей, Земли, от скал и камней Её. Тела их обнажены и смотрят в небо с горных вершин: они, как гиганты, которые спят на склонах холмов, и как идолы, расположенные в пустыне: скрываются они также в самых глубоких недрах Земли.

    Эластичность мускулов наших породила плоть Матери нашей, Земли: эта плоть, желтая и красная, даёт жизнь плодам наших деревьев: она даёт также пищу, бьющую ключом из каждой борозды наших полей.

    Утробу нашу дало нам чрево Матери нашей, Земли: она спрятана от глаз наших так же, как и невидимы нам глубины Земли.

    Свет наших глаз, способность слышать ушей, - родились от разнообразия цвета и звуков Матери нашей, Земли: они омывают нас, как волны моря омывают рыб, а струи воздуха - птиц.

    Истинно говорю я вам: человек - это сын Матери-Земли; от Неё сын человеческий получает тело своё, подобно тому, как тело новорождённого растёт, питаясь грудью своей матери. Поистине говорю вам: вы - одно целое с Матерью-Землей: Она находится в вас, а вы - в Ней. От Неё вы родились, вы живёте благодаря Ей, и в Неё вы, в конце концов, вернётесь. Поэтому следуйте Её законам, ибо никто не проживёт долгих лет, не будет радоваться каждому мгновению, если не будет почитать Матери своей и уважать Её законов.

    Ибо ваше дыхание - Её дыхание, ваша кровь - Её кровь, ваши кости - Её кости, ваша плоть - Её плоть, ваше чрево - Её чрево, ваши уши и глаза - Её уши и глаза.

    Поистине говорю я вам, если хоть раз вы нарушите хоть один закон из Её законов; если вы хоть раз повредите один из членов вашего тела, то неизбежно будете поражены сильно, и будет плач и скрежет зубов. Говорю я вам: Пока не будете следовать законам вашей Матери, вы не сможете никак избежать смерти. Но тот, кто решит уважать законы Матери своей, получит взамен привязанность Её.

    Она излечит все его болезни и никогда он не станет больным. Она подарит ему долгую жизнь и защитит ото всех печалей, охранит от огня, воды и укусов ядовитых змей. Ибо ваша Мать породила вас, и Она поддерживает в вас жизнь. Она дала вам тело ваше, и никто, кроме Неё, не излечит вас. Блажен тот, кто любит свою Мать и кто покоится на груди Её!

    Ибо даже, если вы удалитесь от Неё, ваша Мать любит вас. А насколько больше полюбит Она вас, если вы вернётесь к Ней. Поистине говорю Я вам: Велика любовь Её, больше, чем высокие горы, глубже, чем самые глубокие моря. И тот, кто любит свою Мать, никогда не будет покинут Ею.

    Подобно тому, как курица охраняет своих цыплят, и львица - своих детенышей, любая мать - новорождённого, - также ваша Мать-Земля сохранит сына человеческого от всех напастей и всех бед. Ибо поистине говорю я вам: бесчисленные беды и опасности поджидают сынов человеческих: Вельзевул, князь всех демонов, источник всего зла, находится в ожидании в теле всех сынов человеческих. Он источник смерти, он порождает все несчастья, и под пленительной маской он искушает и соблазняет всех сынов человеческих. Он обещает им богатство и власть, великолепные дворцы, золотые и серебряные одежды, множество слуг, и всего, чего они захотят; он обещает ещё славу и почёт, чувственные радости и роскошь, прекрасные яства и обильные вина, шумные оргии и дни, проводимые в праздности и лености.

    Так соблазняет он каждого, призывая к тому, к чему более склонно его сердце. И в тот день, когда сыновья человеческие становятся полностью рабами всей этой суетности и всех этих мерзостей, тогда он, как оплату за наслаждение, отнимает у сынов человеческих все благости, которые Мать-Земля дала нам в таком изобилии. Он лишает их дыхания, крови, костей, плоти, внутренностей, глаз и ушей. Дыхание сына человеческого становится коротким, прерывистым и болезненным, оно становится зловонным, как дыхание нечистых животных.

    Его кровь загустевает, распространяя такой же тошнотворный запах, как вода в болоте, она сворачивается и чернеет, подобно смертной ночи. Его кости уродуются, делаются хрупкими, они покрываются узлами снаружи, и разлагаются изнутри, а потом лопаются пополам, как камень, падающий со скалы. Кожа его становится жирной и пухлой от воды в ней, и на ней образуется корка и безобразные нарывы.

    Его внутренности наполняются отвратительными нечистотами, образующими гниющие зловонные потоки, в которых гнездится бесчисленное множество поганых червей. Глаза его меркнут, пока не воцарится в них глубокая ночь: ушами его овладевает глухота и царит в них гробовая тишина.

    Итак, в конце концов, теряет сын человеческий жизнь из-за собственных ошибок, и из-за того, что он не смог научиться уважать законы своей Матери, а лишь совершал ошибки, одну за другой.

    Поэтому все дары его Матери-Земли были отняты у него: дыхание, кровь, кости, кожа, внутренности, глаза и уши, и, в конце концов, - сама жизнь, которой Мать-Земля наградила его тело.

    Но, если сын человеческий признает свои ошибки, если пожалеет о своих грехах и отречётся от них, если он возвратится к своей Матери-Земле, освободится от когтей Сатаны и устоит перед его искушениями, тогда Мать-Земля примет своего сына, который пребывал в заблуждениях и ошибках: она подарит ему свою любовь и пошлет к нему ангелов своих, которые будут служить ему. Поистине говорю я вам: Как только сын человеческий воспротивится Сатане, обитающем в нём, и перестанет подчиняться воле его, в то же мгновенье ангелы Матери его учередятся в нём, чтобы служить ему властью своей, освобождая сына человеческого из-под власти Сатаны.

    Ибо никто не служит двум господам. Поистине, или служат Вельзевулу и его дьяволам, или нашей Матери-Земле и Её жизни. Поистине говорю я вам: Блаженны те, которые следуют законам жизни и которые не следуют по тропам смерти. Ибо в них жизненные силы будут расти, всё более укрепляясь, и они избегнут влияния смерти.

    И все, кто находились около Него, слушали Его слова с удивлением: Ибо Его слова были полны Силы, и Он учил не так, как учили священнослужители и книжники.

    О текущем моменте 11(59)2006

    Как Библия смотрит на женщин

    Если от Пятикнижия мы обратимся к последующим книгам, то единственной благосклонно отмечаемой в книге Иисуса Навина женщиной является проститутка Раавь, предающая свою родину.

    На таких библейских примерах в женщинах веками воспитывалось сознание слабости, ничтожества, неполноценности.

    Отрицательной характеристике женских образов полностью соответствуют и библейские законы о женщинах. Вот, например, 12-я глава книги Левит. «Священное писание» утверждает, что бог может творить только доброе и хорошее. Но для женщины он, оказывается, сделал исключение. В упомянутой главе книги Левит, например, говорится, что, родив ребенка (мальчика), женщина считается нечистой в течение 6 недель, а родив девочку-12 недель, и должна принести очистительную жертву.

    До сих пор сохраняется порядок, при котором только младенца мужского пола священник вносит в алтарь, а девочку, как нечто второразрядное, кладет на пол перед иконостасом около изображения «богородицы». Мать же еще и заплатит «отцу духовному» за это глумление.

    Новый завет, якобы принесенный на землю легендарным евангельским Христом, тоже внес свой вклад в унижение и закрепощение женщины, указывая ей, что она «связана законом, пока жив ее муж» (1-е Коринф., гл. 7, ст. 39), что в знак смирения и подчинения она обязана ходить «с покрытой головою» (1-е Коринф., гл. 11, ст. 3 и 5). До сего дня этот символ унижения поддерживается ретивыми фанатиками - православными священниками и сектантскими проповедниками, рабски приемлется их доверчивыми жертвами.

    В храме женщина должна занимать левую, по понятиям церкви второстепенную, сторону. Во многие древние монастыри ее не допускали вообще, как не допускают до сего дня в монастырь Старый Афон в Греции. И монахи, рожденные матерями, считают себя «равноангельским ликом» за то, что не живут с женами. Один из монашеских «святых» авторитетов - Исаак Сирянин - внушает, что лучше монаху выпить яд, чем сесть за одним столом с женщиной, хотя бы это была его мать или сестра.

    - «Лучшая драгоценность для женщины - добрые нравы, то есть сидеть больше дома, беседовать о божием слове, заниматься тканьем и пряжей (это обязанность женщин), избегать разговоров, на устах» на глазах и на ланитах носить узы, не часто переступать через порог своего дома, искать себе увеселений только в обществе целомудренных женщин. » Или еще: «Во-первых, почитай бога, а потом супруга - главу твоей жизни, руководителя твоих намерений. Родившись женщиной, не присвояй себе важности, свойственной мужчине. Твоя мудрость - покоряться законам супружества. Когда муж раздражен, уступи ему. »

    В течение многих веков христианская религия стремится внушать женщинам, что они обязаны ей величайшими благами, всем самым лучшим, самым светлым. Сейчас же, когда у нас в церквах мало встретишь мужчин, когда большинство всех молящихся составляют именно женщины, церковники тем более тщатся закабалять их сознание, воспитывать их в мысли, что они всем обязаны церкви, чуть ли не даже самой своей жизнью.

    Какая честь оказывается женщине! Но только до тех пор, пока дело касается вопросов «спасения души». Молиться, веровать, уповать на «спасение на том свете» женщина имеет право наравне с мужчиной. Впрочем, в мире нет такой религии, которая отказывала бы женщине в праве на место в потустороннем мире. Так что христианство ничего нового в этом отношении не сказало.

    На этом унижения не кончаются. Если женщину-страдалицу от мужского деспотизма - в конце концов бросит сам муж, то она становится изгоем, грязным отбросом общества. «Кто же женится на разведенной, тот прелюбодействует»,-говорит в Евангелии от Матфея (гл. 5, ст. 32) якобы сам Иисус Христос. «И если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, - прелюбодействует» -подтверждает Евангелие от Марка (гл. 10, ст. 12).

    Дак вот, там на одной фреске изображена женщина, которая ведет на поводке ЗМЕЯ, что никак не соответствует изложенному в Библии, что якобы змей совратил Еву.

    Первый из них характеризуется тем, что "все сферы жизни открыты женщине", второй — постепенным "исключением женщины из мужского общества", третий — развитием затворничества.

    (Шашков С.С. Собр.соч. Т.1 СПБ, 1898,

    Шашков С.С. Очерк истории русской женщины СПб 1872,

    Шашков С.С Исторические судьбы женщины, детоубийство и проституция СПб, 1873)

    Разумеется, этот культ не был создан искусственно, с осознанной целью введения недостающего связующего звена: некая женская составляющая нашей натуры, "anima" Карла Юнга постепенно сформировала его.

    На страницу

    О форуме

    Вся информация на этом форуме предназначена для людей доброй воли.

    Что христианство подарило женщине?

    Миф о том, что женщина в Церкви — существо "униженное и оскорбленное", увы, отвернул от церковного порога немало дочерей Евы. Наш разговор с отцом Андреем Ткачёвым — о высоком призвании женщины, о замысле Создателя о ней, о ее духовных дарованиях.

    С точки зрения современного человека, женщина в Православии играет второстепенную роль по сравнению с мужчиной. Либеральное сознание оскорбляется непременным покрытием головы, законом о критических днях, словами Нового Завета вроде "жена в Церкви да молчит" и прочим. Но нужно сказать, что свобода, принесенная женщине Евангелием, не сделала женщину мужчиной.

    Миф о том, что женщина в Церкви — существо "униженное и оскорбленное", увы, отвернул от церковного порога немало дочерей Евы. Наш разговор с отцом Андреем Ткачёвым — о высоком призвании женщины, о замысле Создателя о ней, о ее духовных дарованиях. Слова отца Андрея, несомненно, внесут новые краски в наше понимание женского служения.

    — Начнем с начала, т.е. с сотворения человека. Не кажется ли Вам унизительной история о создании женщины из мужского ребра?

    — Видимо, после того, как Ева стала первопричиной грехопадения, многое в ее предназначении поменялось…

    — Предназначение женщины и было, и осталось одним — давать и сохранять жизнь. Интересно то, что грехопадение произошло с безымянной женщиной. Только мужчина имел имя — Адам. Женщина же приобрела имя после первых родов. Родив Адаму первенца, жена была названа мужем Евой — с еврейского "жизнь", ибо она стала матерью всех живущих. Святитель Филарет (Дроздов) задается вопросом: "Не странно ли, что имя „жизнь“ дается той, которая стала причиной смерти?" И отвечает, что "Адам, называя жену Евой, пророчествует о Богородице, которая станет матерью истинной Жизни и исправит Евину ошибку…"

    — Подождите, батюшка, многим читателям, может быть, непонятен смысл понятия "грехопадение". Что же произошло в Эдеме и каковы последствия той трагедии?

    — Произошло нарушение заповеди Божией. Заповеди были (и есть) повелительные и запретительные. К примеру: чти отца и мать — повеление, не убий — запрет. В Раю было нечто подобное. Было повеление возделывать и хранить Эдемский сад — и запрет вкушать от одного из деревьев. Запретом Бога первозданные люди пренебрегли.

    Адам и Ева в Райском саду. Лукас Кранах (1526)

    — Человек был создан по образу и подобию Божию. А женщина, согласитесь, тоже человек. Как же это понимать?

    — Много недоразумений возникает при плотском понимании сотворения человека по образу Божию. Творение по образу вовсе не означает, что Бог человекоподобен. Это значит, что человек богоподобен, и богоподобие это проявляется в разумности, словесности человека (человек, как и Бог, имеет слово). Человек был поставлен царем над всей тварью, и царское достоинство тоже является проявлением богоподобия. Так что не стоит представлять Господа старичком, сидящим на облаках, хотя эта иллюзия и подпитывается неканоническими иконописными изображениями. Следует думать, что как мужчина, так и женщина в своей духовной природе одинаково наделены образом Божиим: им одинаково доступны таинства Церкви, молитва, духовные дарования.

    — Почему же тогда женщине нельзя быть священником?

    — Сам Господь, воплотившись, был мужем, и священник является образом воплотившегося Господа. У женщины другое послушание. В силу физических и психических отличий от мужчины крест священства для женщины невыносим, так же как невыносим и невозможен для мужчины крест материнства. Повторяя одного из философов ушедшего века, можно сказать, что женщина религиозно гениальна и в религии она — сильный пол, но эта сила и гениальность доходят до некого предела и дальше перейти не могут. Мужчине же Бог открыл большую перспективу духовных стремлений и возможностей. Как и апостолы, священники всегда были и будут в Церкви только мужского пола. Это как бы невысказанная заповедь.

    — Что значит невысказанная заповедь?

    — Смотрите. Господь сотворил одного мужчину и одну женщину. Не двух мужчин или одну женщину и не трех женщин и одного мужчину. Тем самым давая понять, что моногамия есть единственно нормальное состояние человека в браке. Слова сказаны не были, но сам факт творения красноречиво говорит о замысле Божием. Так же и со священством: избрав в ближайшие ученики и сотаинники только людей мужского пола, даровав им власть "вязать и решить", учить и крестить, Господь установил закон церковной жизни: священствует мужчина.

    — Тем не менее, в древней Церкви существовал институт диаконис…

    — Вы цитировали древнюю еврейскую агаду. Но если древние иудеи так тонко понимали замысел Божий о человеке, почему же отношение к женщине у них было таким пренебрежительным ?

    — Все исковеркал грех. Причем жизнь показывает нам, что грехи религиозных людей иногда бывают страшней и изощренней грехов людей, не знающих Бога. Знавшие Бога евреи своими беззакониями во многом превзошли язычников. На одном из еврейских сайтов в интернете я прочел мнения разных раввинистических школ о разводе. Так вот, до сегодняшнего дня некоторые раввины разрешают разводиться мужу с женой, если жена ела на улице или зевнула при посторонних! До такой степени извратилось религиозное сознание евреев очень давно. И противоположные примеры являются скорее исключением. Но подчеркну, что это касается религиозных, а не светских евреев, то есть таких, которые руководствуются в жизни Талмудом и учениями своих мудрецов.

    — Слава Богу, что сегодня все по-другому!

В этой главе рассмотрим положение женщины в христианстве. Не секрет, что многие считают, будто бы женщина в нашей религии занимает второстепенное место и полностью находится во власти мужчины. Конечно, смирение является одной из главных христианских добродетелей, причём не только женских, но и мужских. И всё же тема «второсортности» и угнетённости слабого пола периодически поднимается, и потому требует особого рассмотрения.

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, поэтапно рассмотрим следующие вопросы: назначение женщины с позиции христианства (с опорой на исторические факты), положение женщины в родительском доме и в браке (этому вопросу уделим наибольшее внимание, так как именно семья является главным поприщем женщины (если она не избрала монашеский путь), а, по словам И.А. Ильина, именно женщина является центром семьи), а также вопрос о разводе и о положении женщины в обществе.

Назначение женщины

«При посредстве женщины вошло растление в человеческую природу, но при посредстве женщины Спаситель явился в мир!», - пишет протоиерей Дмитрий Соколов. Влияние женщины, по его мнению, велико, но оно благотворно только тогда, когда вся жизнь женщины сообразна с её назначением.

Каково же назначение женщины? По словам прот. Дмитрия Соколова, постоянное самоусовершенствование, стремление сделаться по подобию Творца всесовершенного, есть общее назначение того и другого пола. Но женщина не только человек, она женщина, и потому, как женщина, должна иметь ещё своё назначение, отличное о назначения мужчины, будет ли она замужнею женой или нет.

За решением вопроса об этом частном назначении женщины Д. Соколов обращается к Слову Божию. На первой же странице самой первой книги Откровения, вскоре за изречением, определяющим общее назначение человека, - «сотворим человека по образу Нашему и подобию», мы встречаем другое изречение, указывающее на частное назначение женщины: «не добро бытии человеку единому: сотворим ему помощника по нему».

«Не добро бытии человеку единому…». Щедро наделил Бог первого человека дарами Своей благости. Однако Адаму чего-то не доставало. Чего? Он и сам не знал, а только предчувствовал, что именно не доставало ему помощника, соответственного ему. Без этого помощника неполно было блаженство рая. Одарённый способностью мыслить, говорить и любить, он своей мыслью ищет подобное себе существо мыслящее, но его речь печально звучит в воздухе и только мёртвое эхо служит ему ответом. Любовь его не находит для себя предмета близкого и равного ему, всё его существо жаждет другого, подобного ему, но такого существа нет. Твари мира видимого, его окружающие, стоят гораздо ниже его, они не могут быть помощниками по нему. Существо же Высшее, невидимое, даровавшее ему жизнь - безмерно выше его. Тогда всеблагий Бог, создавший человека для блаженства, удовлетворяет его потребности и творит жену. Вот то существо, которое искал Адам, другое его я, но, тем не менее, отличное от него. Итак, жена-подруга дарована Богом мужу. Она своим живым участием в его блаженстве, своей любовью должна сделать это блаженство полным, её призвание - любовь .

Этому призванию соответствует и то место, которое назначено женщине Самим Богом. Место это не унизительно для женщины. Она не ниже мужчины, потому что она не только помощница мужу, она помощница, «подобная ему», и при этом только условии равенства может оказать ему помощь, в которой он нуждается. Однако же место это второстепенное, зависимое: жена сотворена после мужа, создана для мужа. Как взятая от него, она «кость от кости его, плоть от плоти его » (Быт 2,21), и столь тесно соединена с ним, что он не может унизить её, не унижая самого себя.

Согласно Священному Писанию, дьявол обольстил жену и её же потом употребил в орудие для совращения мужа. Как пишет прот. Дмитирий Соколов, преступление вдвойне искусное: дьявол знал, что вернее всего подействовать на жену, так как она слабее мужа, её легче уговорить и на мужа она имеет влияние. Но это нежное, глубокое влияние для того ли было дано жене, чтобы она господствовала над сознанием мужа, чтобы вводила его в обман и таким образом за жизнь, от него полученную, отплатила ему грехом и смертью? И вот за забвение любви Бог наказывает её жестокими болезнями. Он унижает её положение, подчиняет её мужу: «и к мужу твоему вожделение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3, 16). Между наказанием, положенным жене, и наказанием мужа видно различие, соответствующее различному положению того и другого пола. Наказание жены ограничивается кругом жизни семейной; наказание мужа простирается на всю природу.

А между тем милосердный Бог тотчас же при грехопадении предложил средство для излечения страшной болезни - средство, могущее восстановить потерянное равновесие между двумя полами. От Девы должен родиться обетованный Примиритель, который может разрушить дела дьявола (1 Иоан. 3, 8). Семя жены должно поразить главу змия (Быт. 3,15)

И вот предназначенный час пришёл. Пресвятая Дева, по силе любви и смирения, приняла в Себя Бога и воплотила Его. Жена возвратила мужу то, что отняла у него; возвратила безмерно больше, чем тот потерял через неё, и тем освободила себя от рабства. Богоматерь Мария - образец любви! Но Она освободила женщину от рабства не восстанием против мужа, а смирением. И после своего великого дела, Она всё-таки осталась в скромном положении семейной жизни. Вознесённая превыше херувимов и серафимов, Она, так сказать, скрывается за Сыном своим во время земной Его жизни; не видно Её и впереди учеников Христовых, хотя она и пользовалась у них глубоким уважением. Вот идеал женщины-христианки!.

Итак, «назначение женщины - быть для мужчины помощницей ему, - пишет Д. Соколов. - А первая помощь, какой вправе ожидать мужчина от женщины, это помощь духовная. Женщина должна не только даровать мужчине утешение в жизни настоящей, но и помогать ему в достижении жизни вечной…. Но как женщина может выполнять это назначение своё, если она не имеет Спасителя в своём сердце? …Только находясь близ Спасителя, женщина может выполнить своё назначение». «Первое предназначение женщины - быть живым источником любви», - считает И.А. Ильин. «Будь благословенна ты, являющая собой само радушие и восприимчивость, ты, чьё дело не производительность и не прибыль… но живое чувство и преданная забота о живом и о живых», - говорит монах Восточной Церкви.

Сам Бог сотворил семью, при этом жена была сделана из ребра Адама. В самом начале Библии сказано, что Бог создал единое целое из мужчины и женщины. (Бытие 1:27)

Некоторые христиане утверждают, что целью Божьего создания единого целого было рождение детей, но в Святом Писании написано, что Всевышний дал Адаму помощницу, чтобы не быть тому одиноким. (Бытие 2:18)

Православная Церковь рассматривает супружескую пару, как Свою частичку, созданную для демонстрации Божьей любви миру. Связанное на земле через Таинство венчания продолжает свой путь на Небесах, ведь супруги - одно целое, при этом четко определены обязанности жены перед мужем в православии и наоборот.

Православная семья

Божья семья - союз любви и верности

Православная пара обладает особым благословением высших сил на всю совместную жизнь, защиту и помазание на благополучие, рождение и воспитание детей после Таинства бракосочетания - венчания . У мужа особые обязанности в православной семье, которая построена по принципу Иисус - супруг - жена.

Если кто-то из супругов нарушает этот порядок, исчезает благословение. По Божьему повелению муж и жена наделены взаимными обязанностями, основанием для которых является вторая заповедь Христа (Матв. 22:39):

  • любить один другого Божьей любовью;
  • хранить верность друг другу;
  • взаимное уважение;
  • почитание родителей с обеих сторон, как основание продолжения рода;

Современный мир практически отрицает институт не только церковного, но и официального брака, не понимая, что при этом сожители, они не являются семьей, живут в блуде, а значит, грешат, на таковых нет защиты Бога.

Бог есть любовь, и Православная Церковь стоит на этом основании, поэтому христиане, осознавшие греховность своей жизни, могут в любой момент узаконить свой брак перед лицом Господа.

Таинство брака может быть совершенно над парой, оба члена которой крещены в православии и прошли определенную подготовку перед венчанием.

Важно! Никогда не поздно встать на венчальный платок и воцерковиться в Божьем храме . Только после венчания возникает христианская маленькая церковь, одна плоть перед глазами Создателя. (Матв. 19:6)

Как супруг, так и супружница обладают равными правами, они партнеры по жизни.

Чтобы стать одним целым, молодые супруги должны «обрезать пуповины» со старшим поколением. Уважать, почитать родителей - дело святое, но нельзя никому позволять руководить и верховодить, кроме самих молодоженов.

Церковный брак неразрушим, если пара живет по заповедям Божьим. Только грех, особенно блуд и прерлюбодеяние , в одночасье может разорвать завет, данный у алтаря.

Брачный союз

Церковь очень строго относится к повторному браку, ведь никто не отменял запрета Иисуса. (Матв. 9:9) Ранее считалось, что только кровное родство, о котором пара не знала раньше, бесплодие в течение 7 лет или смерть одного из супругов может стать причиной развода.

Сегодня каноны немного смягчились. В официальном документе нашей Церкви, который называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» изложен целый список причин, по которым брак может быть расторгнут. Но всегда нужно помнить, что для православного человека всегда лучше путь сохранения существующей семьи. И только если все способы испробованы и не принесли результата, может встать речь о разводе.

Семейная жизнь не строится на ощущении «бабочек в животе», это тяжелый путь. Союз, основанный на благословении Церкви и истинной любви, (1Кор. 13:4-9) переживет не одно десятилетие.

Гимн Любви, записанный апостолом Павлом, при выполнении всех его пунктов, поможет семейной паре в православии пройти все подводные камни супружеского пути.

Муж - глава семьи

В благополучных семьях мужчина четко осознает свою роль в семье. Если муж является главой семьи, как Иисус - Церкви, то мужчина будет ценить, уважать и опекать свою половинку, обеспечивая ее всем необходимым (1Кор. 11:1-3).

Каждому человеку Творец приготовил свое послание. Муж читает и выполняет то, что написано для него, а ему Иисус повелел любить супругу, как Христос любит Церковь, а вот о покорности написано для второй половинки.

В своем послании апостол Петр (1 Петра 3:1-7) четко расписал повеления семейным парам. Отношение мужа к жене в православии подразумевает:

  • равноправие во владении имуществом;
  • благоразумное отношение к своей половинке во всех вопросах жизни;
  • поддержание авторитета женщины;
  • защиту ее интересов и хранение доброй репутации.

Библия называет женщину в православии немощнейшим сосудом. Представьте мужчину, в сильные, мужественные руки которого Бог вложил тончайшую, изысканную вазу из хрусталя, это жена, мать детей, возлюбленная. Малейшее неловкое движение, удар, сильное сжатие и вместо чуда творения Творца - миллионы осколков.

Истолковывая слова Библии в свою пользу о том, что женщина должна покориться мужчине, и она не властна над телом, некоторые мужья превращают свою половинку в рабынь без голоса и права мыслить самостоятельно.

Женщина - хранительница очага. Она - огонек, нежный и теплый, охраняя который можно всегда жить в покое и уюте.

Статус главы в семье - быть подобием Иисуса Христа, а не рабовладельцем. Равноправный партнер в семье - супруга, у нее должна быть своя зона комфорта, личное мнение и, безусловно, свободное время для себя любимой. В народе говорят, что любимая женщина счастливая, а счастливая - всегда красивая.

Отношения между мужем и женой

У хорошего хозяина самая красивая подруга жизни, данная Богом, его половинка, царица, имеющая равную долю в правлении семьей.

Важно! Глава семьи, как Иисус Церкви, должен дать своей хозяйке все права по решению женских вопросов, поддерживая ее установки и правила.

Негоже царю и священнику дома приносить домой сплетни, сеять раздор и мелочно придираться к любой погрешности.

Лакмусовой бумажкой, тестом для отношения мужчины к своей половинке является Иисус и Церковь.

Может ли истинный христианин представить брошенную Церковь с детьми, не обеспеченную своим Женихом, который может Ей изменить?

Дом, подчиненный своим бытом законам христианства и наполненный духовной жизнью, примером которой является глава семейства, всегда будет под защитой Бога.

Верная жена - хранительница очага

Роль женщины в семье трудно переоценить. Вся Библия пропитана примерами жизни прародительниц рода человеческого, которые, так или иначе, влияли на историческое развитие человечества.

Многие святые жены оставили пример покорности, верности, мужества и послушания в истории человечества.

Великое доверие Богу, покорность, уважение мужа творят чудеса.

  • Православная жена относится к мужу, как к священнику своего дома, однако при этом она не опускается до роли уборщицы, кухарки, рабыни и домработницы.
  • Православная христианка - домостроительница, хранительница очага, берегиня рода.
  • Бог создал Еву из ребра Адама, не из руки или ноги, не из головы, а из кости, которая находится под сердцем.
  • У хорошей хозяйки, которая находится под обеспечением и защитой главы семьи, дом - полная чаша.
  • Божью Невесту - Церковь трудно представить неприбранной или голодной, так и мать, жена должна заботиться о доме.
  • Бог дал именно жене повеление кориться своему мужу (Еф. 6:1-4), а мужу - любить свою половинку. Каждый член семьи имеет свое послание от Творца, выполнение которого гарантирует счастливую семейную жизнь.
  • Многие женщины пытаются манипулировать своим телом, нарушая повеление Сущего на Небесах (1 Кор. 7: 3-5), где говорится, что жена не властна отказать мужу, ее тело во власти мужа. Только пост и молитва, а это более 200 дней в году, могут быть причиной уклонения от супружеских отношений.
  • Еще царь Соломон писал в Притчах, что мудрая жена устрояет дом, а сварливая разрушает его.
  • Женщины должны украшать себя не только внешне, красота православной христианки в покорности, миролюбии, благоразумии и уважении к своему мужу.
  • Православная жена никогда не позволит себе «вынести сор из избы». Все вопросы, разногласия, даже раздоры решаются не криком и укорами, а молитвой и советами духовных наставников.

Молитвы о семье:

Красота христианки скрывается в ее сердце, наполненном милосердием, богобоязненностью, открытым для помощи людям и служению Творцу.

Поклонение мамоне в виде золота и драгоценностей не сделают женщину красивее, а только наполнение Плодами Духа Святого преобразует хозяйку дома в царицу своего господина.

Умение отвечать кротостью на грубость, послушанием на требовательность - главные показатели истинной христианки.

Именно мать является примером послушания для детей, а отец - любящим господином. Зная силу христианской покорности, Бог оказывает женщинам особое благоволение, называя их святыми, царицами.

Всевышний Творец призывает женщин кориться мужьям не из-за страха, а по любви к Божьим заповедям . В наполненных Божьим ведением семьях царит смирение и верность, покорность и терпение, забота и любовь, которые являются залогом воспитания детей, как истинных христиан.

Самая большая ошибка нерадивой супруги, пусть достигшей высоких постов в политике, бизнесе, является унижение мужчины, особенно при детях или других людях.

Во время венчания супруги дают обет жить вместе и нести свою любовь в богатстве и бедности, здоровье и болезнях.

Умение радовать один за другого, поддерживать друг друга, обуздывать свой язык, особенно это касается представительниц слабого пола, сторицей воздастся через годы, когда поседеют виски.

Совет! Мудрая жена никогда не ляжет спать в гневе, Всевышний подарил христианам мощное орудие - молитву, которая способно погасить любой раздор в сердцах, если там живет Иисус.

Видео об отношениях между мужем и женой в православной семье