Древняя греция афины кратко. История афин. Северные кварталы и музеи

Это особый город: ни одна европейская столица не может похвастаться подобным историческим и культурным наследием. Он по праву зовется колыбелью демократии и западной цивилизации. Жизнь Афин по-прежнему вращается вокруг свидетеля ее зарождения и процветания – Акрополя, одного из семи холмов, окружающих город, который высится над ним словно каменный корабль, на палубе которого раскинулся древний Парфенон.

Видео: Афины

Основные моменты

Столицей современной Греции Афины стали с 1830-х годов, времени, когда было провозглашено независимое государство. С тех пор город пережил невиданный взлет. В 1923 году число жителей здесь удвоилось практически за один день в результате обмена населением с Турцией.

В связи с быстрым послевоенным экономическим ростом и настоящим бумом, последовавшим за вступлением Греции в Евросоюз в 1981 году, пригород захватил всю историческую часть города. Афины превратились в город-спрут: согласно подсчетам, его население составляет около 4 миллионов жителей, 750 000 из которых живут в официальных границах города.

Новый динамичный город сильно преобразился вместе с Олимпийскими играми 2004 года. Годы грандиозных работ модернизировали и украсили город. Заработал новый аэропорт, запущены новые линии метро, обновлены музеи.

Конечно, проблемы загрязнения окружающей среды и перенаселения остаются, и редко кто влюбляется в Афины с первого взгляда... Но нельзя не поддаться порожденному контрастами шарму этой удивительной смеси античного священного города и столицы XXI века. Своей уникальностью Афины обязаны и многочисленным кварталам, которые обладают неподражаемым характером: традиционная Плака, промышленная Гази, переживающие новый рассвет Монастраки со своими блошиными рынками, торговые Псири, выходящие на рынки, рабочая Омония, деловая Синтагма, буржуазная Колонаки... не говоря уже о Пирее, являющемся, по сути, самостоятельным городом.


Достопримечательности Афин

Именно небольшому плато, на котором находится Акрополь (4 га) , возвышающимся на 100 м над равниной Аттики и современным городом, Афины обязаны своей судьбой. Город здесь родился, вырос, встретил свою историческую славу. Каким бы поврежденным и незавершенным ни был Акрополь, он и по сей день держится достаточно уверенно и в полной мере сохраняет статус одного из величайших чудес света, некогда присвоенный ему ЮНЕСКО. Его название означает «высокий город», от греческого асго («высокий», «возвышенный») и polis («город») . Оно также обозначает «цитадель», чем, собственно, и являлся Акрополь в бронзовом веке и позднее, в микенскую эпоху.

В 2000 году основные здания Акрополя были разобраны для реконструкции в соответствии с новыми археологическими знаниями и современными реставрационными техниками. Однако не удивляйтесь, если реконструкция некоторых зданий, например Парфенона или храма Ники Аптерос, еще не закончена, на эти работы уходит много сил и времени.

Ареопаг и ворота Беле

Вход в Акрополь находится с западной стороны, у ворот Беле, римской постройки III века, названной в честь открывшего ее в 1852 году французского археолога. От входа высеченные в камне ступеньки ведут к Ареопагу - каменному холму, на котором в античную эпоху собирались судьи.

Огромная лестница, которой оканчивалась дорога Панафиней (dromos) , вела к этому монументальному входу в Акрополь, отмеченному шестью дорическими колоннами. Более сложные, чем Парфенон, который они должны были дополнить, Пропилеи («перед входом») были задуманы Периклом и его архитектором Мнесиклом как самое грандиозное светское здание, которое когда-либо было построено в Греции. Работы, начавшиеся в 437 году до н.э. и прерванные в 431 году Пелопоннесской войной, так и не были возобновлены. Центральный проход, самый широкий, некогда увенчанный перилами, предназначался для колесниц, а ступеньки вели к четырем другим входам, предназначенным для простых смертных. Северное крыло украшают посвященные Афине изображения великих художников прошлого.

Этот небольшой храм (421 г. до н.э.) , созданный архитектором Калликратом, построен на земляной насыпи к юго-западу (справа) от Пропилей. Именно в этом месте, как утверждает легенда, Эгей ждал своего сына Тесея, ушедшего сражаться с Минотавром. Не увидев на горизонте белого паруса - знака победы - он бросился в бездну, сочтя Тесея мертвым. С этого места открывается великолепный вид на Афины и на море. Это здание, кажущееся крошечным по сравнению с Парфеноном, было разрушено в 1687 году турками, которые использовали его камни для усиления собственных защитных укреплений. В первый раз оно было реставрировано вскоре после объявления независимости страны, но недавно разобрано вновь, чтобы быть отстроенным заново с соблюдением всех тонкостей классического искусства.

Пройдя Пропилеи, вы окажетесь на эспланаде перед Акрополем, увенчанным собственно Парфеноном. Именно Перикл поручил Фидию, гениальному скульптору и строителю, и его помощникам, архитекторам Иктину и Калликрату, возвести этот храм на месте бывших святилищ, разрушенных персидскими завоевателями. Работы, начатые в 447 году до н.э., продолжались пятнадцать лет. Используя в качестве материала пентелийский мрамор, строителям удалось создать здание с идеальными пропорциями, длиной 69 метров и шириной 31 метр. Его украшает 46 колонн с каннелюрами высотой десять метров, составленными из дюжины барабанов. Впервые в истории каждый из четырех фасадов здания был украшен фронтонами с раскрашенными фризами и скульптурами.

На переднем плане находилась бронзовая статуя Афины Промахос («та, что защищает») высотой девять метров, с копьем и щитом - от этой композиции осталось лишь несколько фрагментов тумбы. Говорят, что моряки могли видеть гребень ее шлема и позолоченный кончик копья, сверкавшего на солнце, едва зайдя в Саронический залив...

Другая огромная статуя Афины Парфенос, в одеждах из чистого золота, с лицом, руками и ногами из слоновой кости и с головой Медузы на груди, находилась в святилище. Это детище Фидия оставалось на своем месте более тысячи лет, но впоследствии было увезено в Константинополь, где позже было утеряно.

Став Афинским собором в Византийскую эпоху, затем мечетью под властью турок, Парфенон прошел сквозь века без особых потерь вплоть до того рокового дня в 1687 году, когда венецианцы бомбардировали Акрополь. Турки устроили в здании склад боеприпасов, и когда в него попало ядро, деревянная крыша была уничтожена и часть стен и скульптурных украшений обвалилась. Еще более жестокий удар по гордости греков нанес в самом начале XIX века британский посол лорд Эльджин, получив от турок разрешение на раскопки в древнем городе и вывезя огромное количество прекраснейших статуй и барельефов фронтона Парфенона. Теперь они находятся в Британском музее, но правительство Греции не теряет надежду, что когда-нибудь они снова вернутся на родину.

Последнее из святилищ, возведенных древними греками на Акрополе, расположено на другой стороне плато, возле северной стены, на месте мифического спора Посейдона и Афины из-за власти над городом. Строительство продолжалось пятнадцать лет. Освящение Эрехтейона произошло в 406 году до н.э. Неизвестный архитектор должен был объединить под одной крышей три святилища (в честь Афины, Посейдона и Эрехтея) , построив храм на месте со значительными перепадами высоты грунта.

Этот храм, хоть и меньший по размеру, чем Парфенон, должен был быть равным ему по великолепию. Северный портик, без сомнения, гениальное произведение искусства зодчих, о чем свидетельствуют его фриз из темно-синего мрамора, кессонный потолок и элегантные ионические колонны.

Не пропустите Кариатид - шесть статуй юных девушек выше человеческого роста, поддерживающих кровлю южного портика. В настоящее время это лишь копии. Одна из первоначальных статуй была увезена все тем же лордом Эль-джином, пять других, долгое время выставленных в Малом музее Акрополя (ныне закрытом) , были перевезены в Новый музей Акрополя, открывшийся в июне 2009 года.

Здесь же не забудьте насладиться прекрасным видом Саламинской бухты, находящейся с западной стороны.

Расположенный в западной части Акрополя (161-174 гг.) , римский одеон, знаменитый своей акустикой, открыт для посещения лишь во время празднеств, организованных в рамках фестиваля в честь Афины (представления проходят почти каждый день с конца мая до середины октября) . Мраморные ступени античного театра могут вместить до 5000 зрителей!


Находящийся неподалеку от одеона театр, хоть и очень древний, тесно связан с главными эпизодами жизни греческого города. Это гигантское сооружение на 17 000 мест, построенное в V-IV веках до н.э., видело трагедии Софокла, Эсхила и Еврипида и комедии Аристофана. По сути, это колыбель западного театрального искусства. Начиная с IV века здесь собиралась городская ассамблея.

Новый музей Акрополя

У подножия холма (южная сторона) находится Новый музей Акрополя, детище швейцарского архитектора Бернарда Чуми и его греческого коллеги Михалиса Фотиадиса. Новый музей, возведенный взамен старого Музея Акрополя (возле Парфенона) , ставшего слишком тесным, открыл свои двери в июне 2009 года. Это ультрасовременное здание из мрамора, стекла и бетона было построено на сваях, поскольку с началом строительства на этом месте были обнаружены ценные археологические находки. 4000 артефактов выставлены на 14 000 кв. м - это в десять раз больше площади старого музея.

Первый этаж, уже открытый для публики, вмещает временные экспозиции, его стеклянный пол позволяет наблюдать за ведущимися раскопками. На втором этаже находятся постоянные коллекции, которые включают в себя артефакты, найденные в Акрополе с архаического периода Древней Греции по римский период. Но гвоздем выставки является третий этаж, стеклянные окна которого дарят посетителям прекрасный вид на Парфенон.

Станция метро "Акрополь"

Станция метро «Акрополь»

В 1990-х годах, при строительстве второй линии метро, были обнаружены важные раскопки. Некоторые из них были выставлены прямо на станции (амфоры, горшки) . Здесь также можно увидеть муляж фриза Парфенона, представляющего Гелиоса в момент, когда он выходит из моря в окружении Диониса, Деметры, Коры и неизвестного безглавого персонажа.

Старый нижний город

По обеим сторонам Акрополя протянулся древний нижний город: греческий на севере, вокруг рыночной площади и древнего района Керамейкос, римский на востоке на подходе к Олимпейону (храму Зевса) и арке Адриана. С недавнего времени все достопримечательности можно осмотреть в ходе пешей прогулки, пройдя сквозь лабиринт улочек Плаки либо обойдя Акрополь по большой улице им. Дионисия Ареопагита.

Агора

Первоначально этот термин означал «собрание», затем так стали называть место, где люди вели дела. Сердце старого города, заполненное мастерскими и прилавками, агора (рыночная площадь) была окружена множеством высоких зданий: монетным двором, библиотекой, совещательной палатой, судом, архивами, не говоря уже о бесчисленных алтарях, маленьких храмах и памятниках.

Первые общественные постройки на этом месте стали возникать в IV веке до н.э., во время правления тирана Писистрата. Некоторые из них были восстановлены, а многие построены после разграбления города персами в 480 году до н.э. Дорога Панафиней, главная артерия античного города, пересекала эспланаду по диагонали, связывая главные ворота города, Дипилон, с Акрополем. Здесь проходили скачки на повозках, в которых, предположительно, принимали участие даже новобранцы кавалерии.


На сегодняшний день агора почти не сохранилась, за исключением Тесеона (храма Гефеста) . Этот дорический храм на западе Акрополя сохранился лучше всех в Греции. Он является обладателем прекрасного ансамбля колонн из пентелийского мрамора и фризов из паросского мрамора. На каждой из его сторон изображение Геркулеса на востоке, Тесея на севере и юге, сцены битв (с великолепными кентаврами) на востоке и западе. Посвященный одновременно Гефесту, покровителю металлургов, и Афине Органе (Работнице) , защитнице гончаров и ремесленников, он датируется второй половиной V века до н.э. Вероятно, своей сохранностью этот храм обязан превращению в церковь. В XIX веке он даже стал протестантским храмом, где упокоились останки английских добровольцев и других европейских филэллинов (греко-филов) , погибших во время войны за независимость.

Ниже, в центре агоры, возле входа в Одеон Агриппы, вы увидите три монументальные статуи тритонов. В наиболее возвышенной части местности, в направлении Акрополя, расположена отреставрированная маленькая церковь Святых Апостолов (около 1000 г.) в византийском стиле. Внутри сохранились остатки фресок XVII века и мраморный иконостас.


Портик Аттала, на восточной стороне рыночной площади, длиной 120 метров и шириной 20 метров был реконструирован в 1950-х годах и в настоящее время является музеем Агоры. Здесь можно увидеть несколько поразительных артефактов. Например, огромный спартанский щит из бронзы (425 год до н.э.) и, прямо напротив, кусок клеротерия, камня с сотней щелей, предназначенного для случайного отбора присяжных. Среди выставленных монет находится серебряная тетрадрахма с изображением совы, которая послужила моделью для греческого евро.

Римская агора

Во второй половине I века до н.э. римляне переместили агору примерно на сто метров к востоку, чтобы создать собственный центральный рынок. После нашествия варваров 267 года административный центр города укрылся за новыми стенами приходящих в упадок Афин. Здесь еще можно увидеть, как и на близлежащих улицах, множество важнейших зданий.

Построенные в XI веке до н.э. дорические ворота Афины Архегетис находятся возле западного входа в Римскую агору. Во времена правления Адриана для всеобщего ознакомления сюда была помещена копия распоряжения относительно налогообложения купли-продажи оливкового масла... С другой стороны площади, на насыпи, возвышается восьмигранная Башня ветров (Аэриды) из белого пентелийского мрамора. Она была возведена в I веке до н.э. македонским астрономом Андроником и служила одновременно флюгером, компасом и клепсидрой (водяными часами) . Каждая из сторон украшена фризом, изображающим один из восьми ветров, под которыми можно различить стрелки древних солнечных часов. На северной стороне находится маленькая недействующая мечеть Фетхие (Завоевателя) , один из последних свидетелей захвата рыночной площади религиозными зданиями в Средние века, а затем под турецким владычеством.

В двух кварталах от римской агоры, возле площади Монастираки, вы обнаружите развалины библиотеки Адриана. Возведенное в эпоху царствования императора-строителя в том же году, что и Олимпейон (132 г. до н.э.) , это огромное общественное здание с внутренним двором, окруженным сотней колонн, было в свое время одним из самых роскошных в Афинах.

Квартал Керамик, расположенный у северо-западной границы греческого города, обязан свои именем гончарам, изготавливавшим здесь знаменитые аттические вазы с красными фигурами на черном фоне. Здесь также находилось самое большое кладбище того времени, действовавшее до VI столетия и частично сохранившееся. Самые древние могилы относятся к микенской эпохе, но наиболее красивые, украшенные стелами и надгробными памятниками, принадлежали богатым афинянам и героям войн времен тирании. Они находятся на западе кладбища, в углу, засаженном кипарисами и оливковыми деревьями. Подобное проявления тщеславия было запрещено после установления демократии.

В музее выставлены наиболее красивые образчики: сфинксы, куросы, львы, быки... Некоторые из них были использованы в 478 году до н.э. для спешного возведения новых защитных укреплений против спартанцев!

К западу от агоры и Акрополя возвышается холм Пникс, место собрания ассамблеи жителей Афин (экклесия) . Встречи происходили десять раз в год с VI до конца IV века до н.э. Знаменитые ораторы, такие как Перикл, Фемистокл, Демосфен, произносили здесь речи перед своими соотечественниками. Позднее ассамблея переехала на площадь перед театром Диониса, большую по размеру. С вершины этого холма вид на покрытый лесом Акрополь восхитителен.

Холм Муз

Самая прекрасная панорама на Акрополь и Парфенон все же открывается именно с этого лесистого холма на юго-западе старого центра - мифологического бастиона афинян в борьбе с амазонками. На вершине находится отлично сохранившийся надгробный памятник Филопаппу (или Филоппапу) высотой 12 метров. Он датируется II веком и изображает этого «благодетеля Афин» на повозке.

Чтобы обозначить границу между старым греческим городом и его собственными Афинами, римский император Адриан приказал воздвигнуть ворота, обращенные к Олимпейону. На одной стороне было написано «Афины, древний город Тесея», а с другой - «Город Адриана, а не Тесея». Не считая этого, оба фасада абсолютно идентичны; стремясь к единению, они совмещают римскую традицию внизу и греческую форму пропилей в верхней части. Монумент высотой 18 метров был возведен благодаря дарам жителей Афин.

Храм Зевса-Олимпийца, высшего божества, был самым большим в античной Греции - возведенный, как гласит легенда, на месте древнего святилища Девкалиона, мифического праотца греческого народа, который таким образом возблагодарил Зевса, спасшего его от наводнения. Тиран Писистрат, предположительно, начал строительство этого гигантского здания в 515 году до н.э. для того, чтобы чем-то занять людей и предотвратить бунт. Но на этот раз греки переоценили свои возможности: храм был закончен лишь в римскую эпоху, в 132 году до н.э. императором Адрианом, которому и досталась вся слава. Размеры храма впечатляли: длина-110 метров, ширина - 44 метра. Из 104 коринфских колонн 17 метров высотой и 2 метра диаметром сохранились только пятнадцать, шестнадцатая, сваленная бурей, все еще лежит на земле. Остальные были использованы для других построек. Они были расположены двойными рядами по 20 штук по длине здания и тройными рядами по 8 - по бокам. В святилище сохранились гигантская статуя Зевса из золота и слоновой кости и статуя императора Адриана - в римскую эпоху они почитались в равной степени.

Этот стадион, угнездившийся в амфитеатре с мраморными ступеньками возле горы Ардеттос, в 500 метрах к востоку от Олимпейона, в 1896 году был восстановлен для первых современных Олимпийских игр вместо и на месте древнего, возведенного Ликургом в 330 году до н.э. Во II веке Адриан ввел игрища на арене, привезя тысячи хищников для бестиариев. Именно здесь финишировал марафон Олимпийских игр 2004 года.

Это самый старый и самый интересный жилой квартал города. Лабиринт его улочек и лестниц, насчитывающий не менее трех тысячелетий, простирается до северо-восточного склона Акрополя. В основном он пешеходный. Верхняя часть квартала создана для долгих прогулок и любования прекрасными домами XIX века, стены и внутренние дворы которых густо покрыты бургенвилиями и геранью. Плака усеяна античными руинами, византийскими церквями, и в то же время здесь много бутиков, ресторанов, музеев, баров, маленьких ночных клубов... Она может быть как тихой, так и очень оживленной, все зависит от места и времени.


Церкви

Хотя башни Митрополии, собора Плаки (XIX в.) , обосновавшегося в северной части квартала, неминуемо притягивают взгляды, опустите глаза к его основанию и полюбуйтесь восхитительной Малой Митрополией. Эта маленькая византийская церквушка XII века, посвященная святому Элевтрию и Богоматери Горгоепикоос («Скоро-помощнице»!) была построена из античных материалов. Снаружи ее стены украшены великолепными геометрическими барельефами. Все попы Греции собираются на соседней улице, Агиос Филотеис, чтобы совершить покупки в специализированных магазинах. На возвышенности Плаки находится очаровательная маленькая византийская церковь Агиос Иоаннис Теологос (XI в.) , также заслуживающая вашего внимания.

Этот музей в восточной части Плаки представляет интересную коллекцию экспонатов народного творчества. Осмотрев вышивки на первом этаже и забавные карнавальные костюмы в мезонине, в зале Теофилоса на втором этаже вы обнаружите настенную живопись, дань уважения этому художнику-самоучке, который украшал дома и лавочки своего родного края. Чтя традиции, он всю жизнь носил фустанеллу (традиционную мужскую юбку) и умер в нищете и забвении. Лишь только после смерти он получил признание. На третьем этаже выставлены украшения, орнамент и оружие; на четвертом - народные костюмы различных провинций страны.

Неоклассический снаружи, ультрасовременный внутри, этот музей, посвященный современному искусству, единственный в своем роде в Греции. Здесь попеременно выставляются постоянная коллекция, основной темой которой являются обычные люди, и временные экспозиции. Посетителям предоставляется возможность посмотреть на великие события XX века глазами греческих художников.

В 335 году до н.э., после победы своей труппы на театральном конкурсе, дабы увековечить это событие, меценат Лисикрат приказал возвести этот памятник в форме ротонды. Афиняне прозвали его «фонарем Диогена». Изначально внутри находился бронзовый приз, полученный от городских властей. В XVII веке

Анафиотика

В самой высокой части Плаки, у склонов Акрополя, жители кикпадского острова Анафи воссоздали в миниатюре свой мир. Анафиотика - это квартал в квартале, настоящая мирная гавань, куда нет доступа машинам. Она представляет собой несколько десятков беленых домиков, утопающих в цветах, со множеством узких переулков и укромных проходов. Беседки из виноградных лоз, вьющийся шиповник, горшки с цветами - жизнь здесь поворачивается к вам приятной стороной. В Анафиотику можно попасть со стороны улицы Стратонос.

Этот музей находится в самой западной части Плаки, между Акрополем и римской агорой, в прекрасном неоклассическом здании и вмещает в себя весьма причудливые и разношерстные коллекции (которых, однако, объединяет принадлежность к эллинизму) , переданные государству супругами Канеллопулос. Среди главных экспонатов вы увидите кикладские статуэтки и золотые античные украшения.

Музей народных музыкальных инструментов

Расположенный на улице Диогена, в западной части Плаки, напротив входа в римскую агору, этот музей предлагает вам ознакомиться с музыкальными инструментами и традиционными греческими мелодиями. Вы узнаете, как звучат бузуки, лютни, тамбурасы, гайды и другие редкие образцы. Концерты организуются в саду в летнее время.

Площадь Синтагма

На северо-востоке Плака граничит с огромной площадью Синтагма, сердцем делового мира, районом, который был построен по плану, составленному на следующий день после объявления независимости. Зеленая эспланада окружена шикарными кафе и современными постройками, в которых находятся офисы банков, авиа- и международных компаний.

Здесь находится отель «Великобритания», жемчужина Афин XIX века, самый красивый дворец города. На восточном склоне расположился дворец Були, ныне парламент. В 1834 году он служил резиденцией короля Оттона I и королевы Амалии.

Подземка

Благодаря строительству метро (1992-1994) под эспланадой начались самые масштабные раскопки, когда-либо проводимые в Афинах. Археологи обнаружили акведук эпохи Писистрата, очень важную дорогу, литейные бронзовые мастерские V века до н.э. (период, когда это место находилось за пределами городских стен) , кладбища конца классической эпохи - начала римской эпохи, термы и второй акведук, тоже римские, а также раннехристианские оссуарии и часть византийского города. Различные археологические слои были сохранены внутри станции в форме поперечного кубка.

Парламент (дворец Були)

Название площади Синтагма вызывает в памяти греческую Конституцию 1844 года, провозглашенную с балкона этого неоклассического дворца, с 1935 года - резиденции парламента.

Перед зданием находится памятник Неизвестному солдату, у которого держат караул эвзоны (пехотинцы) . Они носят традиционные греческие костюмы: фустанеллу с 400 складками, символизирующими количество лет, проведенных под турецким игом, шерстяные гольфы и красные башмаки с помпонами.

Смена караула происходит каждый час с понедельника по субботу, и один раз, в 10.30, в воскресенье. Весь гарнизон собирается на площади для этой красивой церемонии.

Национальный сад

Бывший когда-то дворцовым парком, Национальный сад ныне является тихим оазисом с экзотическими растениями и мозаичными бассейнами в самом сердце города. Там вы сможете увидеть античные руины, укрытые среди тенистых аллей, маленький ботанический музей, расположенный в павильоне, зоопарк и приятный кафенион с большой крытой беседкой.

На юге находится Заппейон, здание в неоклассическом стиле, построенное в 1880-х годах в форме ротонды. В 1896 году, во время первых современных Олимпийских игр, там находился штаб Олимпийского комитета. Позднее Заппейон стал Выставочным центром.

К востоку от сада, на улице Герода Аттического, посреди парка, находится Президентский дворец, красивое здание в стиле барокко, охраняемое двумя эвзонами.


Северные кварталы и музеи

Оправдывающий свое название квартал Гази на северо-западе города, преимущественно индустриальный, сначала производит не слишком приятное впечатление. Бывший газовый завод, давший кварталу свое имя, теперь является огромным культурным центром .

Чуть восточнее протянулся очень оживленный квартал Псири, где обосновались оптовики и кузнецы, - и, с некоторых пор, растущее количество баров, ночных заведений и модных ресторанов. Его маленькие улочки ведут к рынкам и площади Омония, сердцу народных Афин. Отсюда вы сможете дойти до площади Синтагма по двум большим улицам в неоклассическом обрамлении - Стадиу и Панепистимиу.

Окрестности Монастираки

Непосредственно к северу от римской агоры находится площадь Монастираки, в любое время суток переполненная людьми. Над ней возвышается купол и портик мечети Циздараки (1795 г.) , в которой сейчас располагается отделение Плаки Музея народного искусства.

Соседние пешеходные улочки захвачены магазинами сувениров, антиквариата, а также старьевщиками, которые собираются каждое воскресенье на площади Абиссинии, чтобы устроить гигантский блошиный рынок.

Рынки

Большой бульвар Афинас, связывающий Монастираки с площадью Омония на севере, проходит мимо рыночных павильонов. «Брюхо Афин», находящееся в постоянной активности с рассвета до середины дня, делится на две части: торговцы рыбой в центре и мясом - вокруг.

Перед зданием стоят продавцы сухофруктов, а на близлежащих улочках - торговцы скобяным товаром, коврами, домашней птицей.

Археологический музей

В нескольких кварталах к северу от площади Омония, на огромной эспланаде, заставленной машинами, находится Национальный археологический музей, владеющий сказочной коллекцией экспонатов искусства великих цивилизаций античной Греции. Без колебания проведите здесь половину дня, созерцая статуи, фрески, вазы, камеи, украшения, монеты и другие сокровища.

Самым ценным экспонатом музея, возможно, является посмертная золотая маска Агамемнона, найденная в 1876 году в Микенах любителем-археологом Генрихом Шлиманом (зал 4, в центре двора) . В той же комнате вы увидите другой важный объект микенской эпохи, вазу Воина, а также погребальные стелы, оружие, ритоны, украшения и тысячи роскошных предметов из янтаря, золота и даже скорлупу страусиного яйца! Кикладская коллекция (зал 6) также обязательна для просмотра.

Осматривая первый этаж и двигаясь по часовой стрелке, вы пройдете хронологически от архаического периода, представленного великолепными куросами и корами, до римского. По пути вы увидите великие шедевры искусства классической эпохи, среди которых выловленная в море возле острова Эвбея бронзовая статуя Посейдона (зал 15) , а также статуи всадника Артемизиона на боевом коне (зал 21) . Надгробия представлены в большом количестве, некоторые из них весьма впечатляющи. Например, огромные лекифы - вазы высотой два метра. Стоит также упомянуть фризы, украшавшие храм Афейи на Эгине, фризы храма Асклепия (Эскулап) в Эпидавре и великолепную мраморную группу Афродиты, Пана и Эроса в зале 30.

На втором этаже выставлены коллекции керамики: от изделий геометрической эпохи до восхитительных аттических ваз. Греческим Помпеям - городу Акротири на острове Санторин, погребенном в 1450 году до н.э., - посвящена отдельная секция (зал 48) .

Панепистимиу

Квартал, расположенный между площадями Омония и Синтагма, дает ясное представление о грандиозных амбициях периода после объявления независимости. Определенно принадлежащее к неоклассическому стилю, трио, состоящее из Университета, Академии и Национальной библиотеки, простирается вдоль улицы Панепистимиу (или Элефтериос Венизелу) и явно заслуживает внимания гостей города.

Национальный исторический музей

Музей расположен в здании бывшего парламента, на улице Стадиу, 13, неподалеку от площади Синтагма, и посвящен истории страны с момента захвата Константинополя османами (1453 г.) . Период войны за независимость представлен очень подробно. Можно даже увидеть шлем и шпагу лорда Байрона, самого знаменитого из филэллинов!

Основанный в 1930 году Антонисом Бенакисом, членом известной греческой семьи, музей находится в его бывшей афинской резиденции. Экспозиция состоит из коллекций, собранных в течение всей его жизни. Музей продолжает пополняться, и теперь он предлагает вниманию посетителей полную панораму греческого искусства, с доисторического периода до XX века.

На первом этаже представлены экспонаты от периода неолита до византийской эпохи, а также прекрасное собрание ювелирных украшений и античных корон из золотых листьев. Большая секция посвящена иконам. Второй этаж (XVI-XIX вв.) охватывает период турецкой оккупации, преимущественно здесь выставлены образцы церковного и мирского народного искусства. Два великолепных приемных зала 1750-х годов были восстановлены, вместе с потолками и панно из резного дерева.

Менее интересные секции, посвященные периоду пробуждения национального самосознания и борьбы за независимость, занимают два верхних этажа.

Музей кикладского искусства

Здесь представлены главным образом коллекции Николаса Гуландриса, посвященные античному искусству. Наиболее выдающаяся из них находится, без сомнения, на первом этаже. Здесь вы можете ознакомиться с легендарным кикладским искусством; статуэтками, мраморными предметами домашнего обихода и объектами религиозного культа. Не пропустите блюдо с голубками, высеченное из цельного куска, необыкновенные статуэтки флейтиста и разносчика хлеба, а также статую высотой 1,40 метра, одну из двух, изображавших великую богиню-покровительницу.

Третий этаж посвящен греческому искусству с бронзового периода до II века до н.э., на четвертом выставлена коллекция кипрских артефактов, а на пятом - прекраснейшие керамические изделия и «коринфские» бронзовые щиты.

Позднее музей переехал в великолепную неоклассическую виллу, построенную в 1895 году баварским архитектором Эрнстом Зиллером (дворец Стафатоса) .

Экспозиции, размещенные в музее, охватывают период с падения Римской империи (V в.) до падения Константинополя (1453 г.) и успешно освещают историю византийской культуры с помощью прекрасной подборки экспонатов и реконструкций. Выставка также подчеркивает особую роль Афин, центра языческой мысли в течение по меньшей мере двух столетий, пока не воцарилось христианство.

Стоит увидеть секцию коптского искусства (особенно башмаки V-VIII в.!) , сокровище Митилен, найденное в 1951 году, восхитительные ригеля и барельефы, коллекции икон и фресок, выставленные в церкви Эпископии Эвританской, а также великолепные манускрипты.

Национальная Пинакотека

Значительно модернизированная в последние годы, Пинакотека посвящена греческому искусству последних четырех столетий. Она хронологически представляет различные движения, от ранней поствизантийской живописи до произведений современных художников. В частности, вы увидите три мистических полотна Эль Греко, уроженца Крита, который наряду с Веласкесом и Гойей был самым известным художником Испании XVI века.

В северной части бульвара Василиссис Софиас покатые улочки квартала Колонаки образуют шикарный анклав, знаменитый своими модными бутиками и художественными галереями. Все утро, а особенно после обеда, на террасах кафе площади Филикис Этериас яблоку негде упасть.

Гора Ликавит (Ликавиттос)

В конце улицы Плутарха находится длинная вереница рынков, ведущая к подземному канатному тоннелю с фуникулером, который за несколько минут доставит вас на вершину Ликавита, славящегося своей прекрасной панорамой. Любители спорта предпочтут лестницы, начинающиеся с конца улицы Лукиану, в ста метрах к западу (15 минут подъема) . Тропинка, изгибаясь, ведет сквозь кипарисы и агавы. Наверху, с паперти часовни Святого Георгия, в хорошую погоду можно увидеть острова Саронического залива и, естественно, Акрополь.

В окрестностях Афин


Расположенные между морем и холмами Афины являются идеальной точкой отправления на покорение самых знаменитых мест Аттики, полуострова, разделяющего Эгейское море и Саронический залив.

На выходные все отправляются на пляж. Находящаяся у самых городских стен Глифада заткнула всех за пояс во время Олимпийских игр 2004 года: именно здесь проходило большинство морских соревнований. Шикарный пригород с многочисленными бутиками, являющийся к тому же морским курортом, знаменитым своими причалами для яхт и полями для гольфа, Глифада оживает летом, когда на авеню Поссидонос открываются дискотеки и клубы. Пляжи здесь и в направлении Вулы преимущественно частные, усеянные зонтиками и битком набитые в конце недели. Если вы ищете место поспокойнее, двигайтесь в южном направлении до Вульягмени, роскошного и дорогого порта, утопающего в зелени. Побережье становится боле демократичным только после Варкизы, неподалеку от мыса Сунион.


Часовой Афин, держащий караул на вершине скалы «мыса Колонн» в крайней точке средиземноморской Аттики, храм Посейдона составляет одну из вершин «священного треугольника», совершенного равнобедренного треугольника, остальными точками которого являются Акрополь и храм Афайи на Эгине. Рассказывали, что некогда, входя в залив по пути в Пирей, моряки могли видеть одновременно все три здания -удовольствие, ныне недоступное из-за частого смога, опускающегося над этими местами. Святилище, восстановленное в эпоху Перикла (444 г. до н.э.) , сохранило 16 из 34 дорических колонн. Когда-то здесь проходили гонки триер, организованные афинянами в честь богини Афины, которой посвящен второй храм, возведенный на соседнем холме. Место приобретает стратегическое значение: его крепость, ныне исчезнувшая, позволяла контролировать одновременно серебряные шахты Лориона и движение кораблей к Афинам.

Построенный на покрытых соснами склонах горы Гиметос, в нескольких километрах к востоку от Афин, монастырь, основанный в XI веке, перестает быть тихим в конце недели, когда поблизости высаживается десант любителей пикника. В центральном дворе вы обнаружите церковь, стены которой покрыты фресками (XVII-XVIII вв.) , купол опирается на четыре античные колонны, а в другом конце монастыря находится удивительный фонтан с головой барана, откуда вытекает вода, которая, как утверждают, обладает чудодейственными свойствами.

Марафон

Это место, одно из самых знаменитых, в 490 году до н.э стало свидетелем победы 10-тысячной афинской армии над превосходящими ее в три раза силами персов. Чтобы донести хорошую новость, как гласит легенда, бегун из Марафона пробежал 40 км, отделяющие его от Афин, - так быстро, что умер от изнурения при прибытии. 192 греческих героя, погибших в этой битве, были похоронены на кургане - это единственное заслуживающее доверия свидетельство этого знаменитого события.

Монастырь Дафни

Расположенный в 10 км к западу от Афин, на краю большой дороги, византийский монастырь Дафни знаменит своими мозаиками XI века, изображающими апостолов и следящего за ними с центрального купола могущественного Христоса Пантократора. Получив существенные повреждения от землетрясения в 1999 году, здание сейчас закрыто на реставрацию.

Теснимый с одной стороны Аттикой, а с другой - полуостровом Пелопоннес, Саронический залив - шлюз Коринфского канала - открывает двери в Афины. Среди многочисленных островов Эгина наиболее интересен и до него проще всего добраться (1 ч 15 мин на пароме или 35 мин на глиссере) .

Большинство кораблей стоят на пристани на западном берегу, в прекраснейшем порту Эгины. Мало кто знает, что он был первой столицей освобожденной Греции. Рыбаки чинят здесь свои снасти на глазах у туристов, расслабляющихся на террасах кафе и катающихся в двуколках. Узкая пешеходная улочка, ведущая с набережной, словно создана для прогулок и шопинга. У северного выезда, в Колоне, на месте археологических раскопок, находятся немногочисленные развалины храма Аполлона (V в. до н.э.) . В археологическом музее выставлены артефакты, найденные неподалеку: пожертвования, гончарные изделия, скульптуры и стелы.

Оставшуюся часть острова делят между собой фисташковые плантации, являющиеся гордостью Эгины, несколько рощ с оливковыми деревьями и прекрасные сосновые леса, раскинувшиеся на востоке до самого морского курорта Агия Марина, на чьих прекрасных пляжах летом жизнь бьет ключом.

Оттуда легко можно добраться до храма Афайи, построенного на мысе, видимом с обоих берегов. Великолепие этого дорического монумента, прекрасно сохранившегося, позволяет догадаться о былом могуществе острова, бывшего некогда соперником Афин. Возведенный в 500 году до н.э., он был посвящен местной богине Афайе, дочери Зевса, которая нашла прибежище в этих местах, спасаясь от преследований царя Миноса.

Если у вас найдется немного времени, посетите руины Палиохоры, бывшей столицы Эгины, построенной на возвышенности в глубине острова. Основанный в эпоху Античности, городок вырос в период высокого Средневековья, эпоху, когда жители, спасаясь от пиратских набегов, укрывались на вершинах гор. До XIX века, когда ее покинули жители, Палиохора насчитывала 365 церквей и часовен, из которых 28 сохранилось, и в них еще можно увидеть остатки прекрасных фресок. Чуть ниже расположен монастырь Агиос Нектариос, самый большой на острове.

Спецпредложения на отели

Когда лучше ехать в Афины

Весна и поздняя осень - лучшее время для посещения Афин. Лето может быть очень жарким и сухим. Зима иногда дождливая, с небольшим количеством снежных дней. Но при этом зима может быть идеальным временем для посещения города, когда тут пусть и свежо, но нет толп.

Очень часто над городом стоит смог, причина которого в географии города - из-за того, что Афины окружают горы, выхлопы и загрязнения от машин очень часто задерживаются над городом.

Как добраться

Какими способами можно добраться до Афин от аэропорта? В первую очередь, от аэропорта к городу проложена прямая ветка метро (синего цвета). Конечная станция в центре города - метро Монастираки. Можно доехать до железнодорожного вокзала в Афинах на пригородной электричке. Удобный и комфортный способ - вызов такси. Более экономный наземный транспорт - автобус, от аэропорта автобусы следуют по четырем маршрутам.

Календарь низких цен на авиабилеты

вконтакте facebook twitter

Древние Афины считались главным городом в Аттике (Средняя Греция). Городские поселения располагались в нескольких километрах от моря. Группировались они вокруг высокого холма с возвышающейся над ним цитаделью. Называлась она Акрополем. Местность эта была чрезвычайно живописной, а Акрополь украшали великолепные здания.

Древние Афины на карте Греции

От тиранов к демократии

Город-государство начал набирать силу в конце IX века до н. э. Вначале Афинами правили цари, а затем им на смену пришли тираны. Тиранос с греческого переводится как властитель . Поэтому никакой плохой смысл в это слово не вкладывался.

Однако со временем городские правители начали притеснять и грабить население. Вот тогда под словом "тиран" уже начали понимать жестокого властителя или деспота. В этом негативном значении оно дошло до наших дней.

Поначалу тиранов терпели, так как они пользовались поддержкой у богатых и знатных афинян и у ареопага. Ареопагом называли высший совет, в состав которого входило 9 судей или архонтов .

Афинский Акропль

В VII веке до н. э. архонт Драконт провёл в жизнь целую серию жесточайших законов. По ним за малейшую провинность людей казнили. Украл кисть винограда или луковицу - смерть. Афиняне говорили, что Драконт писал свои законы кровью и называли их драконовскими.

Имущественное неравенство закончилось борьбой между аристократами и простолюдинами в VI веке до н. э. В городе начались волнения и вооружённые стычки. Чтобы прекратить кровопролитие, решили избрать архонтом умного человека, чтобы он, наконец-то, навёл порядок.

Таким человеком оказался Солон . Он имел прекрасную репутацию и в 594 году до н. э. начал проводить реформы. Именно по его инициативе были отменены законы Драконта и долговое рабство. Ввели законы о свободе завещания и наследовании имущества. Ремесленникам и торговцам стали предоставлять льготы.

Всех граждан Аттики, в зависимости от материального достатка, поделили на 4 сословных группы. Каждой из них предписали свои обязанности и права. Но в данном вопросе Солон выступил защитником аристократии. Он предоставил право занимать государственные должности лишь богатым гражданам.

Реформатор не покусился и на власть тиранов. Те продолжали чинить произвол и всё более восстанавливали против себя простой люд. В 514 году до н. э. тирана Гиппарха убили заговорщики Гармодием и Аристогитоном. Эти два древних грека вошли в историю как первые тираноубийцы.

В 509 году до н. э. в Древних Афинах вспыхнуло народное восстание. В результате этого царская власть была уничтожена, и восторжествовало демократическое правление. Все афинские граждане, независимо от материального достатка, получили равные политические права, а важнейшие государственные вопросы стали решать общим голосованием.

Но возникшая на землях Древней Греции республика осталась аристократической. Знатные афиняне стали объединяться в группировки и манипулировать голосами людей на народных собраниях. Аристократы подкупали и привлекали на свою сторону народных вождей, которых называли демагогами .

Расцвет Древних Афин

В V веке до н. э. греческие города-государства одержали победу над Персией. Это способствовало не только всеобщему расцвету, но и победе демократии. В Аргосе, Фокиде, Фивах правящие аристократические группировки были свергнуты. Жители этих городов стали практиковать демократические свободы по примеру Афин.

Но наибольшего расцвета достигли именно Древние Афины. Принадлежащий им порт Пирей стал основным центром торговли в Восточном Средиземноморье. Афиняне также встали во главе морского союза, который включил в себя 200 полисов (городов). У союза была своя казна, а заведовали ею афиняне. Всё это укрепило город и подняло его авторитет.

Что же касается внутриполитической жизни, то она характеризовалась борьбой 2-х партий - аристократической и демократической. В 462 году до н. э. власть ареопага была существенно ограничена. Народные собрания начали играть всё более существенную политическую роль. Созывались они по 4 раза в месяц. На них принимались законы, объявлялись войны, заключался мир, распределялись государственные средства.

Перикл с женой Аспасией

В этот период выделился такой исторический деятель как Перикл . Он стал признанным афинским вождём, а в 443 году до н. э. его избрали стратегом (военачальником). Этот человек 15 лет находился у власти. Именно при нём в народном собрании стали практиковать тайное голосование.

На всех скульптурах Перикл изображён в шлеме. Существует предположение, что его голова имела какой-то физический дефект. Но, несмотря на это, стратег имел разностороннее образование. Он стремился сделать Древние Афины центром просвещения всей Эллады.

Женой этого человека была Аспасия из Милета. Она отличалась красотой и умом, а в своей общественной деятельности добивалась равноправия женщин. Жители города сравнивали Перикла с Зевсом, а его жену с Герой - женой громовержца. Однако брак этой пары не был признан официальным, так как Аспасия не являлась афинянкой. Правда, два сына от этого брака получили афинское гражданство.

При Перикле город процветал и был самым благополучным и сильным среди всех городов Древней Греции. В 429 году до н. э. стратег скончался. После этого начался постепенный закат могущественного города-государства.

Закат Древних Афин

В 431 году до н. э. началась война между Спартой и Афинами. Продолжалась она 30 лет, велась чрезвычайно жестоко. В этой войне принимали участие и другие греческие города. В историю она вошла как по названию союза, который возглавила Спарта.

Спартанцы несколько раз вторгались в земли Аттики и осаждали Афины. В ответ на это афиняне с моря нападали на пелопоннесские города. Был также организован морской поход на Сицилию. В нём принял участие флот из 134 триер (военных кораблей). Но эта крупномасштабная экспедиция успеха афинянам не принесла.

Потерпев ряд серьёзных поражений, Афинский морской союз распался. В самом городе произошёл переворот. В результате этого к власти пришёл вначале аристократический совет четырёхсот , а затем власть захватила более малочисленная группировка тридцати тиранов . Что касается народного собрания, то его полномочия были значительно сокращены.

Пелопоннесская война велась и на суше, и на море

В 404 году до н. э. афиняне капитулировали перед спартанцами. Им запретили иметь военный флот, а каменные стены порта Пирея были разрушены. Но долгая война ослабила не только Аттику, но и другие греческие полисы.

А в это время на севере появился новый могучий противник. Это была Македония, которая начала претендовать на гегемонию во всей Греции. Наибольшей мощи она достигла в середине IV века до н. э. при Филиппе II . Он создал хорошо вооружённую армию и начал покорять один греческий полис за другим.

Однако афинские земли продолжали оставаться культурным и торговым центром Эллады. Но жители города понимали, что македонцы скоро доберутся и до них. Об этом прямо говорил афинский оратор Демосфен. Его обличительные речи назвали филиппиками, а сам Филипп II объявил Демосфена своим личным врагом.

Политическая ситуация накалялась, и Древним Афинам ничего не оставалось делать, как создавать военный союз. В него вошли Фивы, Мегар и Коринфа. В 338 году до н. э. произошла битва возле беотийского города Херонея между войсками военного союза и армией Филиппа II. В этом сражении союзники были разбиты.

Победитель продиктовал побеждённым городам условия мира. Так как Филипп II был человеком умным, то формально он объявил покорённые полисы независимыми, но обязал их поддерживать его в военных кампаниях. Помимо этого он расставил в Аттике военные гарнизоны.

В большинстве покорённых городов к власти пришла аристократия, заискивающая перед Македонией. На этом закончилась классическая эпоха, и начался эллинистический период Древней Греции .

Во время эллинизма ситуация в Афинах постоянно менялась. Город то добивался независимости, то опять попадал под власть македонской армии. В 146 году до н. э. город оказался под властью Римской Республики на положении союзника. Но свобода была чисто формальная.

В 88 году до н. э. афиняне поддержали антиримское движения, которое возглавил понтийский царь Митридат VI. Но в 86 году до н. э. возле городских стен оказалось римское войско под началом Луция Корнелия Суллы. Римляне захватили когда-то великий город штурмом. Однако Сулла проявил милосердие из уважения к историческому прошлому Древних Афин: фиктивная свобода афинянам была сохранена.

В последней четверти I века до н. э. город вошёл в состав новой римской провинции. Но лишь в III веке н. э. значимость когда-то могущественных Афин полностью сошла на нет, и полис пришёл в полнейший упадок.

Древние Афины был полисом древней Греции и одним из важных городов древнего мира в целом. Границы Древних Афин включали большую часть сегодняшней Аттики.

Расцвет западной цивилизации начался более чем 2500 лет назад в Аттике, в маленьком греческом государстве и в частности, в древних Афинах.

В начале V века до н.э. Афины практически были разрушены.

Акрополь, один из самых известных исторических памятников в мире в древние времена был религиозным и политическим центром города. Но 480 до н.э. здания Акрополя были сожжены дотла 300-тысячной армией персов, которые вторглись в город, под руководством грозного и прославленного царя Ксеркса.

Афиняне покинули город и персы заняли Афины. Казалось, что это был конец для Древних Афин, но в ближайшие 50 лет, город становится культурной столицей всего греческого мира и колыбелью современной западной науки и философии. С блеском перестраивается Акрополь и к 430 году до н.э. его украсили самые красивые памятники в мире, с самым важным Парфеноном, храмом Афины Девы.

Как возродился из пепла древний город Афины и стал одним из крупнейших городов в древние времена?

Кто были лидеры, архитекторы и художники, которые сделали уникальную историю древних Афин?

Золотой век Афин


После блестящей победы над персами и отступлением их из Афин, к власти в Древних Афинах приходит лидер, который сделал свой город культурной и военной силой в греческом мире. Звали выдающегося государственного деятеля Перикл, он не только провёл демократические реформы, но и укрепил армию, построил некоторые из самых замечательных памятников всех времен. 30 лет был у власти Перикл, он внёс больший вклад в развитие афинской демократии , Цитадель, которая была полностью уничтожен персами, была восстановлена. Основным зданием был Парфенон , но были построены и другие храмы, которые стали шедеврами мирового искусства.

Перикл ввёл город в «золотой век» и сделал имя Афин бессмертным. Это был век больших художников таких, как скульптор Фидий , великих философов таких, как Сократ и Платон , знаменитых театралов таких, как Софокл и Еврипид, заложившие основы трагедии, комедии и драмы.

Перикл умер в 429 до н.э. после чумы, которая стоила жизни многим жителям Афин. Но его достижения остаются непревзойдёнными. Афины того времени были венцом динамического общества, а время его правления, принято называть «золотым веком Перикла».

Греция - это страна с великолепными пейзажами. Древние греки верили, что в лесах, на горах и в воде жили боги, богини, другие сверхъестественные существа. Они верили в абсолютную власть богов , которые могли бы им помочь, или навредить. Религиозные праздники проходили в течение всего года, в ходе которых люди приносили жертвы богам.

Первые люди появились на территории Греции в начале бронзового века, которые мигрировали из огромной территории Евразии. Первые греки были воинственные племена, они постоянно воевали друг с другом, чтобы занять более богатые и плодородные места. Первые поселения были в основном примитивными сельскими общинами. Между 1500 и 1200 гг. до н.э. произошёл популяционный взрыв, который привел к высоким культурным и технологическим достижениям. Дворцы и храмы поднимались ввысь повсюду, некоторые остатки которых мы можем видеть еще и сегодня.

Это создало подходящий фон для легенд и мифов : поэмы Гомера , мифы про «аргонавтов» и «подвиги Геракла». Некоторые долго считались легендами, как троянская война, отписанная Гомером. Однако, в 1870 году, немецкий археолог Шлиман, обнаружил руины Трои. Город действительно был разрушен войной, которая велась длительное время.

В районах Аттики было обнаружено интенсивное присутствие человека в эпоху неолита. Древнюю Аттику заселяли ионийцы - одно из основных древнегреческих племен, обосновавшихся в южной Греции в начале 2 тысячелетия до н.э. В Аттике постепенно сложился особый ионический диалект, который стал языком литературы и искусства в древности. С приходом дорийцев, в конце 2-го тысячелетия (около 1100 года до н.э.), ионийцы отстояли свои границы, Аттика была одной из немногих мест Греции, которую не удалось захватить дорийцам.

Современные Афины


Город Афины живет и процветает и поныне. Современный город сосредоточен вокруг Цитадели, он включает различные руины древних лет, доказывая, что это место, когда-то достигло вершины своего развития, повлияв на всю европейскую культуру.

Город с населением около 5 миллионов человек, живёт воспоминаниями о мире, который потерялся. Во многих местах мы наблюдаем различные исторические периоды Афин , некоторые постройки и здания, всё ещё хранят тайны древних эллинов.

До сих пор, как и в древности, над городом гордо возвышается великолепный Акрополь с прекрасными храмами.

Возраст Афин – две с половиной тысячи лет. Славное прошлое города и теперь явственно проступает: буквально отовсюду виден древний Акрополь, возвышающийся над городом. Сегодня Афины – современный мегаполис, в котором проживает около четырёх миллионов человек. В двадцать первом веке этот великий город изменился. Произошло это отчасти благодаря Олимпийским играм 2004 года. Сейчас Афины – это нечто большее, чем хранилище древностей. Город очень преобразился и, вопреки представлениям о нём как о городе с загрязнённой окружающей средой и невыносимым уличным движением, оставляет потрясающее впечатление.

Строительный бум после окончания Второй мировой войны и увеличение численности населения с 700 тысяч до 4 миллионов человек обернулись архитектурным бедствием. Однако сейчас облик города меняется: строятся новые дороги, метро, а расширение пешеходной зоны в центре города уже избавило Афины от мучительных транспортных пробок и даже уменьшило облако смога, в буквальном смысле отравляющего столичную атмосферу. То, что воздух стал чище, заметно по снова открывшимся видам, которыми некогда славились Афины, и, несмотря на небоскрёбы и заведения ускоренного обслуживания, город ухитряется сохранять свой неповторимый облик и очарование.

Восточные базары соперничают с модными бутиками и магазинами, заваленными товарами от «Армани» и «Бенеттон». Стремительная модернизация уравновешивается разлитым в воздухе ощущением домашней атмосферы: любой грек вам скажет, что Афины – это самая большая деревня в стране. Как бы часто вы ни приезжали в Афины, ваше внимание будет привлекать то, что сохранилось от классического античного города – прежде всего это Парфенон и другие памятники Акрополя, а также обновлённый , в котором представлено лучшее собрание древностей.

Большинство из тех нескольких миллионов приезжих, которые ежегодно бывают в Афинах, посещением этих памятников и ограничиваются, прибавляя к ним разве лишь вечер в романтической обстановке в одной из рассчитанных на туристов таверн Плаки. Но поступая так, они упускают шанс увидеть те Афины, которые знают и любят сами афиняне. Даже если вы заглянули в город совсем ненадолго, это не оправдывает стремление видеть в Афинах лишь скопление сохранившихся древностей и музейных экспонатов. Стоило бы также потратить немного времени на знакомство с окрестностями столицы, посетить неподалёку от Афин.

Для туристов доступнее всего, наверное, Плака – район, в котором смешана турецкая, неоклассическая и греческая островная архитектура. Далее находятся интересные музеи, посвящённые традиционным искусствам и ремёслам, от керамики до музыки. Чуть севернее – базары, почти такие же, как на Ближнем Востоке, а дополнительная награда – кафе, бары, клубы в Псирри и быстро развивающемся , а также Национальный парк и тенистый и элегантный . Не так далеки от Плаки и холмы – Ликабет и Филопаппу, с которых весь город виден как на ладони, и ходит трамвай (летом он довезёт вас до пляжа). Все вышеприведённые достопримечательности можно увидеть во время .

Но более всего приезжих удивляет в Афинах бурлящая жизнь города. В кафе всегда людно, днём и за полночь, улицы не пустеют до трёх, а то и четырёх часов утра, бары и клубы привлекают полуночников. Поесть, да так, что запомнится надолго – тоже есть где: много традиционных таверн, а взыскательных гурманов ждут шикарные рестораны. Летом столики кафе выносятся на уличные мостовые, клубная жизнь перемещается на пляжи, а можно пойти в кино, посетить концерты и спектакли по произведениям классической древнегреческой драмы под открытым небом. У любителей шопинга глаза разбегаются: оживлённые красочные базары и огромные торговые пространства в пригородах, именуемые на американский манер «моллами», и, разумеется, бутики, заполненные творениями самых модных модельеров.

И очень хороший – и по цене тоже – общественный транспорт, недорогое такси, так что с передвижением особых трудностей у вас не будет. Описывая предместья Афин – о них и об области в целом речь пойдёт в других статьях, – здесь же уделяется внимание, прежде всего памятникам античности. Охотнее всего осматривают храм Посейдона в Сунионе: тот замечательный памятник архитектуры находится на утёсе, возвышающемся над мысом. Не столь известны и не так часто посещаемые святилища и Рамне (Рамнус), Элевсине (Элефсина) и Вравроне, а также насыпанный в честь великой победы погребальный холм у Марафона.

Любители пеших походов, быть может, пожелают совершить восхождения – горы взяли город в кольцо, и лучше всего подняться на гору Парнита. Если это будет весной, то заодно нарвёте охапку самых разных дивных лесных и полевых цветов. Пляжи аттического побережья достаточно хороши, чтобы привлекать уставших от города афинян, но если вы собираетесь на острова, то знакомство со здешними пляжами необязательно. Выбраться из Афин просто: десятки паромов и судов на подводных крыльях ежедневно уходят из афинского пригородного порта Пирея, а также, не столь часто, ещё из двух аттических портов с причалами для паромов – Рафина и Лаврион.

Краткая история Афин

Афины – это город, жизнь в котором началась более семи тысяч лет назад. Невысокий скалистый холм, позже ставший Акрополем Афин, с древних времён привлекал человека как удобное место поселения. Он возвышается среди долины, орошаемой реками Кефисом и Илиссом и окружённой горами Гиметтами, Пентериконом, Парнетом и Эгалеями. Склоны холма, высота которого 156 метров над уровнем моря, неприступны, и потому естественно, что все эти преимущества по достоинству были оценены древнейшими жителями Аттики. Микенцы построили на скале дворец-крепость.

В отличие от других микенских селений во время дорийского вторжения (примерно 1200 год до нашей эры) Афины не были ни брошены, ни разграблены, так что афиняне всегда гордились тем, что они «чистые» ионийцы, без дорийской «примеси». Но государства микенского типа в Афинах не сохранилось. Постепенно селение превратилось в полис (античный город-государство) и культурный центр. Правителями Афин считались цари – басилеи, которые затем уступили власть родовой знати – эвпатридам. Народные собрания происходили у Пропилей Акрополя. К западу возвышался скалистый холм Apec, названный в честь бога войны. Здесь, на выровненной вершине, собирался ареопаг – совет старейшин знатных родов города, ареопагитов. Афины в те времена оставались в тени больших и могущественнейших полисов, таких как и .

Афины богатели, и возросшее благосостояние способствовало бурному росту искусств и ремёсел, особенно гончарного промысла. Но экономический рост усилил политическую напряжённость: росло недовольство земледельцев и афинян, которые были исключены из общественной жизни, но платили налоги и подать на землю, достававшуюся земельной аристократии. Прекратить раздоры могло только переустройство общества, на которое были нацелены законы Драконта (его «драконтовский» свод был обнародован в 621 году до нашей эры) и выбор в правители Солона (594 год до нашей эры), которого наделили полномочиями для проведения радикальных политических и экономических реформ.

Реформы Солона предоставили гражданские права широким слоям населения и заложили основы строя, переросшего со временем в афинскую демократию. В середине 6 века до нашей эры власть захватил Писистрат. Писистрата обычно называют тираном, но это значит лишь, что он взял власть силой: его популистская политика снискала ему приверженность и любовь многих сограждан, он оказался очень успешным правителем, при котором Афины стали намного мощнее, богаче и влиятельнее. Его сыновья Гиппий и Гиппарх были не столь счастливы: Гиппарха в 514 году до нашей эры убили, после чего Гиппий попытался установить диктатуру.

Его очень не любили в народе и свергли при помощи войска, вызванного из Спарты в 510 году до нашей эры. Новый вождь Клисфен провёл более радикальные преобразования: ввёл правительственную коллегию из 10 стратегов, создал территориальные филы вместо родовых и каждая из них посылала пятьдесят представителей в Государственный совет Буле. Буле принимал решения по вопросам, обсуждавшимся в Собрании. В Собрании могли участвовать все граждане и оно выполняло функции, как законодательной власти, так и верховного суда. Предложенные Клисфеном реформы послужили основой афинской демократии, которая просуществовала, почти не меняясь, до римского правления.

Примерно в 500 году до нашей эры Афины послали отряд воинов в Малую Азию – на помощь грекам-ионийцам, восставшим против Персидской империи, что спровоцировало ответное вторжение персов в Грецию. В 490 году до нашей эры афиняне с союзниками разбили многократно превосходящие персидские силы в битве при Марафоне. В 480 году до нашей эры персы вернулись, захватили и разграбили Афины и оставили почти весь город сожжённым дотла. В том же году, однако, победа в морском сражении при поставила точку в борьбе греков с персами, одновременно закрепив за Афинами положение ведущего города-государства в Греческом мире, и Афины смогли объединить города островов Эгейского моря и центральной Греции в Делосский союз, именуемой также Афинским морским союзом.

Обретённое могущество породило так называемый классический период, в течение которого Афины пожинали плоды своих успехов и торжество демократии наряду с расцветом искусств, архитектуры, литературы и философии, и влияние этой эпохи на мировую культуру ощутимо и до сего дня. Во втором веке до нашей эры власть перешла к римлянам, которые почитали Афины духовным источником, но почти не прикладывали усилий для того, чтобы придать городу больший блеск.

Христиане и турки в Афинах

Возникновение христианства – самая, пожалуй, значимая веха в процессе долгого увядания Афин, утративших славу, познанную городом в классическую эпоху. На закате римского правления, во время которого облик города мало изменился, Афины утратили роль связующего звена в Греко-Римском мире, и причиной тому стало разделение Римской империи на Восточную и Западную и образование Византии (Константинополя) в качестве столицы восточной Византийской империи. В этой империи новое христианское мироощущение очень скоро затмило этику, выработанную Афинами, хотя в философских школах города по-прежнему преподавали неоплатонизм.

В 529 году эти лицеи были закрыты, и покончивший с ними Юстиниан I повелел заодно и повторно посвятить городские храмы, и все они, включая Парфенон, стали христианскими церквями. Затем Афины почти перестают упоминаться в хрониках и летописях, намёк на возрождение наметился лишь в период правления чужеземных властителей и Средние века: вследствие Четвёртого Крестового похода Афины с Пелопоннесом и немалой частью центральной оказались в руках у франков. Герцогский двор находился на Акрополе, и на целое столетие Афины вернулись в русло европейской жизни. Власти франков, однако, почти не на кого было опираться, кроме провинциальной аристократии.

В 1311 году франкские войска сразились с каталонскими наёмниками, укрепившимися в Фивах, и были загнаны в болото. Каталонцев, организовавших собственное княжество, сменили флорентийцы, а потом очень ненадолго венецианцы, пока в 1456 году не появился турецкий султан Мехмед II, завоеватель Константинополя. Афины в период турецкого владычества представляли собой военное поселение с расквартированным в нём гарнизоном, то и дело (и к немалому ущербу для строений классического периода) оказываясь на передовой битв с венецианцами и другими западными державами.

Связи с Западом были разорваны, лишь изредка появлялись французские и итальянские послы в Блистательной Порте. Иногда в Афины заглядывали редкие путешественники или любопытствующие живописцы. В этот период греки в некоторой степени пользовались самоуправлением, процветали монастыри иезуитов и капуцинов. превратился в резиденцию османского правителя, а Парфенон был обращён в мечеть. Районы вокруг Акрополя вернулись в далёкое прошлое, перешли к частичному крестьянскому существованию, а порт в Пирее вынужден был довольствоваться обслуживанием десятка-другого рыбацких баркасов.

Четырёхсотлетнее Османское владычество закончилось в 1821 году, когда вместе с жителями десятков городов страны афинские греки восстали. Восставшие заняли турецкие районы нижнего города – это нынешняя – и осадили Акрополь. Турки отступили, но спустя пять лет вернулись, чтобы вновь занять афинские укрепления, греческим повстанцам пришлось уйти вглубь материка. Когда в 1834 году османский гарнизон ушёл навсегда, и возникла новая, немецкая, монархия, в Афинах проживало 5 тысяч человек.

Современные Афины

Несмотря на античное прошлое и на естественные преимущества своего местоположения, Афины стали столицей современной Греции не сразу. Эта честь поначалу досталась Нафплиону на Пелопоннесе – городу, в котором Иоаннис Каподистрия разрабатывал планы Войны за Независимость, и откуда потом руководил ею, и где в 1828 году произошло первое заседание первого парламента страны – Национального Собрания. И если бы И. Каподистрия не убили в 1831 году, вполне возможно, что столицей так и остался бы , а может её перенесли бы из Нафплиона в , Коринф или – города лучше обустроенные и довольно большие.

Однако после гибели Каподистрия последовало вмешательство западноевропейских «Великих держав», навязавших стране своего монарха – им стал Отто, сын Людвига I Баварского, и в 1834 году столица и королевский двор перебрались в Афины. Обоснование переезда сводилось к символическим и сентиментальным причинам, потому что новая столица была малозначительным населённым пунктом и находилась на самом краешке территории нового государства – ему ещё только предстояло включить в свой состав северную , Македонию и все острова, кроме уже имевшихся и .

В XIX веке развитие Афин носило характер постепенного и вполне управляемого процесса. Пока археологи избавляли Акрополь от всех архитектурных наслоений, которыми украсили его турки и франки, город понемногу строился: улицы пересекались под прямыми углами, появились неоклассические здания в баварском вкусе. Пирей сумел вновь превратиться в полноценный порт, ведь до начала XIX века ему сильно мешали конкуренты – крупнейшие порты Греции на островах и . В 1923 году по окончании трагической греко-турецкой войны в Малой Азии был подписан мирный договор, согласно которому произошёл «обмен населением»: турки перемещались в , греки – в Грецию, а национальность определялась исключительно вероисповеданием.

Полтора миллиона греков-христиан из существовавших многие столетия селений в Малой Азии и тюркоязычное, но православное население Анатолии прибыли в Грецию в качестве беженцев. И более половины этого потока осело в Афинах, Пирее и ближних деревнях, одним махом изменив облик столицы. Интеграция новопоселенцев и их старания выжить составили одну из величайших страниц в истории города, да и само это явление оставило глубокие следы, заметные и поныне. Названия районов, находящихся по обе стороны линии метро, соединяющего Афины с Пиреем, свидетельствуют о тоске, испытываемой новопоселенцами по навсегда утраченной родине: Неа Змирни (Новая Смирна), Неа Йония, Неа Филадельфья – подобные названия обычны для городских кварталов и улиц.

Поначалу эти кварталы были деревнями, в которых селились выходцы из одного и того же анатолийского местечка, строивших дома из чего придётся, и бывало, что один колодец или водопроводный кран снабжал питьевой водой десятка два семей. Слияние этих пригородов с Афинами и Пиреем продолжалось до Второй мировой войны. Но война принесла такие новые заботы, что все прежние на время отошли в сторону. Афины сильно пострадали от немецкой оккупации: зимой 1941-1942 годов по примерным оценкам в городе ежедневно умирало голодной смертью по две тысячи человек. А в конце 1944 года, когда немецкая оккупация закончилась, началась гражданская война.

Британские солдаты получили приказ воевать со своими недавними союзниками из Греческой армии Сопротивления ЭЛ АС, потому что во главе армии были коммунисты. С 1946 по 1949 годы Афины представляли собой остров в бушующем море войны: дороги и на север, и на можно было назвать проезжими лишь с очень большой натяжкой. Но в 1950-е годы, после гражданской войны, город начал быстро расширяться. Была реализована программа мощных капиталовложений в промышленность – деньги инвестировали в основном американцы, желавшие убедить Грецию войти в сферу влияния США, в то же время столица пережила наплыв переселенцев из разорённых войной обнищавших сёл.

Пустыри между кварталами стали быстро застраиваться, и к концу 1960-х годов Афины превратились в крупный город. Зачастую новая застройка выглядит уныло. Старые здания были снесены, с особенной силой стихия разрушения свирепствовала в 1967-1974 годах, во время хунты. Домовладельцы вместо снесённых зданий строили многоквартирные жилые дома высотой до шести этажей. Центральные улицы похожи на каньоны – узкие улицы словно прорублены между бетонными многоэтажками. Бурно развивающаяся промышленность захватила окраины, и совместные усилия градостроителей и промышленников быстро превратили Афины в загрязнённый мегалополис, задыхающийся от опускающегося на него ядовитого тумана, который здесь называют нефос.

С 1990-х годов – в ходе подготовки к Олимпиаде – стали наконец приниматься меры по улучшению обстановки в городе. Хотя Афинам всё ещё далеко до или по площади зелёных насаждений и открытых пространств, но результаты предпринятых усилий уже заметны. Всё, что уцелело из городского архитектурного наследия, реставрируется, общественный транспорт отличается чистотой, строительство домов контролируется, появились новые здания интересной сверхсовременной архитектуры (к примеру, некоторые сооружения, возведённые к Олимпиаде и недостроенный новый музей Акрополя), да и воздух не так загрязнён, как прежде. Хочется надеяться, что перемены в этом направлении продолжатся.

Вконтакте

Археологическое изучение Афин началось в 30-х годах XIX века, однако раскопки приобрели систематический характер только с образованием в Афинах в 70-80-е годы французской, немецкой и английской археологических школ. Сохранившиеся до наших дней литературные источники и археологический материал помогают воссоздать историю афинского полиса. Основным литературным источником по истории Афин периода формирования государства - «Афинская полития» Аристотеля (IV век до н. э).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Древние Афины (рус.) История древнего мира

    ✪ Видеоурок по истории "В городе богини Афины"

    ✪ Афины и Спарта. Афинская демократия. Видеоурок по Всеобщей истории 10 класс

    ✪ Видеоурок по истории "Зарождение демократии в Афинах"

    ✪ Зарождение демократии в Афинах. Видеоурок по Всеобщей истории 5 класс

    Субтитры

Становление Афинского государства

Эллинистическая эпоха

В период эллинизма, когда Греция стала ареной борьбы между крупными эллинистическими государствами, положение Афин неоднократно менялось. Были кратковременные периоды, когда им удавалось добиться относительной независимости, в других случаях в Афины вводились македонские гарнизоны. Вероятно, наиболее губительным в тот период для Афин было поражение в Хремонидовой войне от македонского царя Антигона II . В 146 году до н. э. , разделив участь всей Греции, Афины подпали под власть Рима ; находясь на положении города-союзника (лат. civitas foederata ), они пользовались лишь фиктивной свободой. В 88 году до н. э. Афины примкнули к антиримскому движению, поднятому понтийским царём Митридатом VI Евпатором . В 86 году до н. э. войско Луция Корнелия Суллы взяло город штурмом и разграбило его. Из уважения к могучему прошлому Афин Сулла сохранил им фиктивную свободу. В 27 году до н. э. после образования римской провинции Ахайя , Афины вошли в её состав. В III веке н. э, когда Балканская Греция начала подвергаться вторжениям варваров, Афины пришли в полный упадок.

Планирование и архитектура

Холмы

  • Холм Акрополис.
  • Ареопаг , то есть холм Ареса - западнее Акрополя, дал своё имя высшему судебному и правительственному совету Древних Афин, который проводил свои заседания на склоне холма.
  • Нимфейон, то есть холм нимф - юго-западнее Ареопага.
  • Пникс - полукруглый холм юго-западнее Ареопага; здесь первоначально проходили собрания экклесии , которые позже перенесли в театр Диониса.
  • Мусейон, то есть Холм Мусея или Муз , ныне известный как Холм Филопаппу - южнее Пникса и Ареопага.

Акрополь

Первоначально город занимал только верхнюю площадь крутого, доступного только с запада холма Акрополиса, служившего одновременно крепостью, политическим и религиозным центром, ядром всего города. По преданию, пеласги сравняли вершину холма, окружили её стенами и построили на западной стороне внешнее укрепление с 9 воротами, расположенными друг за другом. Внутри замка жили древние цари Аттики со своими женами. Здесь возвышался древний храм, посвященный Афине Палладе , вместе с которой также почитались Посейдон и Эрехтей (следовательно посвященный ему храм назывался Эрехтейон).

Золотой век Перикла был золотой эпохой и для Афинского акрополя. Прежде всего, Перикл поручил архитектору Иктину на месте старого разрушенного персами Гекатомпедонта (Храм Афины целомудренной) построить новый, более пышный Храм Афины Девы - Парфенон . Великолепие его усиливалось благодаря многочисленным статуям, которыми под руководством Фидия был украшен храм, как снаружи, так и внутри. Немедленно по окончании строительства Парфенона, который служил сокровищницей богов и для празднования Панафиней , в 438 до н. э. Перикл поручил архитектору Мнесиклу сооружение новых великолепных ворот при входе на акрополь - Пропилей (437-432 до н. э). Лестница из мраморных плит, извиваясь, вела по западному склону холма к портике, который состоял из 6 дорических колонн, промежутки между которыми симметрично уменьшались с обеих сторон.

Агора

Часть населения, подвластного владельцам крепости (акрополя), со временем поселилась у подошвы холма, главным образом на южной и юго-восточной его стороне. Именно здесь находились древнейшие святилища города, в частности посвященные Олимпийскому Зевсу , Аполлону , Дионису . Затем появились поселения по склонам, которые тянутся к западу от Акрополя. Нижний город расширился еще больше, когда вследствие объединения различных частей, на которые в древнейшие времена разделялась Аттика, в одно политическое целое (предание приписывает это Тесею), Афины стали столицей объединенного государства. Постепенно в течение последующих столетий город заселялся также и с северной стороны Акрополя. Здесь преимущественно селились ремесленники, а именно члены уважаемого и многочисленного в Афинах класса гончаров, следовательно, значительный квартал города к востоку от Акрополя получил название Керамик (то есть квартал гончаров).

Наконец в эпоху Писистрата и его сыновей был сооружен алтарь 12 богам в южной части новой Агоры (рынка), что располагалась у северо-западной подошвы Акрополя. Причем от Агоры измерялись расстояния всех местностей, соединенных дорогами с городом. Писистрат также начал строительство в нижнем городе колоссального Храма Зевса Олимпийского к востоку от Акрополя, а на самой высокой точке холма Акрополис - Храма Афины целомудренной (Гекатомпедонт).

Ворота

Среди основных въездных афинских ворот были:

  • на западе: Дипилонские ворота, ведущие из центра района Керамик к Академии. Ворота считались священными, поскольку от них начинался священный Элефсинский путь. Ворота рыцаря находились между Холмом нимф и Пниксом. Пирейские ворота - между Пниксом и Мусейоном, вели к проезжей дороге между длинными стенами , которые в свою очередь вели к Пирею. Милетские ворота названы так потому, что вели к дему Милет в пределах Афин (не путать с полисом Милет).
  • на юге: ворота мертвецов находились вблизи холма Мусейон. С Итонийских ворот на берегу реки Илиссос начиналась дорога на Фалирон.
  • на востоке: ворота Диохара вела к Ликею. Диомейские ворота получила такое название, поскольку вели к дему Диомею, а также холму Киносаргу.
  • на севере: Акарнийские ворота вели к дему Акарнею.