Деревянная церковная архитектура. Русские деревянные храмы

Основные типы русского деревянного храма
(на правах энциклопедии)

Эта работа выполнена в несколько непривычном для меня плане, здесь представлены в основном только цитаты.
Получилось своего рода «энциклопедическое» исследование, где подобраны выдержки из трудов русских и советских исследователей, историков и архитекторов. Трудов по истории Русского деревянного зодчества.

Дерево, издавна бывшее у славянских народов наиболее распространенным строительным материалом, широко применялось в русской архитектуре. Деревянные здания возводились быстрее, могли строиться летом и в холодное время года и были суше и теплее каменных. Однако вследствие недолговечности дерева как строительного материала и отсутствия сохранившихся памятников мы не можем достаточно точно восстановить облик исчезнувших деревянных зданий древнейших периодов русского зодчества.
Только начиная с XV - XVI вв., мы имеем возможность дополнить историю развития русской каменной архитектуры характеристикой современного ей деревянного зодчества. Эта характеристика в основных чертах соответствует и деревянной архитектуре более ранних периодов, так как в деревянных постройках XVI в. мы встречаемся с пережитками очень отдаленного времени.
Деревянная архитектура была самой распространенной на Руси: из дерева строились храмы, крепости, княжеские и боярские хоромы, дома горожан, крестьянские избы, хозяйственные постройки. В деревянной архитектуре вырабатывались приемы композиции зданий, отвечавшие быту и художественным вкусам русского народа, нередко затем переносившиеся и в каменную архитектуру .
(История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М., 1956)

Наши плотники, сооружая деревянные церкви, приспосабливали для них те конструктивные и художественные приемы, которые им были уже хорошо знакомы, а те немногие, которых не хватало в их запасе, им пришлось изобретать самим. Заимствовать было неоткуда потому, что в области плотничьего искусства русские, конечно, стояли впереди византийцев, строивших почти исключительно из камня и кирпича.

Главные типы великорусского деревянного храма:
1 - Клетские храмы,
2 - Шатровые храмы,
3 - "Кубоватые" храмы,
4 - Ярусные храмы,
5 - Многоглавые храмы.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Примеры основных типов русского деревянного храма

А теперь более подробно об этих пяти типах зданий, с рассказом о них и фотографиями.

1. Клетская церковь
Деревянный храм с прямоугольным срубом в основе композиции и простейшим вариантом покрытия.
(Плужников В. И. Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М., 1995)

Храмы, рубленые "клетски", разбросаны по всей Великороссии, но чаще всего они встречаются в центральных губерниях, не обильных, подобно Северу, лесом. По своему плановому приему и сходству с избой, храмы эти невелики размером и не требуют больших денежных затрат на свое сооружение. Простейший и, вероятно, древнейший вид храма состоял из одной центральной большой клети с двумя меньшими прирубами с востока и запада, стоявшими прямо на земле, или, по-народному, "на пошве". Перекрытая кровлями на два ската, по подъему совершенно сходными с обычным подъемом кровель жилищ, и осененная крестом, эта постройка вполне удовлетворяла своему назначению со стороны чисто литургической, но слишком мало отличалась своей внешностью от обыкновенного жилья.



Церковь воскрешения Лазаря, музей-заповедник Кижи. Фото: А.Липилин

Клетские церкви наиболее близки к жилым домам или даже амбарам - клеть с двускатной кровлей, главка с крестом и небольшая трапезная. Все предельно просто и незатейливо. И в этом их главное очарование. В плане это клеть размером 3х3 метра с двумя прирубами, алтарным с восточной стороны и трапезной с запада. Фундамент из небольших валунов. Сооружение очень напоминает простую избу .

2. Деревянный шатровый храм
Шатровый храм значительно отличается от клетских и своей высотой, и своим сильно подчеркнутым стремлением вверх. Изумительно, как красива, до чего проста и рациональна и как обдуманна эта глубоко национальная форма храма. Сохраняя традиционные три части - алтарь, главное помещение и трапезу, планы шатровых храмов имеют одно существенное отличие - главная часть храма образует восьмиугольник. Преимущество такой формы перед четырехгранником заключается, прежде всего, в возможности значительно увеличить вместимость храма при употреблении бревен даже гораздо меньшей длины, нежели те, которые нужны для четырехгранника.
Но самое важное преимущество шатровых церквей заключается в их центральном приеме, позволяющем придавать храму крестообразный вид, непринужденно окружать его приделами, трапезными, галереями, и придавать бочками и кокошниками всему этому необыкновенно живописный и грандиозный вид.

(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Несмотря на то, что высота шатровых храмов была обыкновенно очень велика, иногда прямо-таки колоссальна, их внутренняя высота была всегда очень незначительна. Делалось это с целью удержания в церкви тепла, так как при открытых изнутри шатрах теплый воздух поднимался бы к их вершинам, а нагреть всю массу было бы очень затруднительно.
(Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916)


Георгиевская церковь, музей Малые Карелы. Фото: А.Липилин.
Шатровые церкви очень эффектны. Уже из названия видно, что главной отличительной чертой в них является высокая башня с шатровым завершением. Шатровых церквей сохранилось много, и в них можно найти самые разнообразные приемы объемно-планировочного решения.

3. Деревянный кубоватый храм
Трудно сказать, что вызвало появление того особого покрытия четырехгранного храма, которому присвоено название "куба". "Кубоватые" храмы встречаются, главным образом, в Онежском крае и древнейшие из них не восходят дальше половины XVII века. Одной из причин, повлиявших на возникновение этой формы, было отчасти и известное запрещение строить шатровые храмы. Отказаться окончательно и навсегда от шатра, слишком заветного и дорогого для северянина, строители были не в силах, и с половины XVII века заметно лихорадочное искание новых форм, так или иначе напоминающих и заменяющих шатер. Уже и бочечно-шатровые формы были заметной уступкой упорному давлению, шедшему из Москвы, но все же шатер был до известной степени спасен ценою пятиглавия. И народ полюбил этот новый храмовый тип, так как и шатер был цел, и бочки давно уже были ему близки и дороги.
Установка на кубе пяти глав не представляет никаких затруднений и притом легко исполнима согласно установившемуся порядку, т.е. по углам храма. Удобство применения к кубу пятиглавия способствовало дальнейшему развитию этого приема.

(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Куб - кубоватый, или кубастый, верх; четырехгранное покрытие четвериков, напоминающее по форме массивную луковичную главу
(Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981)


Петропавловская церковь в поморском селе Вирма . Фото: Н.Телегин


Церковь Вознесения в музее Малые Карелы. Фото: А. Липилин

4. Деревянный ярусный храм
Название "четверик на четверике", присвоенное храмам, рубленным в несколько ярусов, совсем не означает, что ярусы все четырехугольны. В старинных актах тот же плотничий термин применяется и в тех случаях, когда на четверике стоит один или несколько восьмериков, или даже совсем нет четвериков, а одни лишь восьмерики. Под ним скрывается понятие о двух или нескольких клетях, поставленных одна на другую, причем каждая верхняя несколько меньше по ширине, нежели находящаяся под нею.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)


Музей деревянного зодчества Костромская слобода
Церковь Илии Пророка из села Верхний Берёзовец под Солигаличем, датированная рубежом XVII-XVIII вв. Фото: Кирилл Моисеев


Преображенская церковь, построенная в 1756 году и привезенная сюда из с. Козлятьево Кольчугинского района Владимирской области.
Музей деревянного зодчества в Суздале. Фото: Владимир-Дар

5. Деревянный многоглавый храм
Уже пятиглавие являлось известным подходом к многоглавию.
На первый взгляд, в Кижском храме поражает необычайность, почти фантастичность этого многоглавия, дающего какую-то хаотическую группу глав и бочек, перемежающихся и чередующихся друг с другом. Затем останавливает затейливость прячущихся в бочках глав. Только ритмичность последних наталкивает на мысль, что здесь есть система и план и притом план исключительный и небывалый.
При кажущейся хаотичности - все ясно, здраво и логично. Зодчий, создавший это подлинно "дивное диво", может быть назван глубоким знатоком своего искусства и вместе сыном своего времени, не чуждавшимся и новых для него форм "четверика на четверике" .
Смело и бодро слиты в нем в одно непринужденное художественное целое и новшество современной ему эпохи, и богатое наследие созданных народом форм

(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Но самое удивительное - в другом. Сложность композиции многоглавых церквей лишь кажущаяся. На основе немногих плановых типов (прямоугольный сруб с прирубами, восьмерик с двумя или четырьмя прирубами и изредка крещатый сруб, усложняя и дополняя их приделами, галереями и трапезными, поднимая здания на высокие подклеты и видоизменяя формы покрытий, русские зодчие достигли исключительного разнообразия в объеме и силуэте деревянных церквей.
(Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986)


Ансамбль в Кижах. Преображенская церковь (летняя) и Покровская церковь (зимняя). Фото: А. Липилин


Преображенская церковь в Кижах. Апофеоз русского деревянного зодчества, поражающий своим великолепием. Фото: А. Липилин
Двадцатидвухглавая Преображенская церковь в Кижах - самый известный и самый популярный памятник деревянного зодчества, ставший его символом. Это своего рода олицетворение всех красот древнерусского деревянного храма.
........................................ ........................................ .............................

Это своего рода «энциклопедическое» исследование, где подобраны выдержки из трудов русских и советских архитекторов по истории русского деревянного зодчества.
Работа состоит из цитат, привлеченных из известнейших научных трудов наших исследователей. Начиная от И.Э.Грабаря и до нашего современника А.В.Ополовникова. То есть от начала ХХ века и до его конца. Точнее - до конца советского периода нашей истории, когда фактически закончились планомерные и масштабные работы по исследованию и реставрации деревянной архитектуры. Конечно - работы продолжаются и в наши дни, но уже совсем в других, более скромных масштабах.
Типы храмов создавались на протяжении многих веков, от самых простых - клетского типа, до сложных многоглавых сооружений. И выработанные годами приемы плотницкого искусства создали неповторимые и уникальные здания.

Все фотографии привлечены только из статей, опубликованных в Журнале «Архитектурный стиль».

Литература:
1. Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910
2. Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916
3. История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М., 1956
4. Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981
5. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986

…………………………………………………………………………...... .....
P. S. Статья подготовлена специально для Журнала «Архитектурный стиль».
Если в нашем журнале появятся новые фотографии по данной теме - просьба информировать об этом и присылать ссылки. Дополнительные фотографии будут включены в это исследование.

Группа компаний "ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА" - работает на рынке деревянного домостроения более 20-ти лет. За это время она зарекомендовала себя надёжным партнёром с безупречной репутацией. Сегодня ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА - это лидер в сегменте строительства эксклюзивных домов, бань, банных комплексов, коттеджей, ресторанов, кафе, кемпингов, гостиниц, туристических баз, домов отдыха, Православных храмов из древесины северной сосны, кедра, лиственницы. Сегодня ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА- это группа компаний работающая в лучших традициях деревянного зодчества, обладающая своими сырьевыми ресурсами, производственными базами, с представительствами по всей России и за рубежом.

Дома и бани из оцилиндрованного бревна диаметром от 18 до 32 см.,

Срубы домов и бань рубленых вручную диаметром бревна от 26 до 60 см.,

Срубы домов и бань из лафета шириной от 20 см. до одного метра.

ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА осуществляет весь комплекс задач по проектированию и строительству Вашего дома, что позволяет на всех этапах взаимодействовать только с одной компанией, позволяя экономить Ваше время и силы. Мы предлагаем: проектно- изыскательские работы, архитектурное проектирование, изготовление сруба и его доставку на Вашу строительную площадку, сборку, проводку всех инженерных коммуникаций, услуги по интерьерному дизайну и ландшафной архитектуре.

КАЧЕСТВО является одним из ключевых принципов и конкуретным преимуществом "ДЕРЕВЯННЫХ ДОМОВ". Мы дорожим своими Заказчиками и своим добрым именем, поэтому ПОРЯДОЧНОСТЬ, исполнение своих обязательств в полном объёме и в срок - это приоритет в деятельности нашей компании. Наша главная ЦЕЛЬ - строительство экологичных домов и других объектов деревянного зодчества, в полном объёме удовлетворяющих потребностям наших клиентов, с учётом их индивидульных требований, с учётом их образа жизни.

Одной из первых вышла группа компаний "ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА"- Москва на Российский рынок деревянного домостроения, став надёжным подрядчиком, партнёром и другом для многих физических и юридических лиц. С 2000 года мы с успехом вышли со своей продукцией на рынок Европы и Ближнего Востока.

Группа компаний "ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА"- предлагает строительство деревянных домов и бань "под ключ", начиная с разработки художественных форм, проектированием и заканчивая дизайном интерьера.

Одним из направлений деятельности нашей компании является проектирование и строительство деревянных кемпингов, мотелей, мини- гостиниц, туристических, рыболовных, лыжных, конных, охотничьих баз и домов отдыха.

По пожеланию заказчика мы строим наши объекты со всей сопутствующей инфраструктурой: детские площадки, беседки, кафе, рестораны, административные постройки, конюшни и т.д. - всё то, что необходимо для их комфортного функционирования и обслуживания.

В "ДЕРЕВЯННЫХ ДОМАХ"- работают только высококвалифицированные и профессиональные кадры, имеющие многолетний опыт по строительству деревянных домов и бань из бревна. Они владеют русской, канадской, норвежской методикой ручной рубки и способны качественно и в кратчайшие сроки построить деревянный дом из сруба любой сложности.

Группа компаний «ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА»- осуществляет строительство “под ключ” деревянных домов, коттеджных посёлков, загородных усадеб, бань, других архитектурных форм из бревна северного леса в следующих городах и регионах России: г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, г. Барнаул, Алтайский край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, г. Белгород, Белгородская область, г. Брянск, Брянская область, г. Владимир, Владимирская область, г. Волгоград, Волгоградская область, г. Воронеж, Воронежская область, г. Вологда, Вологодская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, г. Иваново, Ивановская область, г. Иркутск, Иркутская область, г. Калининград, Калининградская область, г. Калуга, Калужская область, Камчатский край, г. Кемерово, Кемеровская область, г. Киров, Кировская область, г. Кострома, Костромская область, г. Краснодар, Краснодарский край, г. Красноярск, Красноярский край, Курганская область, г. Липецк, Липецкая область, Магаданская область, г. Мурманск, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, г. Нижний Новгород, Нижегородская область, Новгородская область, г. Новосибирск, Новосибирская область, г. Омск, Омская область, г. Оренбург, Оренбургская область, г. Орёл, Орловская область, г. Пенза, Пензенская область, г. Пермь, Пермский край, Приморский край, г. Псков, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), г. Казань, Татарская республика, Республика Тыва, Республика Хакасия, г. Ростов, Ростовская область, г. Рязань, Рязанская область, г. Самара, Самарская область, г. Саратов, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, г. Смоленск, Смоленская область, Сочи, Ставропольский край, г. Тамбов, Тамбовская область, г. Тверь, Тверская область, Томская область, г. Тула, Тульская область, Салехард, Тюменская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, г. Челябинск, Челябинская область, Чувашская республика, Чукотский автономный округ, Ямало- Ненецкий автономный округ, г. Ярославль, Ярославская область. #ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА #СРУБЫ #сруб #сруб дома #сруб бани #окимо москва сруб #срубы

Свидетели истории, хранители культуры, произведения искусства — старинные храмы России. Они пережили монголо-татарское иго, войны и годы гонений. О самых древних и необычных — в материале «Моей Планеты».

Нижний Архыз: храмы средневековой Алании

Мы уже о древнейшем храме Российского государства — Софийском соборе в Великом Новгороде, построенном в середине XI века. Но на территории современной России есть культовые сооружения, возведенные еще раньше, до крещения Руси, — например, церкви Нижнего Архыза в Карачаево-Черкессии. Предполагают, что здесь находилась столица средневековой Алании, жители которой приняли христианство еще в 912 году.

Примерно тогда же была построена самая большая и величественная Северная церковь, посвященная Николаю Чудотворцу, — кафедральный храм Аланской епархии. Здание сложено из крупных песчаниковых плит, скрепленных прочным известковым раствором. В нем проводили службы и крестили местных жителей: в углу обнаружили кубический резервуар из каменных плит — единственную на Северном Кавказе крещальню.

Позже неподалеку появилась небольшая Южная (Ильинская) церковь, которая действует и по сей день, а рядом с ней можно увидеть Архызский лик — наскальное изображение Христа.

Керчь: древнейшая действующая церковь

В центре Керчи возвышается храм с долгой и трудной историей — церковь Иоанна Предтечи в византийском стиле. Когда была построена церковь, точно не известно: историки датируют ее IX, VIII и даже VI веком. С тех пор сохранился фундамент, колонны и мощеный внутренний дворик, где лежит каменная плита с отпечатком стопы Андрея Первозванного. Позже церковь перестраивали русские князья, при половцах она стояла в запустении, а во времена турецкого владычества была мечетью. В советское время храм Иоанна Предтечи закрыли, в годы войны он сильно пострадал от пожара, но затем был восстановлен и сейчас считается древнейшей действующей православной церковью на территории России.

Пройти через века и испытания храму помогли конструктивные особенности: крестово-купольное здание укреплено колоннами, а в кладке стен чередуются ряды белого камня и красного кирпича — этот «слоеный пирог» обеспечивает устойчивость сооружения.

Владимир: собор как символ единства

Строительство белокаменного Успенского собора началось в XII веке, при князе Андрее Боголюбском. По замыслу правителя собор должен был стать главным храмом сильнейшего княжества — Владимиро-Суздальской Руси, символом единения русских земель. Поэтому работы велись с размахом, а по высоте грандиозное сооружение превзошло Софийские соборы Киева и Новгорода. В роскоши и великолепии церковь им тоже не уступает: стены расписаны фресками, пол покрыт цветной мозаикой и позолоченными плитами, под сводами сияют золотые и серебряные люстры.

Собор не раз горел и возрождался из пепла. Самый страшный пожар случился в 1238 году, когда во Владимир вторгся хан Батый. В дыму погибли горожане, затворившиеся в храме, все церковные реликвии были разграблены, живопись повреждена огнем, но храм выстоял и был восстановлен сто с лишним лет спустя. Именно тогда, в начале XV века, собор расписывал Андрей Рублев, и это одна из немногих церквей, где можно увидеть фрески знаменитого иконописца.

Во время съемок фильма Андрея Тарковского о Рублеве в 1966 году пожар повторился — от дымовых шашек загорелись стропила церкви, но их быстро потушили. Совсем недавно в храме снимался еще один фильм, сюжет которого связан с рублевскими фресками, — «Фея» Анны Меликян.

Костомарово: подземная церковь

В донских степях Воронежской области немало пещерных храмов, а самый большой и самый древний — Спасский собор одноименного монастыря у села Костомарово. Церковь выдолблена в причудливых меловых столбах — «дивах», происхождение которых до сих пор остается загадкой.

Монахи начали строить храм в XII веке, работы с перерывами продолжались несколько столетий. В итоге получился огромный подземный собор, вмещающий 2000 человек. Снаружи он украшен яркими куполами и мозаичными иконами, колокольня установлена между двумя «дивами», а внутри стены покрыты фресками, вырезанными прямо в меловой породе. Рядом, в склоне мелового холма, выдолблены кельи монахов-отшельников — узкие и тесные помещения с позеленевшими от сырости стенами. А самое суровое место монастыря — пещера Покаяния: длинный темный коридор ведет в небольшую келью, предназначенную для исповеди. До революции сюда направляли самых отчаянных грешников, а сейчас в пещеру Покаяния едут паломники со всей России.

Эски-Кермен: храм в обломке скалы

Самое необычное сооружение крымского пещерного города Эски-Кермен — миниатюрная церковь, высеченная в округлой известняковой глыбе в XII веке. Храм занимает всего 5,5 м в длину и 3,5 м в ширину. В огромном валуне вырублены два входа и небольшое окно, а почти половину внутреннего пространства занимает алтарь. На северной стене сохранилась единственная фреска с редким сюжетом, давшая название храму. На ней изображены три всадника в развевающихся плащах: в центре — Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона, справа и слева — всадники с копьями, а за спиной одного из них сидит ребенок. Возможно, это образы местных героев, погребенных здесь, — в полу церкви вырублено две могилы, а вокруг нее располагался городской некрополь. По другой версии, на фреске представлен святой Георгий в трех лицах: защитник, драконоборец и спаситель.

Кижи: самая древняя деревянная церковь

Старейший из дошедших до нас деревянных храмов — церковь Воскрешения Лазаря в Карелии. По преданию, она была срублена в XIV веке, при жизни основателя Муромского монастыря, греческого монаха Лазаря.

Это самый простой и древний тип деревянного храма — клетский. Он напоминает обычную избу, не имеет никаких внешних украшений и состоит из трех срубов-клетей, соединенных вместе. Размеры тоже скромные: общая длина церкви — около 9 м, ширина — 3,6 м. О древности храма говорят архаичные элементы, например двери без петель и волоковые окна — неширокие прорези, которые изнутри закрывались (заволакивались) доской. После смерти Лазаря церковь стала объектом поклонения и паломничества, ее считали «исцелительницей от недугов».

В XIX веке над храмом соорудили деревянный защитный футляр, а в 1959-м перевезли на остров Кижи, отреставрировали и установили у подножия знаменитого Преображенского собора.

Великий Новгород: шедевр средневековой архитектуры

Фрески Феофана Грека

Ильина улица Великого Новгорода ведет к белоснежной церкви редкой красоты — храму Спаса Преображения, или Спасу на Ильине. Он не такой величественный и древний, как София Новгородская, но тоже внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО и не менее знаменит: это единственная в мире церковь, где сохранились фрески Феофана Грека.

Византийский иконописец расписывал храм в конце XIV века, до наших дней дошли фрески купола, барабана и Троицкого придела — яркие, экспрессивные образы Христа, ангелов и ветхозаветных героев. Снаружи храм не менее выразителен, чем внутри: строгие пропорции, простота линий, кружевной фасадный декор. Церковь была построена на средства жителей Ильиной улицы в период расцвета Новгородской республики и стала одним из самых совершенных образцов архитектуры того времени.

Александров: первый каменный шатровый храм

Долгое время древнейшим каменным шатровым храмом считалась Вознесенская церковь в Коломенском. Но в 90-е годы XX века появилась версия о том, что более скромная и менее известная Покровская церковь в Александрове построена примерно на 20 лет раньше, в 1510-х годах. Домовый храм русских царей возводил итальянский архитектор Алевиз Новый, соединяя приемы Ренессанса и местные традиции: каменное здание напоминает древнерусские деревянные шатровые церкви. А вот сюжетно расписанный шатер — единственный в России. На его внутренней поверхности изображены библейские цари, пророки и русские князья, причисленные к лику святых.

В этой домашней церкви молился Иван Грозный, вплотную к храму примыкали царские палаты, возведенные одновременно с ним. Под палатами были вырыты гигантские подвалы — по легенде, там хранятся несметные богатства, например загадочно исчезнувшая библиотека Ивана Грозного. О тайнах старинной церкви можно узнать на экскурсии — храм входит в состав музея-заповедника «Александровская слобода» и открыт для посещения.

Церкви так похожи на ракеты.
Упираясь куполами в небосвод,
Будто во Вселенной бродят где-то,
Вместе с твердью
совершая оборот.
Наполняясь на Земле
теплом и светом,
Храмы, как на старте, напряглись,
Чтобы вмиг сорваться
к тем планетам,
На которых все мы родились.

Строительство храмов всегда было связано с наличием многих факторов, причем не только религиозного или политического характера. Важную роль играло состояние общества: уровень благосостояния граждан, организованность, моральные и нравственные устои, взаимосвязи, необходимость в «добром слове» или участии…
Первые памятники церковных сооружений. Ремесла и художества в древнейшие времена. Плотничество. Первые деревянные церкви в России 945 и 882 годов. Летописи. Сооружение деревянных церквей XV, XVII века. Оклады и устройство церквей.Первыми памятниками церковных сооружений были деревянные храмы на Руси; впоследствии времени на место их уже воздвигались каменные, равно как и ныне мы постоянно встречаем этот же самый с глубокой древности обычай; вообще деревянные церковные сооружения были и есть временные. О деревянных сооружениях и постройках объясняют так: Когда ремесла и художества в древнейшие времена находились еще на самой низкой степени развития, тогда не существовало специальных мастеров для каждой отдельной отрасли искусств. Каждый ловкий работник старался сам исполнять все, что только мог сделать. Он строил дом, выдалбливал дерево на лодку, украшал седалища резьбою, или ваял какие-нибудь истуканы. Такое младенческое состояние ремесел и художеств на Руси не есть бездоказательный вывод из простых соображений, а вполне подтверждается отсутствием в самом языке особых наименований для отдельных отраслей искусств. Под словом плотничество понимались самые разнообразные работы. Так из летописи видно, что слово "плотничество" означало не только ремесло простого плотника или строителя судов, но также обнимало и архитектуру, резьбу и даже ваяние. Все, что делалось при помощи дерева, называлось плотничеством, а люди, занимавшиеся такими работами, именовались, без различия, плотниками или древоделателями.Многочисленные леса, покрывавшие древнюю Русь, отстраняли всякую потребность отыскивать в недрах земли другой более удобный материал для построек. Леса находились везде, и иногда в таком количестве, что необходимо было их срубать, чтобы очистить просторные места для поселений. Первые обитатели Руси должны были употреблять исключительно только одно дерево на всякое дело и в особенности на постройки.
На первоначальные по летописям две деревянные церкви в России, построенные до крещения Владимира, указывают свидетельства: первое относящееся к 945 году, что в то время в Киеве уже была своя особая церковь св. Илии: "А хрестеяную русь водиша роте в церкви святаго Ильи, яже есть над ручаем, конец Пасынче беседе и Козаре: се бо бе сборная церкви, мнози бо беша Варязи хрестеяни". Второе известие о христианской церкви в Киеве занесено в летопись под 882 годом: "и убиша Аскольда и Дира, несоша на гору и погребоша и на горе, еже ся ныне зовет Угорьское кде ныне Олъмин двор; на той могиле поставил Олъма церковь святаго Николу, а Дирова могила за святою Ориною". Слово поставил относится к деревянным сооружениям; летописец постоянно употребляет два различные глагола, чтобы означить сделаны ли постройки из камня или из дерева; для деревянных построек или церквей он всегда употребляет слово постави, тогда как для каменных зданий он употребляет глаголы: созда или заложи.О сооружении деревянных храмов мы находим указание: хотя со введением христианской веры в России вошло греческое церковное зодчество, которое сооружало каменные храмы, однако в строении деревянных церквей и часовен удерживалось коренное русское зодчество. Приспособленное к богослужению, религиозному характеру народа и местности, оно выражало жизнь и движение мысли в разнообразных формах.По этому же предмету упоминается: переход от строения жилой избы к сооружению церкви был уподоблен и легок; ибо основою для последней служил сруб избы, к коему прорубался алтарь и крыльце; над островерхим кровом приделывали шейку с главою, увенчанною крестом. По обещанию, во время какого-нибудь общественного бедствия, такие церкви строились тою или другой улицей города или селением, и освященные в один день назывались обыденными.
Деревянных церковных сооружений, храмов и часовен до нашего времени сохранилось весьма немного. Они всюду заменяются каменными, а небольшие часовни и совсем прекращают свое существование, а местонахождения их заравнивается землею; об этом было замечено: "не много осталось у нас на руси старых деревянных церквей, везде перестроены они на каменные или деревянные новой архитектуры; но многие из нас помнят еще эти маленькие, темные деревенские храмы из круглыша чернолесья или дуба, с неотделанными, мрачными стенами и закоптелыми образами внутри, обшиты снаружи полусгнившим тесом, с крошечными, неправильно расположенными, окнами, низкой, и иногда покривившейся от времени, колокольней. Скоро первобытная архитектура их сохранится разве только в рисунках какого-нибудь любителя древности".
Переходя к архитектуре деревянных церквей позднейшего времени должно сказать, что стиль зодчества храмов этого периода имеет характер церквей древних, что замечается на единоверческой церкви в слободе Мстере устроенной в первой половине нынешнего столетия, при которой уже выстроен другой каменный храм, и как выше было упомянуто что деревянные строения храмов были и есть временные, что постоянно и подтверждается, после деревянного первоначального сооружения следует более прочное каменное храмовое здание. И вообще должно заметить, что впрочем говорилось неоднократно и не без полного и глубокого сожаления, что деревянные памятники сооружений более или менее отдаленного времени, всюду уничтожаются, также весьма мало сохранилось по сельским местечкам старинных рукописей, открывавших иногда драгоценные материалы для исследователей о том или другом происхождении или событии.

Вообще, судить о возрасте строения по визуальным признакам довольно сложно. Потому что ранние архитектурные приемы в качестве устойчивой традиции могли сохраняться и в более поздние времена. Как правило, самые старые дома характеризуются удивительным качеством отделки деталей и точностью их подгонки друг к другу, что в последствии сменилось более простыми и технологичными приемами. Но и эти особенности не дают нам права однозначно называть даже век постройки. Довольно точным является метод дендрохронологического анализа, суть которого заключается в сравнении спилов бревен с рисунком ствола дерева, зафиксированного в определенный год. Но и этот метод обозначает лишь то время, в которое дерево было спилено, а никак не год постройки. Поэтому легко можно представить себе ситуацию, когда в строительстве дома использовали венцы или отдельные бревна более старого сруба. Пожалуй, самыми достоверными являются датировки, полученные на стыке нескольких методов: дендрохронологического анализа, анализа архитектурных особенностей и изучения архивных документов.

Сокровище России – древние деревянные церкви

Церковь Ризоположения села Бородава. Рисунок из альбома Н. А. Мартынова. 1860-е годы

Самым старым деревянным строением в России является Церковь Ризоположения из села Бородава, дата ее освящения – 1 (14) октября 1485 г. За свою долгую жизнь церковь не раз претерпевала изменения – покрытие кровли могло меняться до 10 раз, в середине XIX века была убрана открытая галерея на столбах – гульбище, окружавшая трапезную церкви, неоднократно подтесывались стены и частично менялись небольшие детали.
В 1957 году она была перевезена на территорию Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Церковь изучается, ведутся тщательные реставрационные работы , цель которых – возвратить церкви первоначальный облик, сохранив при этом все дожившие до нашего времени детали.


Церковь Ризоположения из села Бородава на территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника

В музее "Витославицы", что расположен возле Великого Новгорода, есть ряд старых церквей. Самая ранняя из них – Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки, время ее создания – 1531 год.


Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки в музее архитектуры "Витославицы" в Великом Новгороде

Интересный памятник начала XVII века находится в небольшом городке Слободском, недалеко от Кирова. Это Церковь Михаила Архангела 1610 года постройки. Некогда она была частью Богоявленского (позднее – Крестовоздвиженского) мужского монастыря. После революции историческое сооружение использовалось под склад церковного имущества из снесенных монастырских храмов, и со всех сторон его наглухо обшили досками. После реставрации в 1971 – 1973 гг. Церковь отправилась в Париж на выставку "Русская деревянная пластика от древнейших времён до наших дней". Там церковь установили вблизи Елисейских Полей. Из этого вояжа уникальный памятник вернулся в сквер в центре г. Слободского, где и находится по сегодняшний день. Стоит отметить, что автором проекта реставрации, как и в случае Церкви Ризоположения, был профессор Б. В. Гнедовский.


Церковь Михаила Архангела в г. Слободском, Кировская область

К счастью, сохранились и другие памятники деревянного зодчества XVI – XVII веков, но все они относятся к храмовой архитектуре, жилых построек такого возраста нет. Объяснений этому предостаточно. Во-первых, сам тип эксплуатации способствовал лучшему сохранению древесины. Во вторых, церкви не перестраивались, менялись лишь некоторые конструктивные детали. Дома же полностью разбирались, реконструировались в соответствии с нуждами хозяев и особенностями времени. Кроме того, церкви, стоявшие, как правило, в стороне от жилых построек, и более пристрастно охранявшиеся, все-таки, меньше горели.
Однако, изучение памятников храмовой архитектуры не дает нам представления об архитектуре крестьянского жилища. Конечно, были и общие приемы строительства, но нужно помнить, что церкви строили профессионалы, а дома – сами крестьяне с помощью родственников и соседей. При украшении церкви использовались все известные декоративные приемы, а крестьянский дом не украшался по причинам положения крестьян в российском обществе.

Дом XVII века

Что же, все-таки, представлял из себя дом XVII века? Среди документов этого времени сохранились довольно подробные описания построек на дворах, их внутреннего убранства, сведения о технике строительства. Кроме письменных источников, имеются рисунки и путевые зарисовки иностранцев, наиболее интересные рисунки даны в книге Адама Олеария "Описание путешествия в Московию". Так же большой свод зарисовок был сделан художниками посольства Августина Мейерберга. Эти рисунки выполнены с натуры и очень реалистичны, раскрашены (скорее тонированы) акварелью.

Нужно сказать, что художники того времени достаточно точно воспроизводили виденное. К этому следует прибавить и чертежи отдельных сооружений, дворов, дающие довольно точное представление о размерах и планировке зданий. Эти сведения, уточняющие наши представления о жилых и хозяйственных постройках XVII в., все-таки неполны и неравномерны, гораздо лучше известно жилище господствующих классов, особенно царские хоромы, крестьянское жилище описывается крайне скупо.



Адам Олеарий, "Путешествие в Московию"

Тем не менее, попробуем обобщить то, что нам известно.

Изба рубилась из крупных бревен: сосны, ели, а нижние венцы - часто из дуба или лиственницы. Основным модулем постройки служило бревно длиной от 2 до 4 саженей. Для хвойных пород (ели, сосны) выработался известный "стандарт" - при толщине 20-30 см, длина бревен составляла 3-4 сажени (1 сажень = 213,36 см). Ограничение длины бревна указанными размерами зависело не от высоты дерева, а от того, в каких пределах разница в толщине бревна между комлем и вершиной оказывалась настолько незначительной, что не мешала при строительстве (практически бревно было ровным цилиндром).
Несколько отступая от края (30 см), на каждом конце бревна вырубались до половины толщины углубления - "чашки". На два таких параллельных бревна в углубления поперек укладывалась еще пара, в которой также вырубались углубления для следующей поперечной пары. Четыре связанные таким образом бревна составляли венец сруба.


Соединение бревен сруба "в обло"

Высота сруба зависела от количества венцов, судя по рисункам современников, их было 6-7, то есть высота сруба составляла 2,4-2,8 м. Чтобы бревна лучше прилегали друг к другу, в верхней или нижней части делали паз, а пазы между венцами прокладывали мхом. Такая простейшая рубка срубов называлась рубкой "в обло", и этим способом строили большинство домов как в деревнях, так и в городах. Внутренняя площадь такого помещения могла быть и совсем маленькая - около 12 кв.м, но подавляющее большинство жилых строений возводилось из трехсаженных бревен, то есть их площадь достигала 25 кв.м. Эти размеры, определявшиеся свойствами строительного материала, по наблюдениям, оказываются наиболее устойчивыми на протяжении столетий.


Жилище рядовых посадских людей. Фрагмент плана Тихвинского посада, 1678 г.

Кровля крестьянских изб и других построек была двускатной. Боковые стены сводились к коньку, образуя два ската из бревен. Об устройстве потолков в крестьянских избах документальных данных нет. Расположение окон в крестьянских избах, хорошо известное нам по рисункам, заставляет думать, что плоских потолков в этих жилищах тогда еще не было. Они появляются на столетие позже.
Два световых окна прорубались обычно между двумя верхними венцами стены, а третье, дымовое, еще выше, почти под самым коньком крыши. При господствовавшей тогда у крестьян топке изб по-черному, через это окно и шел, в основном, дым от печей. Если бы в избах были плоские потолки, то они перекрывали бы путь дыму и прорубка третьего окна становилась в таком случае бессмыслицей. Видимо, если в избах и делали потолки, то они были сводчатые. Либо сами бревна крыши служили одновременно и потолком.



Адам Олеарий, "Путешествие в Московию"

Фрагментарны сведения и о полах в крестьянском жилище. Всегда ли делали полы из дерева или их оставляли земляными - сказать невозможно. Этнографические сведения по XVIII-XIX вв. показывают широкое распространение земляных полов у русских крестьян центральных и даже северных губерний.

Обязательным элементом избы была печь. Печи эти топились по-черному. Ни труб, ни деревянных дымников в массовом крестьянском жилище XVII в. еще нет, хотя и то и другое часто применялось в жилище феодалов и состоятельных горожан. Делали печи из глины; по прочности такие печи превосходили кирпичные, насколько это известно из этнографических аналогий.


Русская печь без трубы, дым выходил прямо из жерла очага . Рисунок взят с интернет-ресурса .

Внутренняя планировка избы была довольно простой: в одном из углов (для XVII в. возможно, еще в переднем), где были окна, вытягивавшие дым, ставилась печь. Сбоку у печи настилались нары - полати. Были ли эти полати низкими, на уровне 1-1,2 м от земли или высокими - сказать определенно невозможно. Но можно думать, что высокие полати появились у северных и центральных групп русского крестьянства несколько позже, в XVIII в., когда печь ставилась при входе, у задней.

Вдоль стен избы тянулись лавки, настолько широкие, что на них можно было спать. Над лавками устраивались специальные полки - полавочники. В углу, напротив печи, ставили небольшой стол с подстольем. В XIX и даже в XX вв. еще встречались старинные столы, с зарешеченным подстольем, где держали кур. В том же углу, где стол, находился и "святой", "красный" угол с божницей для икон.


Жилое пространство курной, или черной избы. Рисунок взят с интернет-ресурса , он довольно точно показывает ход дыма из очага, тип потолка, но самовар здесь явно лишний.

Даже в летнее время такая изба была полутемной, так как освещалась маленькими волоковыми окнами (примерно 60×30 см), а на зиму такие окна затягивались пленкой бычьего пузыря или паюса (паюс - пленка, в которой находится икра у осетровых и других рыб, тонкая и прозрачная), а сверх того "заволакивались" доской, укрепленной в пазах. Освещалась изба лишь печным огнем или лучиной, укрепленной в светце или стенной щели.
Итак, изба XVII века – небольшая конструкция с прямоугольным или квадратным основанием, простой двускатной крышей, тремя маленькими щелевидными окнами, расположенными довольно высоко.
Городские дома лишь немногим отличались от деревенских, сохраняя в своей основе все те же элементы.

Дом XVIII века

В XVIII веке деревянный дом претерпевает ряд изменений. В первую очередь меняется потолок, он становится плоским, это влечет за собой изменение потока дыма, для того, чтобы он выходил, устраиваются дымники (дымницы), а окна, потеряв свое назначения, смещаются вниз и служат уже для освещения избы. Не смотря на это, во многом, дома остаются довольно примитивными. "Белое" отопление - печь с трубой - большая редкость. Нужно отметить, что к моменту отмены крепостного права (1861 год), более трети крестьянских изб оставались курными, т.е. топились по-черному.
Появляются стропильные конструкции и, как следствие, четырехскатные крыши.



Дымники (дымницы) - прообраз будущей настоящей печной трубы. Дымник ставился над отверстием в крыше и потолке и способствовал созданию тяги, благодаря которой дым выходил из избы



Дом середины XVIII века из г. Сольвычегодска

А высокие, богато украшенные дома-терема Русского Севера, или обильно декорированные объемной резьбой избы нижегородского региона, которые так подробно описаны в книгах, которыми мы любуемся в музеях деревянного зодчества – все они появляются лишь в XIX веке, причем, большая часть только во второй его половине, после отмены крепостного права. Именно это преобразование российского общества сделало возможным развитие личного хозяйства, улучшение материального положения русского крестьянина, появление самостоятельных ремесленников и свободных жителей городов, которые, в свою очередь, получили возможность безбоязненно украшать свой дом, соответственно достатку.

Дом в Угличе

Дом в Угличе – самая старая жилая постройка в России. Более старых домов не зафиксировано. Фотографии двух строений, датированных XVIII веком, приведены в довоенной книге "Русское деревянное зодчество" (С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов, Москва, 1942 г.). Одного дома уже нет, а второй удивительным образом сохранился.



Фотография сохранившегося дома из книги "Русское деревянное зодчество"

Дом Ворониных (ранее – Меховых) - расположен на берегу Каменного ручья, адрес его: ул. Каменская, 4. Это один из немногих сохранившихся в нашей стране образцов деревянного посадского (городского) жилья. Построен дом был в первой половине – середине XVIII века. Его уникальность еще и в том, что он построен до регулярного плана застройки Углича 1784 года, утвержденного Екатериной Второй. По сути, этот дом – промежуточное звено между средневековым и плановым городом.


Тот же дом на более поздней фотографии

Вот описание дома с одного из интернет-источников: "Дом этот – на высоком подклете, который когда-то использовался для хозяйственных нужд, раньше имел и вышку, и летнюю чердачную комнату. Лестница на жилой этаж когда-то размещалась снаружи, а теперь внутри дома, она приводит в сени, которые разделяют этаж на две части: жилую комнату и летнюю горницу. Перила лестницы и скамеечка на верхней площадке украшены скромным орнаментом. Достопримечательность дома – великолепная изразцовая печь".


Изразцовая печь в доме Меховых-Ворониных

Меховы – древний род городских купцов, мещан, которые, судя по фамилии, занимались скорняжным делом. Иван Николаевич Мехов в начале XX века был владельцем небольшого кирпичного завода. И сейчас на старинных угличских домах можно встретить кирпичи с клеймом его завода – "ИНМ".
Судьба дома обычна для России – хозяев выселили-раскулачили-сослали, в дом заселились чужие люди, которым дела не было до поддержания его в образцовом порядке, соответственно, дом ветшал. Расселили его лишь в 1970-е годы. Дом без людей разрушался еще быстрее, пришлось даже ставить подпорки, чтобы он не свалился в ручей. В то время уникальное строение было на балансе Угличского музея. В 1978-79 годах было принято решение о его реставрации на деньги Общества по охране памятников культуры. Восстановили кирпичный цоколь, заменили нижние венцы сруба, восстановили внутреннее убранство дома. Отреставрировали печь с изразцами, перебрали крышу.


Дверь в подклете дома Меховых-Ворониных

В девяностые годы, когда повсеместно стало не хватать денег, дом Меховых-Ворониных законсервировали до лучших времен. Фатальными для дома Меховых-Ворониных, как это ни парадоксально, стали двухтысячные годы, когда его признали памятником федерального значения. Поясним, что означает этот термин: никто и никак не в праве его трогать. То есть он может разрушаться, но ни один человек под страхом уголовного наказания не имеет права к нему притрагиваться. Кроме государства. А государство, озабоченное вселенскими проектами, типа олимпиады всех времен и народов, навряд ли вспомнит о скромном деревянном домике в российской глубинке.
Как и следовало ожидать, статус "Охраняется государством" не защитил дом от бомжей и других маргинальных личностей, зато поставил крест на попытках музея сохранить этот дом.


Остатки высокого крыльца

Тем не менее, в 2014 году бомжей из дома выселили, окна и двери заколотили, а дом обнесли металлическим забором. Что дальше – неизвестно. Возможно, он так и будет стоять до следующей аварийной ситуации, а возможно, на что хотелось бы надеяться, будет вскоре отреставрирован, и мы сможем полюбоваться уникальным памятником не только издалека, но и вблизи, и изнутри.


Так сейчас выглядит дом. Подобраться поближе к нему невозможно из-за забора с устрашающей табличкой


Окна жилого этажа - уже более поздние. А вот два окошка в подклете если и не ровесники дома, но все же старше верхних


Окошко подклета. О его более раннем происхождении может свидетельствовать конструкция без подоконной доски

Информация для написания этой статьи собиралась автором в течение нескольких лет из самых разных замечательных книг , многие из которых указаны на сайте, посвященном русским наличникам .

Так же важными оказались многочисленные поездки по Уралу и России, которые автор осуществляет с 2003 года.
Неоценимую помощь оказали замечательные русские ученые Герольд Иванович Вздорнов , Михаил Николаевич Шаромазов , художник и реставратор Людмила Лупушор , историк и создатель Музея "Невьянская Икона"