Как работает детский дефектолог. Профессия дефектолог. Кто такой дефектолог. Как получить профессию

В современном мире есть масса профессий, которые направлены на оказание помощи людям: спасатели, медики, работники социальных служб. Сегодня мы поговорим о профессии дефектолог, представители которой занимаются с детьми, имеющими отклонения от нормального физического и психологического развития.

Именно эти специалисты дают шанс аномальным детям социализироваться в обществе и изменить судьбу в лучшую сторону.

Чем занимается дефектолог

Чем занимается и что делает дефектолог? Специалистов принято разделять на две категории: тех, кто обучает и воспитывает детей с психологическими отклонениями и тех, кто работает в области коррекционной педагогики.

Дефектология как наука появилась относительно недавно. В этом нет ничего удивительного, ведь раньше аномальных детей никто не лечил, от них попросту избавлялись. В компетенцию современного специалиста входит не только непосредственная работа с детишками, но и изучение особенностей и закономерностей тех или иных отклонений.

За последние 20 лет дефектология получила дополнительный импульс к развитию. Начав свое развитие в качестве теоретической дисциплины, она превратилась в практическую концепцию, направленную на внедрение эффективных методов лечения врожденных и приобретенных дефектов.

Работа с детьми требует от специалиста определенных качеств. Среди них:

  • терпение;
  • стрессоустойчивость;
  • отличная память;
  • дружелюбие;
  • развитая способность к сопереживанию.

Простому обывателю кажется, что дефектолог работает только с детьми, у которых наблюдаются физически и психоэмоциональные отклонения. Это не совсем так. В обязанности специалиста входит подбор методик для детей с проблемами успеваемости, понимания предметов в школе.

Занятия со специалистом длятся согласно разработанного плана в течении определенного времени. Когда пробелы в знаниях заполнены, занятия прекращаются.

Плюсы и минусы профессии дефектолог

Преимущества:

  • социально важная профессия. Специалисты дарят детям шанс на счастливую жизнь;
  • востребованность профессии на рынке труда;
  • возможность совмещать работу и частную практику.

Недостатки:

  • психологически сложная работа. Специалист подвержен риску переутомления, проявлений депрессии;
  • скромная оплата труда в госучреждениях.

Зарплата дефектолога

Зарплата дефектолога колеблется в диапазоне 25-35 тыс. рублей. Исследования рынка труда показали, что самые высокие зарплаты готовы предложить работодатели Камчатского края и Московской области:

Где учиться на дефектолога? Как мы отмечали выше, данная профессия – это симбиоз наук, где педагогика является основополагающей. Если Вы решили стать дефектологом, присмотритесь к педагогическим ВУЗам, на базе которых есть факультет дефектологии.

Среди простых обывателей бытует мнение, что освоить профессию можно на специализированных курсах. Это заблуждение, что бы стать специалистом, необходимо поступать в университет.

Чем отличается логопед от дефектолога?

В чем разница дефектолога и логопеда? Основное отличие – это сфера компетенции специалиста. предполагает работу с детишками, у которых наблюдается нарушение произношения звуков, сложных слов. Логопед корректирует невнятную речь ребенка, показывает правильное произношение сложных звуков. Зачастую специалист работает с детьми от трех до шести лет.

Дефектолог занимается общим развитием ребенка, борется с психофизическими проблемами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, развивает эмоционально-волевую составляющую.

Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом? Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители – правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам. Дефектолог- это кто такой? Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей. Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии. Какими качествами должен обладать дефектолог Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом. Среди личных качеств, которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие: Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога. У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог. Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система – залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом – сложный труд. Дефектолог – это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями. Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей. Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся. Проводит консультации и беседы с родителями детей, которые находятся у него на реабилитации. Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию. Функции учителя-дефектолога Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии. Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.). Развивает коммуникативные способности детей. Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом?

Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители – правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам. Дефектолог- это кто такой? Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей. Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии. Какими качествами должен обладать дефектолог Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом. Среди личных качеств, которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие: Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога. У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог. Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система – залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом – сложный труд. Дефектолог – это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.

Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей. Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся. Проводит консультации и беседы с родителями детей, которые находятся у него на реабилитации. Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию. Функции учителя-дефектолога

Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии. Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.). Развивает коммуникативные способности детей. Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д.


Центр речи и всестороннего развития «Доброе Слово» предлагает услуги профессиональных дефектологов в Москве и Подмосковье. Мы работаем с детьми в возрасте от 3 лет, страдающими ЗПРР, ЗРР и другими патологиями. Берёмся даже со сложные случаи, когда другие педагоги разводят руками. Ведём малышей до самого конца, продолжая консультировать родителей даже после прекращения посещения занятий.

Цены на услуги дефектолога

Кто такой дефектолог?

Дефектология – это направление, которое находится на стыке медицины, логопедии, психологии и педагогики. Она концентрируется на проблемах психофизического развития, воспитания и обучения малышей с различными патологиями. Дефектолог – это профессионал, который помогает детям социализироваться, прививает способности к познавательной деятельности и нормальной речи. По образованию они являются педагогами. Однако проходят дополнительную специализацию. Наши сотрудники регулярно повышают свою квалификацию, поэтому используют наиболее современные и надёжные методы. Дефектолог – специалист по работе с особенными детьми, которым поставлены диагнозы аутизм, задержка речевого и психического развития, детский церебральный паралич, синдром Дауна, олигофрения, умственная отсталость. Для каждого малыша разрабатывается индивидуальная коррекционная программа. Педагог-дефектолог работает в нескольких направлениях:
  • развитие мышления и речи;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие моторики;
  • постановка руки для освоения письменной речи;
  • развитие и формирование навыков чтения;
  • развитие логики, эмоционально-волевой сферы;
  • улучшение коммуникативных навыков.
Психолог-дефектолог не только корректирует поведение и помогает приобрести определённые навыки, но и способствует адаптации ребёнка в социуме. Он стремится наладить с малышом контакт, что позволяет ему быстрее развиваться. Основная задача специалиста-дефектолога – формирование и улучшение навыков, которые помогут ребёнку полностью интегрироваться в социум.

Работа с дефектологом в Центре «Доброе Слово»


В Центре «Доброе Слово» работают опытные дефектологи – специалисты с многолетним стажем, которые помогают своим маленьким пациентами найти достойное место в жизни. Они выполняют такие важные задачи, как:
  • диагностика, выявление патологии и степени её запущенности, оценка изначальных навыков малыша;
  • составление индивидуальной коррекционной программы и подбор методических материалов, которые нужны конкретному ребёнку;
  • проведение занятий, наблюдение за состоянием малыша, составление отчётов о достигнутых результатах, внесение корректировок в индивидуальную программу;
  • консультации родителей, рекомендации по занятиям в домашних условиях, советы по привлечению других педагогов, которые могут заниматься с малышом.
Квалифицированный специалист может выполнять сразу несколько функций. Например, это может быть работа психолога. Зачастую патологии психического и речевого развития порождают множество комплексов и других проблем, с которым необходимо справляться параллельно. Дефектолог делает важный вклад в будущее ребёнка. Ведь он помогает ему обрести необходимые социальные и коммуникационные навыки, без которых невозможно закончить школу, получить высшее образование и устроиться на хорошую работу. Если вам нужен настоящий профессионал, обратитесь в Центр «Доброе Слово».

Специальность логопедии включает в себя занятия с детьми без патологических отклонений речевого аппарата. Таким образом, логопед работает со здоровыми людьми, которым требуется исправить произношение тех или иных звуков , улучшить дикцию, усовершенствовать ритм и громкость речи и так далее. Логопед от дефектолога отличается тем, что не является специалистом медицинского профиля.

Дефектолог должен быть выпускником педагогического факультета и пройти дополнительное обучение, чтобы заниматься лечением детских патологических нарушений речи. Работа такого учителя соединяет в себе логопеда, психолога и в большинстве случаев невропатолога. Дефектолог должен четко представлять механизм развития того заболевания, с которым он работает, чтобы эффективно провести коррекцию речи.

Сфера деятельности логопеда

В отличии от дефектолога логопед начинает заниматься с детьми только после 3 лет , когда можно четко отследить проблемы в произношении и устранять их. Консультации у специалиста требуются ребенку, у которого отсутствует органическая или функциональная патология, а проблема заключается в индивидуальных особенностях развития речи.

Занятия у логопеда включают в себя:

  • постановку произношения отдельных букв или их звуковых сочетаний;
  • борьбу со слишком быстрой или замедленной речью;
  • устранение заикания;
  • совершенствование четкости речи;
  • улучшение навыков чтения или обучение ему;
  • борьбу с громкостью голоса и отдельными интонациями произношения;
  • преодоление психологических блоков общения (страх, смущение, боязнь говорить среди большого количества людей и так далее).

Знать, чем отличается врач от дефектолога, нужно каждому родителю, так как к логопеду не ведут детей с патологией.

Он не лечит проблемы психомоторного развития и не занимается с детьми, имеющими сопутствующую патологию (чаще слухового аппарата).

Специализация дефектолога

На первый взгляд кажется, что логопед и дефектолог равные друг другу специальности, однако разница в них существенная. Направление к дефектологу выдается при наличии следующих проблем :

  • врожденные аномалии интеллектуального развития (генетические болезни);
  • задержка психомоторного развития, обусловленная разнообразными причинами;
  • повреждение речевых центров головного мозга вследствие травм (приобретенных, родовых);
  • патологии речи, обусловленные заболеваниями внутриутробного периода, чаще гипоксией;
  • любые нарушения психики ребенка, сопровождающиеся речевыми дефектами.

Разница заключается в том, что дефектолог может работать с перечисленными вариантами речевых расстройств, а логопеду для этого не хватает квалификации. По своей сути дефектолог представляет собой педагога, прошедшего дополнительную квалификацию в области дефектологии.

1. Не бойтесь диагноза . Диагноз всего лишь констатация проблем медицинскими и психологическими терминами. Незнакомые термины часто звучат устрашающе - надо просто попросить специалистов объяснить вам все непонятные слова, и тогда окажется, что они обозначают только то, о чём вы давно знаете сами, и о чём вы только, что говорили на консультации.

2. Не принимайте важных решений в состоянии стресса . Практика показывает: хладнокровных родителей, эмоционально не реагирующих на оценку их ребёнка (а диагностика воспринимается как оценка, в каких бы терминах она ни формулировалась), просто не бывает. Более того, большинство их гораздо острее реагируют на оценку своего ребёнка, чем на оценку самих себя, и это естественно. Поэтому, признавая правомерность своих чувств, дайте им немного остыть и улечься. Отвлекитесь на время, займитесь чем-либо доставляющим вам удовольствие, обратите внимание на то, что жизнь продолжается и она по-прежнему привлекательна для вас и вашего ребенка. Если отвлечься не удаётся, если в голове все время «прокручиваются» мысли об «ужасной судьбе», о «страшном диагнозе», если эти мысли не позволяют сосредоточиться на текущих делах, мешают спать, попросите врача выписать вам успокоительное средство: такая «вышедшая из берегов» реакция принесет вред и вам, и ребёнку. Немного успокоившись, обратите своё внимание на ребёнка: он все тот же милый, родной и любимый, его достоинства не стали меньше, а недостатки - больше. Просто теперь перед вами стоит задача полководца - определить такую стратегию и тактику работы с ним, чтобы максимально помочь его развитию и обучению. Эта работа потребует немалых сил и времени.

3. Не все особенности развития предполагают необходимость воспитания и обучения в специализированном детском учреждении. Но большинство из них требует своевременного к себе внимания, так как эти особенности влияют на душевное и физическое самочувствие ребёнка, на успешность его развития и усвоения знаний. Например, никто не сомневается, насколько важно умение ребёнка сосредоточенно работать, не отвлекаясь от конечной цели своей деятельности. В значительной мере это умение является результатом воспитания - если ребёнок под руководством взрослого освоил действия с разными предметами, рисование, конструкторы, пластилин, то и в учебных занятиях он показывает способность сосредотачиваться, целенаправленно выполнять предложенное задание. Но бывают случаи, когда повышенная отвлекаемость и быстрое утомление от умственной нагрузки обусловлены особенностями нервной системы ребенка. Врачи в таких случаях говорят о минимальной мозговой дисфункции - несбалансированности основных мозговых процессов, которая проявляется в избыточной двигательной активности, неустойчивом внимании, недостаточной целенаправленности в действиях, повышенной утомляемости.

4. И при подготовке к школе, и при школьном обучении такие дети требуют особого внимания. В разные возрастные периоды на первый план выходят различные проявления мозговых дисфункций. До 3-4 лет могут обращать на себя внимание общая двигательная расторможенность, возбудимость, неустойчивость настроения. Ребёнок недостаточно целенаправлен в игре, его внимание разбросано, он быстро переключается с одной игрушки на другую.

Речевое развитие нередко задерживается - ребёнок позже начинает использовать фразовую речь, запас слов у него более скуден, чем у благополучно развивающихся сверстников. Он может не проявлять интереса к чтению рассказов и сказок, к играм с кубиками, конструктором, к сюжетным играм; страдает плохим сном, склонностью к расстройствам пищеварения, аллергическим реакциям, потливостью, нарушением координации движений, двигательной неловкостью.

С 4-5 лет на первый план выступают повышенная возбудимость, раздражительность, импульсивность поведения, частая смена настроения, иногда двигательная расторможенность. Поведение ребёнка в детском саду вызывает нарекания, педагоги обращают внимание на его неумение вести себя на организованных мероприятиях, например на утренниках; отчётливой становится неустойчивость внимания, которая затрудняет усвоение новых знаний. У некоторых детей повышенная возбудимость и расторможенность в играх сочетаются с замедленным темпом мышления. Это дезориентирует взрослых, давая им повод думать, что ребёнок может быть более быстрым и на занятиях.

«На перемене носится как оголтелый, а на занятии едва шевелится! Наверное, просто ленится», - сердится взрослый. Не зная, что детям с подобными нарушениями свойственны возбуждение и хаотичная активность в игре и замедленность, инертность, низкая продуктивность в умственной деятельности.

Более отчётливыми в старшем дошкольном возрасте становятся неловкие и недостаточно точные движения пальцев, из-за чего ребёнок позже овладевает умением застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, хуже рисует и лепит, чем его сверстники.

К началу обучения в школе тревожащими проявлениями нередко оказываются неумение себя вести, непонимание правил поведения на занятиях, нежелание целенаправленно и сосредоточенно работать. Скудность речи, неумение связно рассказывать, искажение слов, их неправильное согласование в предложениях создают предпосылки для трудностей в освоении родного языка. Психологическое исследование показывает, что дети с мозговыми дисфункциями часто плохо ориентируются в пространстве (они путают правую и левую сторону, неправильно обозначают пространственные соотношения предметов, им трудно выполнить инструкцию на движение в заданном направлении).

И слуховое и зрительное внимание у них ограничено, часто упускаются мелкие детали, особенно страдает внимание на фоне посторонних раздражителей. Переработка полученной информации идет более медленно, хуже удерживается в памяти, труднее воспроизводится.

Все это создает предпосылки для возникновения трудностей в овладении учебными навыками (чтением, письмом, счётом) и нарушений поведения в школе.

Переживающий свои неуспехи ребёнок становится замкнутым, подавленным, протестным. Он остро нуждается в помощи, направленной на коррекцию его трудностей.

Если обратить на них внимание и начать коррекцию в дошкольном возрасте, то к началу обучения в школе многие из них будут сглажены – и обучение станет более успешным. В любом случае они требуют повышенного внимания и специальных занятий сразу – как только будут выявлены.

5. Коррекция трудностей, возникающих у детей с мозговыми дисфункциями, включает и психолого-педагогические, и медицинские мероприятия.

С помощью лекарств можно сделать ребёнка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен быть нормализован сон, снижена тревожность ребёнка.

6. Психолого-педагогическая помощь направлена на развитие целенаправленности, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, совершенствование точных движений. Формирование знаний и представлений, умения думать, обобщать, выделять главное неразрывно связано со стимуляцией речевого развития. Подход к ребёнку должен быть организован с учётом уровня его знаний, индивидуального темпа работы, работоспособности, особенностей поведения.

Помните, попытки форсировать обучение с целью «наверстать», «догнать» сверстников за счёт обильных и интенсивных занятий, быстрого темпа обучения чаще всего дают отрицательный результат: утомлённый ребёнок, не понимающий, чего от него хотят, будет протестовать и огорчаться.

    Хороших результатов можно добиться, лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях.

    Вопрос о том, какой вид детского учреждения больше всего подходит ребёнку с явлениями минимальной мозговой дисфункции (ММД), решается индивидуально в каждом конкретном случае. При этом учитываются уровень его умственного развития, степень нарушения внимания, способность к сосредоточенной деятельности. Лучше всего это делать, проконсультировавшись со специалистами ПМПК.

  • Очень важно, к какому педагогу попадёт ребёнок, - от его отношения к ребёнку зависит отношение ребёнка к учёбе и к самому себе. Такие дети особенно трудны для педагога, т.к. постоянно требуют его внимания, мешают другим детям. Если педагог понимает причины неправильного поведения маленького «нарушителя», не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт с ребёнком и помочь ему.