Как склоняются 40 90 100. Склонение числительных. Склонение количественных числительных

Название: Склонение числительных .

Имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: Сколько? Который? Какой?

Числительные делятся на три лексико-грамматических разряда:
1. Собирательные (оба, двое, пятеро)
2. Количественные (два, пять, двадцать, пятьдесят, двести, триста пятьдесят один)
3. Порядковые (первый, второй, сотый).

При этом в количественные числительные входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два, четыре, пятнадцать, полтораста, двести), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало, немало, много, немного, а также местоименные числительные несколько, сколько, сколько-нибудь, сколько-то, столько.

Количественные числительные обозначают собственно количество, а собирательные - количество как совокупность: в комнате четыре мальчика, у троих темные волосы.

Склонение числительных пять, шесть, семь, восемь, девять происходит по образцу существительных третьего склонения (ночь, тень)

Но: творительный падеж: восьмью и восемью.

-дцать , такие как одиннадцать, двенадцать, тридцать и другие склоняются следующим образом:

Числительные, оканчивающиеся на -десят , такие как пятьдесят, шестьдесят и др., склоняются следующим образом:

Но: творительный падеж - восьмьюдесятью и восемьюдесятью

В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова.

Склонение числительных 40, 90, 100.

Склонение собирательных числительных оба, обе

Склонение количественных числительных

B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова, а имена существительные, обозначающие исчисляемые предметы, во всех падежах, кроме именительного и винительного, согласуются с числительным в падеже.
Например: серия пособий с тремястами шестьюдесятью семью рисунками.
Но: в пособии триста шестьдесят семь рисунков (шестьдесят три рисунка).

Слово тысяча склоняется, как существительное женского рода на -а; слова миллион и миллиард склоняются, как существительные мужского рода с основой на согласный.

Памятка :

Числительные сорок, девяносто и сто имеют только две формы: сорок, девяносто, сто (и. п., в. п.) и сорока, девяноста, ста (во всех остальных падежах). Поэтому правильно: с девяноста рублями, о сорока учениках, со ста проблемами, а НЕ *с девяностами рублями, о сороках учениках, со стами проблемами.

Числительное полтора имеет две формы именительного падежа – полтора (м. р. и с. р.) и полторы (ж. р.): полтора литра, полтора бревна, полторы жизни. Форма всех косвенных падежей (кроме винительного) – полутора. Правильно: о полутора днях, а НЕ *о полуторах днях, *полторах днях.

ПРАВИЛЬНО: До скольких работает библиотека? Она работает до стольких-то, НЕ *до скольки, до стольки-то.

ПРАВИЛЬНО: тысяче сотрудников, миллиону сотрудников, трем тысячам сотрудников (д. п.), тысячей сотрудников, миллионом сотрудников, тремя тысячами сотрудников, тысячью сотрудниками и одной тысячей сотрудников (т. п.).
ПРАВИЛЬНО: обратиться к двадцати пяти тысячам студентов, но обратиться к двадцати пяти тысячам ста студентам.

2. Собирательные числительные сочетаются со словами следующих групп˸ а) с существительными мужского рода (двое братьев, четверо учителей , но нельзя *трое сотрудниц, двое девочек ); б) с существительными, называющими лиц (трое ребят, четверо людей ); в) с существительными, имеющими лишь формы множественного числа (четверо суток, трое ножниц ). Существительные, относящиеся к последней группе, в именительном и винительном падежах не сочетаются с числительными, которые оканчиваются на 2, 3, 4˸ нельзя вслух прочитать конструкции типа 23 суток, 43 ножниц и т. п. Такие словосочетания возможны лишь в косвенных падежах, например˸ около двадцати двух суток, о семидесяти трех яслях и др.
Размещено на реф.рф
Собирательные числительные в сочетании с одушевленными существительными сохраняют свои формы во всех падежах, например˸ троих братьев, троим братьям (наряду с формами типа трех братьев, трем братьям ), а в сочетании с неодушевленными – только в именительном и винительном, в остальных падежах они заменяются количественными числительными˸ четверо суток, четырем суткам и др.

3. Слово оба изменяется по родам, точнее, имеет одну форму для мужского и среднего рода (оба ), а вторую форму – для женского (обе ). Это различие сохраняется и косвенных падежах, например˸ обоих студентов , но обеих преподавательниц .

4. Числительное полтора так же различает формы мужского-среднего рода (полтора ) и женского рода (полторы ), но лишь в именительном и винительном падежах˸ полтора дня, полторы чашки . В косвенных падежах это слово, независимо от рода, получает форму полутора ˸ полутора дней, полутора чашек .

5. Числительное тысяча имеет в творительном падеже два варианта – тысячью и тысячей , причем от выбора того или иного зависит форма существительного˸ тысячью книгами или тысячей книг . В последнее время и в книжной, и в разговорной речи все чаще встречаются словосочетания типа тысячью книг , в которых имя существительное употребляется в родительном падеже вместо требуемого творительного.

F Задание 9. Напишите числительные словами, поставьте их в соответствующем падеже.

1 Вариант ˸ 1) Работу нужно сдать к (28 декабря). 2) В соответствии со всеми (90) пунктами договора достигнуто соглашение.3) За период реформы количество колхозов и совхозов сократилось с (935) до (665). 4) Этот банк заманивал вкладчиков (200) процентами годовых. 5) Оптовой торговлей занимается свыше (36,6) (тысяча) предприятий, ведущих внешнеторговую деятельность. 6) Он отсутствовал 23 (сутки). 7) Древний календарный цикл измеряется 6 936 сутками. 8) Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 9) Скоро мы будем отмечать 250-летие нашего города. 10) Троянская война проходила между 1260 – 1250 годами до н.э.

2 Вариант ˸ 1) В ᴇᴦο работе речь шла о 326 174 неучтенных минутах. 2) О (100) днях правления Наполеона написано немало книг. 3) Мы живем в 2003 году. 4) Он принес альбом с 1 742 марками. 5) Деревня находится в 187 километрах от города. 6) Корпорация провела опрос среди 600 руководителей. 7) На совещании приехало более 856 человек. 8) 400 депутатам были предоставлены особые полномочия. 9) Високосный год равняется 366 дням. 10) 300-летие Петербурга будет отмечаться в 2003 году.

Склонение числительных 40,90,100 - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Склонение числительных 40,90,100" 2015, 2017-2018.

Склонение числительных 40, 90, 100.

Цели:

1)обучающая: создать у учащихся представление о склонении числительных сорок, девяносто, сто; учить изменять данные числительные по падежам;

2)развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, например, памяти, внимания; развивать умение анализировать предложенный учебный материал, приводить примеры;

3)воспитательная: воспитывать внимательное отношение к слову.

Ход урока

1. По следам домашних заданий.

1) Слово учителя.

Сегодня нас ждёт достаточно простая тема, поэтому я решила предложить вам, дорогие мои дети, соревнование , состязание между мальчиками и девочками. Итак, счёт 0:0! Вперёд!

2) Фронтальная работа. Лексический поединок.

Знать как свои … пальцев

похожи как … капли воды

знать как дважды … …

Что представляют собой данные сочетания слов? В каком значении употребляются? Почему нельзя их разделить?

Вставьте необходимые по смыслу числительные. Расскажите о них всё, что можете.

Приведите ещё примеры фразеологизмов, в которых употребляются числительные.

Составьте с получившимися фразеологизмами предложения. Каким членом предложения является фразеологизм в вашем предложении?

Мальчики Девочки

3) Индивидуальные задания.

1. «Я знаю всё!»

Сорок восемь рублей

шестеро котят

две трети яблока

четырнадцатая фотография

Рассказать всё, что возможно, о данных числительных, т.е. указать разряд по значению и разряд по составу (2 человека у доски, не видя друг друга, работают с сочетаниями слов, желательно, чтобы дети были примерно равны по силам).

Мальчики Девочки

2. «Мне покорились падежи!»

17 велосипедов (в дат. пад.)

19 томов (в твор. пад.)

9 крыш (в род. пад.)

11 мальчиков (в предл. пад.)

30 дисков (в твор. пад.)

Заметь цифры числительными и записать получившиеся словосочетания в указанном падеже (2 человека у доски, не видя друг друга, работают с сочетаниями слов, желательно, чтобы дети были примерно равны по силам).

Мальчики проверяют работу девочки, а девочки проверяют работу мальчика.

Мальчики Девочки

3. «Адресные» карточки.

4) Проверочная работа и задание на развитие.

18 километров (в род. пад.)

17 гаражей (в предл. пад.)

1 котёнок (в род. пад.)

2 подруги (в дат. пад.)

20 часов (в предл. пад.)

Записать под диктовку учителя сочетания слов в указанных падежах. Где возможно, указать и другие грамматические категории числительных.

2. Интрига.

1) Фронтальный опросик.

Как изменяются все числительные?

Какую работу будем выполнять сегодня?

3. Движение темы.

1) Анализ примеров.

Изменяем по падежам вместе с детьми сорок поваров и сто рублей .

Вывод: при изменении по падежам числительные сорок, девяносто и сто имеют только две формы.

2) Работа с учебником.

Самостоятельное чтение статьи учебника на стр. 152.

О чём не сказали сегодня?

3) «Я это знаю!»

40 богатырей (в род. пад.)

100 литров (в дат. пад.)

90 лет (в предл. пад.)

Записать в указанных падежах сочетания слов (2 человека у доски, не видя друг друга, работают с сочетаниями слов, желательно, чтобы дети были примерно равны по силам).

Мальчики проверяют работу девочки, а девочки проверяют работу мальчика.

Мальчики Девочки

4) Синтаксическая минутка.

До моей дачи ехать 40 минут.

Моему дедушке исполнилось 90 лет.

100 - чётное число.

Записать цифры словами, в получившихся предложениях подчеркнуть числительные как члены предложения.

Самопроверка.

4. Итог. Д/з.

1) Итог.

Сегодня, с моей точки зрения, победили все, точнее, каждый из вас, ведь с урока унесли новые знания!

2) Д/з: - стр. 152;

3.4 Числительные полтора, полтораста имеют только две формы :

И. В. п. – полтора, полтораста; Р.Д.Т.П.п. – полутора, полутораста

3.5 Количественное числительное один изменяется по родам, числам, падежам: один день, одна мысль, одно слово.

3.6 Числительные тысяча, миллион, миллиард, биллион, триллион имеют род, число, склоняются как существительные.

3.7 При склонении дробных числительных изменяются обе части и существительное стоит в род. падеже: три пятых метра – трём пятым метра.

3.8 Порядковые числительные склоняются как прилагательные : седьмой день – к седьмому дню.

При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: две тысячи двенадцатый год – в две тысячи двенадцатом году .

IV.МЕСТОИМЕНИЕ.

4.1 К личным местоимениям 3 л. прибавляется н после предлогов: без, в, для, к, на, на: над ним, к ней. После производных предлогов не требуется начальный н: вопреки ему, вслед им, подобно ей. Это не относится к предлогам, требующим род. п.: впереди него, около неё.

4.2 Местоимения ты, вы связаны с речевым этикетом .

4.3 Местоимение свой часто заменяет притяжательные местоимения (мой, твой, ваш, его, её и т.д.). Необходимо следить, чтобы не возникала двусмысленность: Ему велели отнести вещи Ирины к себе (к Ирине? к нему?)

4.4 Местоимения должны быть согласованы в роде, числе и падеже со словами, которые они замещают. Неправильно: Молодёжь боялась, что их не поймут.

4.5 Нельзя повторять указательные и личные местоимения : Когда он был там, он увидел лису.

4.6 Недопустим пропуск возвратного местоимения во фразеологических сочетаниях представить себе, хорош собой: Не могу представить, как это получилось.

4.7 Форма местоимения сама в вин. п. имеет два варианта: самоё (книжный) и саму: бояться самоё себя, любить саму Ольгу.

V. ГЛАГОЛ

5.1 Необходимо правильно употреблять недостаточные глаголы, у которых

отсутствует форма 1 л.: победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить,

дерзать, дудеть, гудеть, обессмертить, ерундить, шкодить, телиться, течь,

ржаветь и др.

5.2 Необходимо правильно употреблять изобилующие глаголы: полоскать,

кудахтать, мурлыкать, капать, двигать, плескать, рыскать, колыхаться,

брызгать и т.д. Они предполагают 2 формы наст. вр.: полоскают и полощут.

Первая форма носит разговорный оттенок. Иногда двойные формы выражают

смысловую дифференциацию: брызгает – спрыскивает, окропляет; брызжет –

разлетается каплями, разбрасывает капли.

Склонение числительных 40, 90, 100.

Цели:

1)обучающая: создать у учащихся представление о склонении числительных сорок, девяносто, сто; учить изменять данные числительные по падежам;

2)развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, например, памяти, внимания; развивать умение анализировать предложенный учебный материал, приводить примеры;

3)воспитательная: воспитывать внимательное отношение к слову.

Ход урока

1. По следам домашних заданий.

1) Слово учителя.

Сегодня нас ждёт достаточно простая тема, поэтому я решила предложить вам, дорогие мои дети, соревнование , состязание между мальчиками и девочками. Итак, счёт 0:0! Вперёд!

2) Фронтальная работа. Лексический поединок.

Знать как свои … пальцев

похожи как … капли воды

знать как дважды … …

Что представляют собой данные сочетания слов? В каком значении употребляются? Почему нельзя их разделить?

Вставьте необходимые по смыслу числительные. Расскажите о них всё, что можете.

Приведите ещё примеры фразеологизмов, в которых употребляются числительные.

Составьте с получившимися фразеологизмами предложения. Каким членом предложения является фразеологизм в вашем предложении?

Мальчики Девочки

3) Индивидуальные задания.

1. «Я знаю всё!»

Сорок восемь рублей

шестеро котят

две трети яблока

четырнадцатая фотография

Рассказать всё, что возможно, о данных числительных, т.е. указать разряд по значению и разряд по составу (2 человека у доски, не видя друг друга, работают с сочетаниями слов, желательно, чтобы дети были примерно равны по силам).

Мальчики Девочки

2. «Мне покорились падежи!»

17 велосипедов (в дат. пад.)

19 томов (в твор. пад.)

9 крыш (в род. пад.)

11 мальчиков (в предл. пад.)

30 дисков (в твор. пад.)

8 тарелок (в род. пад.)

13 учениц (в дат. пад.)

18 лет (в твор. пад.)

5 стульев (в дат. пад.)

16 метров (в дат. пад.)

Заметь цифры числительными и записать получившиеся словосочетания в указанном падеже (2 человека у доски, не видя друг друга, работают с сочетаниями слов, желательно, чтобы дети были примерно равны по силам).

Мальчики проверяют работу девочки, а девочки проверяют работу мальчика.

Мальчики Девочки

3. «Адресные» карточки.

4) Проверочная работа и задание на развитие.

18 километров (в род. пад.)

17 гаражей (в предл. пад.)

1 котёнок (в род. пад.)

2 подруги (в дат. пад.)

20 часов (в предл. пад.)

Записать под диктовку учителя сочетания слов в указанных падежах. Где возможно, указать и другие грамматические категории числительных.

2. Интрига.

1) Фронтальный опросик.

Как изменяются все числительные?

Какую работу будем выполнять сегодня?

3. Движение темы.

1) Анализ примеров.

Изменяем по падежам вместе с детьми сорок поваров и сто рублей .

Вывод: при изменении по падежам числительные сорок, девяносто и сто имеют только две формы.

2) Работа с учебником.

Самостоятельное чтение статьи учебника на стр. 152.

О чём не сказали сегодня?

3) «Я это знаю!»

40 богатырей (в род. пад.)

100 литров (в дат. пад.)

90 лет (в предл. пад.)

Записать в указанных падежах сочетания слов (2 человека у доски, не видя друг друга, работают с сочетаниями слов, желательно, чтобы дети были примерно равны по силам).

Мальчики проверяют работу девочки, а девочки проверяют работу мальчика.

Мальчики Девочки

4) Синтаксическая минутка.

До моей дачи ехать 40 минут.

Моему дедушке исполнилось 90 лет.

100 – чётное число.

Записать цифры словами, в получившихся предложениях подчеркнуть числительные как члены предложения.

Самопроверка.

4. Итог. Д/з.

1) Итог.

Сегодня, с моей точки зрения, победили все, точнее, каждый из вас, ведь с урока унесли новые знания!

2) Д/з: - стр. 152;