Православная церковь и здоровый образ жизни: отношение православных христиан к спорту. Опасный спорт

Есть поговорка "в здоровом теле здоровый дух".

Тренируй тело, береги душу!

В самом низу статья про спорт с христианской точки зрения.

На этой страницы мы будем размещать новости и события связанные с Православием и спортом.

Христианские авторы I-IV веков о спорте

Как христианин должен относиться к спорту? Где провести грань между физическим здоровьем и спортом как способом зарабатывания денег? Как относились к спортивным соревнованиям античности святые отцы первых веков христианства?

Существует мнение, что отцы Древней Церкви спорт запрещали как дело не богоугодное. Правда ли это?

Ответ на этот вопрос не будет однозначным, поскольку, с одной стороны, высказывания христианских богослов и учителей Древней Церкви помогают уяснить суть христианского отношения к спорту, с другой стороны, с

порт первых веков христианства и спорт современный — вещи всё-таки разные.

В первые века христианства Олимпийские игры были самыми известными γ νοι , что буквально переводится соревнования . Они появились в далекой Античности как часть языческого культа: все существующие мифы об ихначале связаны с именами богов греческого пантеона. Первый и последний дни соревнований сопровождались жертвоприношениями. Атлеты умилостивляли идолов и благодарили их за победу. По образцу Олимпийских игр учреждались другие: Пифийские игры, Истмийские игры, Немейские игры также были частью языческого культа конкретных богов.

Олимпийские игры долгое время сохраняли высокие идеалы. Они занимали важное место в общественной жизни. На время их проведения прекращались войны, главным принципом выступления атлетов была честность. Участники долго и упорно готовились, тренировались, закаляли тело и дух. Победа на Олимпийских играх была престижной не только для победителя, но и для полиса, который он представлял.

С упадком греческой культуры и с подпаданием Греции под власть Рима ситуация менялась. Игры все более походили на римские spectaculis — зрелища или, как сказали бы сейчас, на спортивные шоу. Атлеты жульничали, к соревнованиям допускались не только граждане Греции, что изначально было недопустимо. Например, олимпиоником был даже римский император Нерон, который выиграл с известной долей императорского везения заезд на колесницах.

Другой формой спортивных соревнований были римские spectaculis . В Римской Империи, как известно, среди народа, требующего «хлеба и зрелищ», эти самые зрелища были популярны. Также как Олимпийские игры они имели языческие корни и появились из этрусского ритуала, когда во время похорон убитых воинов в жертву приносились пленные и рабы. Позднее обреченных на смерть (их место на арене часто занимали христиане) заставляли драться друг с другом, натравливали на них диких зверей, устраивали военные инсценировки, в которых обыгрывалось то или иное историческое сражение. Подобные забавы стала весьма популярными, а присутствие на трибунах было почетной обязанностью гражданина, поскольку убитые в гладиаторских боях или в военных инсценировках продолжали считаться жертвой в честь умерших предков.

Идоложертвенное происхождение γ νοι и spectaculis , разумеется, противоречило основам христианской веры. Но отцы Древней Церкви осуждали античный и римский спорт также по ряду других причин.

На трибунах Колизея сознание человека менялось. Невозможно было, побывав на собрании язычников, на «совете нечестивых» сохранить в себе образ Божий, не впасть в такие гибельные состояния души как гнев, ярость, раздражение, злоба, осуждаемые апостолом Павлом (Еф. 4, 31). Об этом писал Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправились на скачки, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, или лучше, плач»…

Убийство — смертный грех. Участие в убийстве — грех не менее тяжкий. Для христианина греховно не только желание убить, но также присутствие при убийстве. Это было еще одной веской причиной, почему христианин не

должен был ходить на гладиаторские бои. Святитель Феофил Антиохийский писал: «<…> непозволительно нам смотреть даже на игры гладиаторов, чтобы нам не быть участниками и свидетелями убийства».

Осуждая языческую сущность γ νοι и spectaculis и отмечая их пагубное действие на душу человека, отцы Церкви I-IV веков иногда прибегали к спортивной терминологии в своих творениях. В этом нет ничего удивительного.Для первых христианских богословов было естественным использовать языческие термины и образы, наполняя их христианским смыслом. Образ тренирующегося ради победы атлета, борца был близок христианскому сознанию. В духовном смысле истинными атлетами были мученики, подвизавшиеся в нелегком подвиге стояния за веру, ведущие брань духовную за вечную награду на небесах.

Кроме подобных метафор и образов, позволяющих уяснить суть христианского отношения к спорту, в святоотеческих творениях есть конкретные рекомендации христианам, занимающимся физкультурой. Климент Александрийский в его знаменитом «Педагоге» писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья — лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего. Из мужчин же одни могут в нагом виде бороться, другие в мяч играть, особенно на открытом воздухе в так называемую игру фенинду; другие пусть довольствуются путешествием по стране и прогулками по городу».

Таким образом, можно сделать определенные выводы о том, как отцы Древней Церкви относились к спорту.

Они осуждали идоложертвенное содержание γ νοι и spectaculis . Христиане не могли присутствовать на трибунах, поскольку ментальная зависимость от языческой толпы вводила людей в неистовое, греховное состояние души. Быть свидетелем убийств, в том числе случившихся в гладиаторских поединках, также запрещалось.

Отцы Церкви одобряли упорство и аскетические упражнения языческих атлетов, но порицали цель их подвигов — победа ради тщеславия и земных почестей. Они призывали искать вместо локальной победы на Олимпийских играх и на аренах Колизея, вместо земной славы и лаврового венка, вечную, неоскудевающую награду — венец правды (2 Тим. 4:8). И можно лишь удивляться, насколько правы они были!

Тщеславие — главный грех спортсменов, к сожалению, выдержавший испытание временем. В спорте поменялось многое, но желание «быть великим» здесь на земле осталось. Сегодня упорство и трудолюбие свойственно далеко не всем спортсменам. И когда что-то не получается, тренировки оказываются не эффективными, победы не приходят, чрезвычайно велик соблазн пойти легкой дорогой, обратиться к помощи медицины — к допингу…

Очевидно главное: Отцы Церкви порицали в спорте то, что уводит человека от Бога, иссушает и убивает его душу, иными словами, то, что противоречит истинным христианским ценностям.

Пономарев Филипп

Богослов.Ru

На фото: Артем Чернышев занимается на турнике около Никольского храма п. Добринка.

Фотограф Дмитрий Адоньев.

Тренируй тело, береги душу!

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Сергий Рыбчак, настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, г. Полевской. Передача из Екатеринбурга.

Сегодня мы бы хотели поговорить о том, нужны ли спорт и физическая культура православному человеку и насколько применима к христианину поговорка «В здоровом теле- здоровый дух». Понятное, что физическая культура и поддержание себя в здоровом состоянии необходимы любому человеку.

Наш зритель пишет: «Спорт, безусловно, нужен каждому, он отрезвляет тело, закаляя его, как чтение делает это с мозгом». Но есть другая крайность: люди могут сказать, что подвижники, святые не были спортсменами, они за своим бренным телом не следили и зачастую могли целый день провести в посте и молитве, употребив один сухарик и запив его святой водой, а то и вообще не вкушая никакой пищи. Они спасались постом и молитвой, поэтому следить за своим телом (для чего,собственно, и существует физическая культура) не нужно. Хотелось бы разобраться в двух этих крайностях. Один вариант, когда все очень гипертрофированно и телу уделяется слишком много внимания, а другой, когда ему не придается никакого значения.

На самом деле очень интересный и, наверное, самый актуальный на сегодняшний день вопрос, особенно для жителей мегаполисов, городов, в том числе и для молодых людей. Дело в том, что когда речь идет о подвижниках, мы должны помнить, как они трудились, что делали и в каких условиях жили. Например, еще 50-60 лет тому назад в жизни человека было очень много физического труда, он в редких случаях пользовался услугами автотранспорта, а многие вообще передвигались пешком. Поэтому физический труд и пешая прогулка с работы и на работу, 5-10 километров в день, по-моему мнению, вполне заменяли ту физическую подготовку, которой сегодня нет не только у многих молодых людей, но у современного человека в принципе. Наша жизнь очень сильно изменилась из-за комфорта, прогресса, давших возможность и передвигаться тоже сидя. Поэтому данная проблема и стала очень актуальной, требующей решения. И надо сказать, что Церковь, безусловно, поддерживает занятия физической культурой и правильное отношение к развитию своего тела. Более того, согласно учению Церкви, человек - это существо, состоящее из духа, души и тела, и тело как храм души должно поддерживаться в соответствующем виде.В этом плане для нас нет особых запретов для занятий спортом, физической культурой. Другое дело, что можно разграничить занятия профессиональным спортом и массовым, для поддержания своих физических сил и состояния. Здесь уже другой разговор.

Да, нужно разграничить вопросы нашей беседы: спорт как профессиональное занятие человека и физическая культура, когда человек просто поддерживает себя в здоровом тонусе. Если говорить о спорте как профессиональном труде человека, а не просто как о некоем увлечении, когда может возникнуть ощущение, что это проявление некой самости: «Я могу лучше, я могу быстрее, я могу сильнее, я могу больше». К сожалению,мы очень редко встречаем, чтобы известные спортсмены говорили о своих достижениях не как о результате многодневных, многочасовых тренировок, а как о некоем синтезе - и о даровании Божьем, и о том стремлении, в котором, конечно, есть и заслуга самого человека. Как Вы считаете, не влечет ли это к проявлению тщеславия, самолюбия? И как их побороть?

Надо сказать, что, к сожалению, каждый человек, живущий в этом мире, уже рождается с испорченной природой. А она как раз и проявляется такими нашими страстями, как: гордость, тщеславие и многие другие. Поэтому, чем бы ни занимался человек, все, даже добрые его занятия потихоньку будут отравляться тщеславием. Тем более не могу представить, чтобы человек занимался профессионально, у него это получалось, и он бы не тщеславился. Безусловно,будет тщеславиться. Другое дело, какие цели он перед собой ставит. Одно, когда человек зарабатывает этим себе на хлеб. Я знаю профессиональных спортсменов и поддерживаю с ними хорошие и добрые отношения, они иногда советуются, берут благословение на какие-то очень важные и ответственные соревнования, даже участвуя в олимпийских играх. Безусловно, очень многие спортсмены (те, кого я знаю, по крайней мере) прилагают колоссальный труд для достижения определенных результатов. Но вместе с тем они все-таки стараются уповать и на помощь Божию. И когда вдруг действительно получается что-то выдающееся или значимое для них, они однозначно расценивают это как помощь Божию. Но сказать так обо всех спортсменах, наверное, было бы преувеличением. В этом плане в профессиональном спорте надо смотреть на таланты и достижения. К сожалению, я видел примеры, когда человек, считавший, что у него выдающийся талант в каком-то виде спорта, тем не менее не достигал целей, которые перед собой ставил: стать знаменитым, занимать первые места. Получил травму и уже не смог восстановиться. А так как ничем другим в своей жизни не занимался, то не выходил из депрессии много лети в конце концов человек спивался или,хотя и находил какие-то развлечения, чтобы себя немножко развеять,но по сути дела умирал. Когда человек ставит перед собой ложные цели, ему бывает очень тяжело потом как-то перенастроиться на другую жизнь. Когда же человек понимает, что для него это средство заработать на жизнь, тогда это, хотя и с сожалением, но можно принять.

Вы говорили об участии в соревнованиях. В любом случае это нечто азартное, то есть то место и то время, когда человек старается победить, надеется на это и находится в очень тревожном состоянии. Азарт не самое лучшее и вообще пагубное состояние. Не вредно ли человеку участвовать в соревнованиях? Или же, наоборот, в соревнованиях человек видит, что не он один хорошо плавает, бегает, прыгает, видит десятки и сотни таких же сильных людей, которые тоже могут победить. Может быть, это помогает задуматься над тем, что есть нечто высшее, что ему помогает в таком поприще?

На самом деле занятие любым видом спорта без соревнований становится неинтересным. Даже у человека, который идет в фитнес-зал есть какой-то собственный интерес -привести себя в порядок, талию сделать более осиной либо что-то еще. И в этом тоже есть свой определенный азарт. И, конечно же, никакие соревнования, любого уровня не могут быть без азарта. Если мы будем судить этих людей за то, что они проявляют азарт, тогда никакого спорта в принципе не будет, и занятий никаких не будет, и самой физической культуры, наверное, не будет тоже. Потому что когда человек начинает заниматься физической культурой, он ставит перед собой какую-то цель и возникает желание,сильное или слабое.Когда желание сильное, тогда он достигает цели. Занятия спортом, физкультурой (знаю это из моего общения со спортсменами) на самом деле очень хорошо тренируют волю и терпение. Мы знаем, что и в духовной жизни без терпения и воли тоже мало что достигается. Преподобный Серафим Саровский, как-то отвечая на вопрос, почему в мире столько христиан, но мало кто спасается, ответил очень просто: «Потому что им не хватает мужества». А мужество воспитывается, когда человек действительно тренирует свою волю в достижении цели и умение терпеть. И хорошие воины именно этим отличаются - умением терпеть и хорошей волей. Например, очень интересно наблюдать человека, который имеет опыт военной службы или опыт бывшего спортсмена, он умеет достаточно быстро понять и настроиться на духовную жизнь(конечно, когда у него есть вера). С такими людьми гораздо легче работать: им гораздо легче объяснять какие-то нюансы духовной жизни, особенно там, где необходимо употребить терпение и волю. В этом плане в занятиях спортом тоже есть положительные стороны, помимо поддержания физического состояния, тонуса. Главное же, наверное, тренировка воли и терпения. И я за это.

Есть еще экстремальные виды спорта, то есть те виды, где человек,тренируясь или участвуя в соревнованиях, имеет риск для здоровья. Хотя, наверное, спорт - это всегда риск для здоровья, причем повышенный. Допустимо ли подвергать себя риску в занятиях спортом?

Это уже другой вопрос. Экстремальные виды спорта, особенно связанные с тем, что человек может покалечиться сам или покалечить другого человека, а то и вообще могут угрожать жизни, мы, конечно, приветствовать не можем. Потому что если человек искушает Бога тем, что рискует таким образом, это, конечно, уже на грани богоборчества, на грани того, что человек действительно ставит свое «я», свое тщеславие и славолюбие гораздо выше всего другого. К этому относится и такая страшная вещь, когда люди ради своего тщеславия(особенно это молодежь) пытаются сделать экстремальные селфи и это заканчивается трагически для них. И ведь это, действительно, мода и повальное увлечение. И в спорте, особенно в экстремальных видах, точно так же. При этом существуют виды спорта, которые тренируют мужество, мужество, которое необходимо. Например,мы знаем определенные виды войск, которым нужны хорошие спортсмены, боксеры, бойцы и т.д. Поэтому надо спрашивать: каковы цели, которые заставляют человека рисковать своей жизнью, своим здоровьем.

Поговорка «В здоровом теле - здоровый дух» сочтут правильной, наверное, в том числе и многие церковные люди. Если мы посмотрим на ее происхождение, то увидим, что она перефразирована, хотя смысл и сохранился, но стал отдаленным.Изначально в ней говорится, что надо молить Бога о том, чтобы в здоровом теле был и здоровый дух. То есть это не означает, что без одного другого не будет. Как Вы считаете, насколько применим вариант, который у нас всех на слуху, для православного человека?По-моему, нам ближе изначальный вариант.

Во-первых, изначальный вариант более точно отражает истинный смысл физических занятий. Как говорил один из святых, тело - это хороший слуга, но очень плохой господин. И действительно, в духовной практике, особенно в аскетике, тело имеет огромное значение, но оно должно стоять на своем месте: быть слугой, быть храмом для души, но главное - это развитие самой души. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Попечение о человеческом здоровье — душевном и телесном — искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге - о целостном составе личности». Думаю, что в этих словах позицию нашей Церкви выражена исчерпывающе. И если мы не будем учитывать эту иерархию, то в здоровом теле не будет никакого здорового духа. Когда тело превратится в господина, то боюсь, в нем будет дух уныния, депрессии, гордыни, тщеславия, похоти и т.д.

- Дух постоянного недовольства собой.

Безусловно.

Телезритель из Новосибирска, тренер с тридцатилетним стажем,говорит, что современная молодежь, посещая секцию, не занимается спортом и вообще не стремится к каким-то результатам, а приходит в спортзал только для того, чтобы провести время. При этом они считают, что занимаются спортом. Инфантильность современной молодежи огорчает.

Я абсолютно согласен с этим мнением, и меня это тоже огорчает.Действительно, современная молодежь больше предпочитает сидеть за гаджетами, в соцсетях,нежели уделять внимание гармоничному развитию своей личности, и в том числе воспитанию тела. Поэтому организовывать в учебных заведениях разного уровня, в воскресных школах, массовые спортивные игры, для многих является сегодня, наверное,очень важной задачей, которая как раз и поможет преодолевать инфантилизм молодых людей. Хотя это касается людей и среднего, и старшего возраста, которые сейчас зажаты в каменных коробках и не знают, что им делать, кроме как сидеть в социальных сетях и смотреть телевизор.

- Вопрос из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «Совместимы ли занятия спортом с постом?»

Пост в первую очередь дает человеку возможность тренироваться в свободе от своих зависимостей. Наверное, пост может ясно показать, являются ли занятия спортом зависимостью или действительно идут на пользу человеку. Например, в нашем реабилитационном центре «Подвижник» я не советую нашим реабилитантам заниматься во время постов фитнесом и тому подобным, чтобы они могли больше внимания уделять своей душе. А кто все-таки жаждет этого, то возможны прогулки, пробежки, а поклоны заменяют множество физических упражнений, если это делается искренне, с молитвой и верой. Человеку достаточно сделать 20 земных поклонов с молитвой «Боже, милостив буди мне, грешному», и он сразу почувствует и прилив сил и тот физический тонус, который необходим.

Вопрос из группы «ВКонтакте»: «Можно ли одновременно выполнять физические упражнения и про себя молиться?»

Человек может молиться и во время работы, может идти по улице и молиться, ведь Господь сказал нам:«Бодрствуйте и непрестанно молитесь, чтобы не впасть в искушение». Наверное, чтобы не впадать в искушение тщеславием и гордостью, было бы неплохо молиться даже и на тренировках. Я в этом не вижу ничего плохого.

Вопрос телезрительницы из группы «ВКонтакте»: «Мне 59 лет, не работаю, живу в городской квартире, имею серьезное заболевание позвоночника. Занятия спортом у меня во все дни недели: то фитнес, то бассейн. Молитвы дома стараюсь не пропускать, в храм хожу во все праздники и воскресные дни, также посещаю воскресную школу. Не слишком ли много я уделяю внимания своему телу, может быть, лучше помолиться о своем здравии ко Господу?»

На самом деле это очень полезные занятия, тем более при заболевании позвоночника. Поэтому лучше всего заниматься. Это помогает продлить не только активную физическую деятельность и жизнь, но и в то же время укрепляет волю. Это очень полезно. Поэтому я бы посоветовал не бросать занятия. А поскольку телезрительница каждую неделю бывает в храме и молится дома, то думаю, что она правильно распределила свои силы, возможности и свое время. Пусть и дальше продолжает именно в таком духе.

Если исходить из этого вопроса, нужны ли ограничения в ситуации, когда телу уделяется уже слишком много внимания?

Мы опять должны говорить о том, какую цель ставит человек. В примере телезрительницы мы видим, что есть проблемы с позвоночником и соответствующие физические занятия помогают снять боли, обеспечивают нормальную жизнедеятельность.Может быть,у человека цели другие: заработать денег на этом или кому-то что-то продемонстрировать, доказать и так далее? Пусть он сам честно ответит на вопрос, каковы его цели. Если они расходятся с главными целями христианина, тогда, наверное, действительно стоит подумать о сокращении времени на такого рода занятия.

- Все нам дозволено, но не все полезно.

Безусловно.

Вопрос из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «Моя внучка занимается танцами, у нее хорошо получается. И поневоле, бывает, гордишься ее успехами.Это грех гордыни?»

Когда один человек радуется успеху другого - это на самом деле очень хорошо. Когда человек начинает унижать другого, например достоинствами своей внучки, своих детей - вот это недостойно, вот это и есть проявление гордыни. Если телезрительница искренне радуется успехам своей внучки без унижения других - это замечательно, пусть радуется. Но если она будет на каждом углу говорить, что «мой ребенок гораздо талантливее ваших детей» и смеяться над другими, приводя ее в пример, то это уже действительно серьезная проблема.

- Юная телезрительница задает вопрос, можно ли ей в 10 лет заниматься танцами?

Не можно, а нужно, если есть такая возможность.

Немного уточню вопрос: есть танцы классические, которые красивы с эстетической точки зрения, есть танцы спортивные, а есть танцы, сообщения о которых которые потом попадают во все средства массовой информации: «там-то поставили такой танец» (не будем сейчас говорить где это и что это).

Этот важный момент касается родителей и воспитания, есть ли у них эстетический вкус, вера, понимание христианской этики. Ведь ребенок не сам по себе живет, не в джунглях, ас папой, мамой, пусть она посоветуется с ними и они подскажут ей, достойно ли то, чем она занимается или нет. Я имею в виду те танцы, которые действительно развивают. Девочке нужно развиваться, танцы будут давать ей возможность укрепляться и физически, и эстетически. Но это определяют родители.

Вопрос из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «В фитнес клубах в крупных городах чаще всего играет американская «кислотная» музыка. Насколько она губительна для христианина? Где грань между спортом и фанатизмом? Есть ли примеры подвижничества у святых в молитве и физической культуре? Ведь Илья Муромский упражнялся в физических упражнениях, то есть сначала развивался физически, затем стал воином, но достиг и духовного совершенства. Как расти физически и духовно одновременно?»

В пример я могу привести святителя Николая Японского, который благословил создание того боевого вида спорта, который мы сегодня называем самбо. Это действительно благословение святителя Николая, ныне канонизированного святого, который и сам интересовался восточными единоборствами. Опять же, польза всего этого зависит от того, где находится грань. А определяется так: если это делает тебя добрее, милостивее, делает тебя более жертвенным в отношениях с ближними твоими, как говорит апостол Иоанн: «Если ты говоришь, что Бога любишь, а людей ненавидишь, значит, ты лжец». Мне кажется, самое главное определение в том, как ты начинаешь относиться к людям. Если спорт в тебе возбуждает гордыню, тщеславие и так далее, то, безусловно,это будет отторгать всех тех,кто тебе мешает или недооценивает твои достижения, на которые ты тратишь столько силы и средств. Поэтому пусть каждый честно себя спросит: «Как я отношусь к ближним своим?» Бывает, люди из-за увлечения спортом (у меня есть такие примеры) забывают о родителях, забывают о своих близких: на первом месте у них спорт, а родители и все остальные - на втором. Вот это как раз показатель, и касается не только спортсменов, но любого человека, который занимается бизнесом или искусством, чем угодно. Меряйте себя по своему отношению к тем, за кого вы несете ответственность, кто находится рядом с вами, потому что по любви можно понять все: какой ты человек и к чему ты стремишься.

Относительно музыки могу сказать, что человек - существо уникальное, и музыка на нас влияет самым что ни на есть уникальным образом. Знаю, что есть музыка, вдохновляющая человека на прекрасное, есть музыка, которая зовет человека к борьбе, вызывает различные страсти. Я не знаю, о чем именно идет речь: что такое «кислотная» музыка, но тем не менее нужно всегда помнить, что человек - существо, реагирующее и на прекрасное, и на плохое. А так как наша испорченная природа быстрее реагирует все-таки на худшее, то нужно очень и очень опасаться музыки, которая действует на мое сознание и подсознание. Безусловно, у человека должна быть музыкальная культура, также как культура принятия пищи, одежды и т.д. Поэтому я могу посоветовать только одно: если есть возможность регулировать прослушивание этой музыки, то необходимо это сделать. Например, своим прихожанам и ребятам из реабилитационного центра я всегда советую в пост стараться не слушать никакой музыки, тем более развлекательной. В крайнем случае можно послушать хорошие духовные, церковные песнопения, которые настраивают человека и на молитвенный лад, и на самоанализ своих поступков,желаний, мыслей. И когда кому-то удается избежать прослушивания музыки во время поста, они потом неизменно признают, что это было полезно. А уж от «кислотной»музыки воздерживаться в любом случае нужно.

Вопрос из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «Я тренер по борьбе самбо, призерка по самбо, тренирую детей. Можно ли в пост возить детей на соревнования? Как их настроить на победу, потому что, как правило, перед выходом на схватку они сильно трусят, хотя физически намного сильнее противника? Как развить дух и научить детей не бояться?»

Это очень важный вопрос. Дело в том, что устроители соревнований не согласуются с церковным календарем и устраивают соревнования исходя из собственных возможностей и удобства, и это может попадать на пост. Если дети действительно занимаются этим видом спорта, наверное, не стоит избегать соревнований, потому что как раз соревнования помогают ребенку утвердиться в тех достижениях, которые он имеет. И настраивать их нужно именно так: «Иди и побеждай». Как говорит Святейший Патриарх, если православный христианин чем-то занимается, то он должен быть в этом деле асом, должен профессионально владеть им. Поэтому «иди и побеждай».

Вопрос телезрителя из г. Набережные Челны: «Я занимаюсь бодибилдингом. Многие из моих коллег употребляют различные виды допинга. Допустимо ли это?»

Если человек занимается таким видом спорта для себя и своего здоровья, думаю, никакие допинги не нужны. Когда же люди профессионально зарабатывают на этом деньги, там им приходится кушать допинги. И здесь вопрос, насколько вредит это твоему личному здоровью. Слышал,что недавно был опрос спортсменов и им предлагали очень интересный вопрос: «Если вы будете знать, что этот допинг поможет вам выиграть соревнование, но очень сильно повредит вашему здоровью, будете вы его употреблять или нет?» И очень многие спортсмены говорили: «Да, мы будем его употреблять, потому что главная цель - выиграть, заработать». Вот это уже грех. Поэтому,профессионально занимаясь бодибилдингом, употреблять допинги, чтобы достичь цели и заработать денег, и вредя при этом своему здоровью, - это грех. Это также, как курение, алкоголь и наркотики: мы же знаем, что они только вредят здоровью и нисколько не помогают в духовной жизни. Точно также и здесь.

- Телезрительница из Волгограда спрашивает, не грешно ли заниматься вокалом?

А что же тут грешного? Ради Бога занимаетесь. В церковных хорах нужны профессиональные вокалисты, которые могут красиво петь, помогая на богослужении. Что тут плохого? Вообще, если у человека есть определенный талант, который явно заметен, его надо развивать. Господь ведь сказал: «Если ты зароешь свой талант, то потом отберется и то, что ты имел». Таланты нужно развивать. Если ты получил талант, то нужно приносить проценты, согласно евангельской притче, рассказанной Господом.

Опять же важно намерение человека, который этим занимается. Одно дело, когда это только для себя (на самом деле непонятно, что именно означает это «для себя»), и другое- когда человек, к примеру, с помощью своего пения может привести людей к Богу.

Если бы не было профессиональных вокалистов, не было бы хороших церковных хоров. А если бы не было хороших церковных хоров, тогда богослужение состояло бы из бесчинных воплей. И это было бы не богослужение. В то же время, когда человек приходит в храм и слышит стройное, правильное пение на клиросе, оно действительно вдохновляет его на молитву, вдохновляет на духовную жизнь. И в этом плане профессионализм очень нужен.

Вопрос телезрителя из г. Стародуб: «Почему для монахов нельзя ввести зарядку для поддержания физического здоровья? Или она есть, но о ней никто не знает?»

Во-первых, монахи очень много трудятся, возможно, именно об этом не знает наш телезритель. У любого монаха есть свое послушание, это достаточно серьезный и продолжительный труд. И поэтому монаху не всегда нужны какие-то физические упражнения. На самом деле очень многие монахи имеют достаточно хорошую физическую форму. Кстати, в прошлом году я был на Афоне и меня удивил один очень интересный факт: перед самым входом в Андреевский скит, справа я увидел небольшую баскетбольную площадку. Я этим очень сильно заинтересовался, попытался спрашивать, кто играет. Явно, это сделано не для паломников. Мне никто так и не ответил, и я уехал с недоумением, но сфотографировал эту площадку. Мне думается, что послушники или молодые монахи иногда позволяют себе поиграть в баскетбол, даже на Афоне. Так я думаю. Вот такой небольшой ответ.

Отец Сергий, знакомы ли Вы с дыхательной гимнастикой Стрельниковой? Одна из телезрительниц спрашивает про нее.

Нет, я не знаком, к сожалению.

Но если из вопроса убрать фамилию Стрельниковой и поговорить вообще о дыхательной гимнастике:не противоречит ли она духовной жизни?

Если такая гимнастика необходима в целях поддержания здоровья, например, люди с заболеваниями легких и еще некоторыми, как раз вынуждены проводить такую гимнастику, для того чтобы все время тренировать легкие. У меня был прихожанин с очень серьезным заболеванием легких, и врачи заставляли его постоянно надувать воздушные шарики, чтобы он постоянно тренировал легкие, чтобы они находились в рабочем состоянии. У него это была целая практика. Вполне возможно, что если это необходимо для здоровья, в этом нет ничего плохого.

Уточню, что мы говорим не о какой-то конкретной гимнастике, чтобы потом не говорили, что на «Союзе» сказали, что такая-то конкретная гимнастика… Наверное, главное, понять, что в этой гимнастике нет каких-то духовных подтекстов.

Да, я говорю не о конкретной гимнастике, а о том, что я в своей практике видел.Еще раз повторю: важно, какая ставится цель и какая от этого польза. Если это необходимо для здоровья, для профилактики каких-то заболеваний, то в этом нет ничего плохого.

Вопрос из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «При занятиях борьбой необходимо снимать нательный крестик. Как быть?»

Если не снимать, то можно порвать и потерять этот крестик. Как быть? А как первые христиане?Они вообще без крестиков ходили. Бывает даже, что некоторые люди, когда в бане идут в парилку, тоже снимают металлические крестики, чтобы они не обжигали. Поэтому, здесь нужно подходить разумно.

Вопрос телезрительницы из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «Являются ли грехом занятия спортом не только для здоровья, но и для поддержания хорошей фигуры?»

Я думаю, что здесь греха нет, потому что все девушки мечтают хорошо выйти замуж, и если молодой человек смотрит только на фигуру, но не смотрит ни на разум, ни на душу, ни на сердце, тогда это хорошая ловушка для молодого человека. Девушке всегда хочется выглядеть лучше- это понятное чувство. Что ж, иногда и для поддержания своей формы неплохо позаниматься.

Вопрос телезрительницы из группы ТК «Союз» «ВКонтакте»: «В спортивных клубах есть занятия, где делают упражнения из йоги, но без какой-либо теории и учения. Как воцерковленный человек, могу ли я ходить на такие занятия в целях поддержания здоровья, потому что это помогает после трудового дня, полностью проведенного сидя на стуле?»

Вообще вопрос о йоге очень актуальный, потому что иногда в Интернете можно встретить такую приманку, как «православная йога». Люди думают, что такая действительно существует, а на самом деле это целая духовная практика.

Это действительно духовная практика. У меня был очень серьезный пример: очень близкий мне человек серьезно увлекался йогой, даже без всякой философии, без всякого рода медитаций, но все упражнения, асаны исполнял как положено. Проблема была в том, что, несмотря на то, что это, казалось бы, дает ему равновесие, человек не мог справляться со своей психикой. Он был настолько раздражительным и вспыльчивым, что это просто удивляло. И когда я посоветовал ему прекратить занятия йогой и заняться любым другим видом спорта для поддержания своей физической формы, ему пришлось почти полгода отвыкать, чтобы прийти в более-менее нормальное состояние, в том числе психическое.Не знаю, как происходит в данном случае с подобными упражнениями. Например, есть упражнения на растяжку, есть упражнения на определенные движения и так далее, на сегодняшний день существует очень много предложений по разным потребностям. Все-таки в восточных практиках и в первую очередь о йоге не миновать определенного психического и духовного настроя, которые, к сожалению, не всегда совместимы с нашим христианским духом.

Чем йога может быть опасна для человека? Еще одна телезрительница спрашивает, можно ли православному христианину вообще заниматься йогой?

Еще раз говорю: пожалуйста, занимайтесь любыми физическими упражнениями - на растяжку и так далее, всем, что необходимо. Но дело в том, что занятия йогой и вообще восточными практиками приводят к такому самосознанию, что я есть центр всего мира, всё притягивается ко мне, в том числе я есть и бог, согласно восточной философии. Поэтому как бы человек ни говорил, что не занимается духовной практикой, тем не менее я видел, как у такого человека гордыня развивается семимильными шагами. Хотя я не могу сказать, что у православных не развивается гордыня - у нас тоже этого хватает, но мы с ней боремся, а там она культивируется и считается высочайшим достижением своего личностного роста. Вот это и есть самое главное противоречие в этих практиках.

Вопрос телезрительницы из Рязани: «Я спортивный тренер. Можно ли применять синтетическое белковое питание? Как к нему относиться?»

На сегодняшний день существует множество специализированных магазинов, в которых продают различные смеси, типа детского питания, только для взрослых, которые позволяют людям лучше себя чувствовать, восстанавливаться после тренировок. Как относиться к таким продуктам?

Такое помогает человеку восстановиться, нарастить мышечную массу быстрее, чем это идет естественным порядком. А что будет, когда человек отменит это питание? Задайтесь этим вопросом. Или Выбудете питаться им вечно? Я думаю, что если человек готов ответить на вопрос, что будет дальше, сколько он собирается этим питаться, он разберется. Поэтому мы снова возвращаемся к вопросу о том, какие ставятся цели. Если человек хочет очень быстро нарастить мышечную массу, тогда встанет вопрос: а что будет потом, когда ты отменишь это питание? Куда эта мышечная масса будет уходить?

- Вопрос телезрительницы: «Можно ли практиковать лечебное голодание?»

Лечебное голодание можно применять только по совету лечащего врача. Если человек занимается самоврачеванием, пользы это никакой не принесет. Лечебным голоданием мы признаем только воздержание по уставу во время поста. Скоро наступит Рождественский пост,это замечательная возможность воздерживаться от скоромной пищи и побольше уделять внимание своей душе и молитве.

Вопрос телезрителя: «Какие стоит знать и читать молитвы, чтобы на соревнованиях ничего не случилось и хорошо выступить?»

Вопрос не в том, какие Вы будете знать молитвы, и не в том, какие молитвы Вы прочитаете.

В любом случае, что бы ты ни прочитал, это не означает, что ничего не случится или человек выступит хорошо. То есть чего-то магического ожидать не стоит.

В том-то все и дело. В этом вопросе заключается языческий магизм: какую формулу мне произнести, чтобы со мной ничего не произошло. Человек приходит к вере и в Церковь не для неких магических упражнений, которые заставят Бога или ангелов служить ему, но приходит затем, чтобы иметь возможность строить взаимоотношения с Богом и ближними своими на условиях любви. А любовь жертвенна. Поэтому, если человек искренне молится Богу, готов принять волю Божию и со смирением согласиться с ней, тогда все будет на пользу.У меня были примеры, когда человек говорил: «Я молился перед экзаменом, пошел на экзамен, а мне поставили пару, значит, Бога нет, я обиделся и вообще не буду ходить в церковь». Бог не компьютер, на котором можно набрать алгоритм и заставить появиться какую-то программу. В первую очередь мы должны искать как раз исполнения воли Божией. Искренний, настоящий христианин и человек скажет: «Господи, да будет воля Твоя, а не так, как я хочу». Воля, которую он принимает от Бога, действительно идет ему на пользу. Мы видели очень много примеров спортсменов, которые не выигрывали соревнований, проигрывали, но это давало им возможность собраться, правильно оценить свои поступки, оценить свои ошибки и достичь потом соответствующего успеха. Так же и мы в своей жизни: мы можем постоянно делать ошибки, но если мы их анализируем, то потом мы выигрываем, достигаем определенных благих целей.

А есть ли вообще какие-то специальные молитвы для таких дел? Когда человек полагается на Господа, когда просит у Бога благословения на участие в соревнованиях.

Есть замечательная молитва на начало доброго дела, в том числе молитва Святому Духу «Царю Небесный» Даже просто: «Господи, благослови на доброе дело, и да будет святая воля Твоя». Если человек согласится с волей Божией в своей молитве, это уже будет великим достижением, которое он получит.

Отец Сергий, сердечно благодарю Вас за то, что пришли к нам в студию и за такую интересную, живую беседу. Ждем Вас в гостях еще, наши двери открыты. Может быть, скажете еще одно короткое наставление для наших зрителей?

Дорогие братья и сестры! Самое главное в нашей жизни - ставить правильные цели и избирать правильные средства для их достижения. Если средства будут правильные, то мы будем делать добро и для своей души, и для ближних своих. Помоги вам Господь в этом направлении.

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Нина Кирсанова

Существует мнение, что отцы Древней Церкви спорт запрещали как дело небогоугодное. Правда ли это?
Ответ на этот вопрос не будет однозначным, поскольку, с одной стороны, высказывания христианских богослов и учителей Древней Церкви помогают уяснить суть христианского отношения к спорту, с другой стороны, спорт первых веков христианства и спорт современный – вещи всё-таки разные.

В первые века христианства, Олимпийские игры были самыми известными, что буквально переводится соревнования. Они появились в далекой Античности как часть языческого культа: все существующие мифы об их начале связаны с именами богов греческого пантеона. Первый и последний дни соревнований сопровождались жертвоприношениями. Атлеты умилостивляли идолов и благодарили их за победу. По образцу Олимпийских игр учреждались другие: Пифийские игры, Истмийские игры, Немейские игры также были частью языческого культа конкретных богов.

Олимпийские игры долгое время сохраняли высокие идеалы. Они занимали важное место в общественной жизни. На время их проведения прекращались войны, главным принципом выступления атлетов была честность. Участники долго и упорно готовились, тренировались, закаляли тело и дух. Победа на Олимпийских играх была престижной не только для победителя, но и для полиса, который он представлял.

С упадком греческой культуры и с подпаданием Греции под власть Рима ситуация менялась. Игры все более походили на римские spectaculis – зрелища или, как сказали бы сейчас, на спортивные шоу. Атлеты жульничали, к соревнованиям допускались не только граждане Греции, что изначально было недопустимо. Например, олимпиоником был даже римский император Нерон, который выиграл с известной долей императорского везения заезд на колесницах.

Другой формой спортивных соревнований были римские spectaculis. В Римской Империи, как известно, среди народа, требующего хлеба и зрелищ, эти самые зрелища были популярны. Также как Олимпийские игры они имели языческие корни и появились из этрусского ритуала, когда во время похорон убитых воинов в жертву приносились пленные и рабы. Позднее обреченных на смерть (их место на арене часто занимали христиане) заставляли драться друг с другом, натравливали на них диких зверей, устраивали военные инсценировки, в которых обыгрывалось то или иное историческое сражение. Подобные забавы стала весьма популярными, а присутствие на трибунах было почетной обязанностью гражданина, поскольку убитые в гладиаторских боях или в военных инсценировках продолжали считаться жертвой в честь умерших предков.

Идоложертвенное происхождение и spectaculis, разумеется, противоречило основам христианской веры. Надо пояснить, что в Римской империи христиане были, по сути, единственными, кто по-настоящему верил в римских богов. Для римских граждан языческая религия была формальной традицией, которую нельзя было нарушать, так как она была одной из основ римской государственности. Верил римлянин в того, кому приносил жертву или нет, никого не волновало. Но христиане знали, что идолы – это бесы, жаждущие погубить душу человека, а потому отказывались приносить им жертвы и участвовать в языческих мистериях. Если мы отреклись от идолопоклонства, – писал Тертуллиан, – то нам нельзя присутствовать при делах, с идолопоклонством связанных, не потому, чтоб идол был чем-то значимый, как говорит апостол (1 Кор. 8, 4; 10, 19), но потому, что жертвы, приносимые идолам, приносятся бесам, в них обитающим, будь то статуи умерших людей или мнимых богов .

Но отцы Древней Церкви осуждали античный и римский спорт также по ряду других причин.

На трибунах Колизея сознание человека менялось. Невозможно было, побывав на собрании язычников, на совете нечестивых сохранить в себе образ Божий, не впасть в такие гибельные состояния души как гнев, ярость, раздражение, злоба, осуждаемые апостолом Павлом (Еф. 4, 31). Ментальная зависимость от орущей толпы, жаждущей кровавых зрелищ – с подобной психологической атакой мог справиться разве что человек великих духовных дарований. Об этом писал Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправились на скачки, где впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, или лучше, плач . Он сравнил подобное поведения с прелюбодеянием и недоумевал, почему слушатели приходили к нему за наставлениями, если затем предались подобным нечестивым делам: Если кто после этого увещания и наставления пойдет на нечестивые и гибельные зрелища, того я не впущу внутрь этой ограды, не сделаю причастником таинств, не позволю ему прикоснуться к священной трапезе; но как пастыри отделяют шелудивых овец от здоровых, чтобы болезнь не распространилась и на прочих, так точно поступлю и я , – строго предупреждал святитель.

Убийство – смертный грех. Участие в убийстве – грех не менее тяжкий. Для христианина греховно не только желание убить, но также присутствие при убийстве. Это было еще одной веской причиной, почему христианин не должен был ходить на гладиаторские бои. Святитель Феофил Антиохийский писал: <...> непозволительно нам смотреть даже на игры гладиаторов, чтобы нам не быть участниками и свидетелями убийства .

Разумеется, среди христиан находились такие, кто стремился оправдать греховные пристрастия и даже обосновывали свои утверждения с богословской точки зрения. Среди любителей скачек был популярен ветхозаветный образ пророка Илии – Возницы Израилева. Опираясь на соответствующие места Священного Писания, некоторые из карфагенских христиан оправдывали приходящих на трибуны, утверждая, что наслаждение зрелищами ни только не возбраняется, но способствует успокоению души.

Подобные утверждения осуждал Карфагенский епископ Киприан. На это я сказал бы – писал священномученик, – что подобным людям гораздо лучше вовсе не знать писания, чем понимать его таким образом; потому что выражение и примеры, которые представлены для поощрения к евангельской добродетели, обращаются ими к защите пороков, – тогда, как они изложены в писании не для того, чтобы приохотить к зрелищам, но чтобы чрез них душа наша воспламенилась большим стремлением к предметам полезным, припоминая подобные стремления у язычников к предметам безполезным . По его мнению, Священное Писание запрещает все виды зрелищ, поскольку корнем их является грех идолопоклонничества.

Осуждая языческую сущность?????? и spectaculis и отмечая их пагубное действие на душу человека, отцы Церкви I-IV веков иногда прибегали к спортивной терминологии в своих творениях. В этом нет ничего удивительного. Для первых христианских богословов было естественным использовать языческие термины и образы, наполняя их христианским смыслом. Образ тренирующегося ради победы атлета, борца был близок христианскому сознанию. В духовном смысле истинными атлетами были мученики, подвизавшиеся в нелегком подвиге стояния за веру, ведущие брань духовную за вечную награду на небесах.

Так, например, святой Климент Римский называл мученически пострадавших апостолов Петра и Павла ближайшими подвижниками нашего поколения, а мученицу Перпетую подвижницей веры. И в том и в другом случае он использовал существительное???????, в значении подвижник, что буквально означает спортсмен, атлет, борец.

В таком же смысле слово??????? использовал Игнатий Богоносец. В письме священномученику Поликарпу Смирнскому он увещевал своего друга: Будь же бдителен, как подвижник Божий... Стой твердо, как наковальня, на которой бьют. Великому борцу свойственно принимать удары и побеждать . Похожие тексты есть в трудах святителя Григория Богослова: Итак, поприще открыто; вот и подвижник благочестия! С одной его стороны Подвигоположник – Христос, вооружающий борца Своими страданиями...

Тертуллиан проводит аналогию между временной победой на арене Колизея и небесным подвигом мученичества за веру. Христианам, осужденным на смерть и ожидающим день казни в темнице, он советует как воинам Христовым закалять тело и дух и готовится к предстоящей битве с врагом невидимым. Если собравшиеся в день их казни на трибуны стадиона язычники увидят только неистовую, кровавую расправу, то им уготован невидимый бой. Вам предстоит прекрасное состязание, устроитель которого – Бог Живой, распорядитель – Святой Дух, а призами служат вечная жизнь, ангельское обличье, небесная обитель и слава во веки веков. И вот, ваш наставник Иисус Христос, который умастил вас Святым Духом и вывел на эту борцовскую площадку, пожелал, чтобы вы накануне состязания подвергли себя определенным ограничениям для укрепления сил. <...> Так будем же тюрьму считать площадкой для тренировок, откуда нас выведут подготовленными на старт: ведь мужество в испытаниях крепнет, тогда как роскошь его расслабляет .

Разница между подвигами языческих спортсменов и подвигами христиан, которую подчеркивал Тертуллиан, заключалась в целях подвижничества. Атлет искал земной славы, победы на соревнованиях. Целью христианина была жизнь вечная, неоскудевающая награда на небесах. К подобной метафоре прибегал сам апостол Павел. В послании к Коринфянам он писал: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. (1Кор. 9:24-27) Словом подвижники в русском тексте переводится греческое причастие, что также переводится как соревнующиеся, состязающиеся, борющиеся.

Поражало упорство, с каким атлеты двигались к победе: все новые и новые формы тренировки, бесконечное совершенствование приемов. И всё это из-за лаврового венка, со временем высыхающего и превращающегося в пыль. Подобного упорства часто не хватает нам христианам в достижении целей куда более важных и великих. Святитель Василий Великий, указывая юношам, что путь в Царствие Небесное тернист и требует постоянных духовных упражнений, приводил в пример великих олимпиоников Полидама и Милона, которые, претерпев множество трудностей, боролись за венок из дикой маслины. Ужели же нам, – вопрошал святитель, – которым за жизнь предлежат награды столь удивительные по множеству и величию, что не возможно и словом их выразить, когда спим на оба уха и проводим жизнь в большой беспечности, остается взять только эти награды левой рукою?

Кроме подобных метафор и образов, позволяющих уяснить суть христианского отношения к спорту, в святоотеческих творениях есть конкретные рекомендации христианам, занимающимся физкультурой. Климент Александрийский в его знаменитом Педагоге писал: Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья – лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего. <...> Из мужчин же одни могут в нагом виде бороться, другие в мяч играть, особенно на открытом воздухе в так называемую игру фенинду; другие пусть довольствуются путешествием по стране и прогулками по городу .

Таким образом, можно сделать определенные выводы о том, как отцы Древней Церкви относились к спорту.

Они осуждали идоложертвенное содержание spectaculis. Христиане не могли присутствовать на трибунах, поскольку ментальная зависимость от языческой толпы вводила людей в неистовое, греховное состояние души. Быть свидетелем убийств, в том числе случившихся в гладиаторских поединках, также запрещалось.

Отцы Церкви одобряли упорство и аскетические упражнения языческих атлетов, но порицали цель их подвигов – победа ради тщеславия и земных почестей. Они призывали искать вместо локальной победы на Олимпийских играх и на аренах Колизея, вместо земной славы и лаврового венка, вечную, неоскудевающую награду – венец правды (2 Тим. 4:8). И можно лишь удивляться, насколько правы они были!

Тщеславие – главный грех спортсменов, к сожалению, выдержавший испытание временем. В спорте поменялось многое, но желание быть великим здесь на земле осталось. Сегодня упорство и трудолюбие свойственно далеко не всем спортсменам. И когда что-то не получается, тренировки оказываются не эффективными, победы не приходят, чрезвычайно велик соблазн пойти легкой дорогой, обратиться к помощи медицины – к допингу...

Очевидно главное: Отцы Церкви порицали в спорте то, что уводит человека от Бога, иссушает и убивает его душу, иными словами, то, что противоречит истинным христианским ценностям.

Оно называется долг или повинность, что, в сущности, одно и то же. Зрелище это впоследствии становилось тем приятнее, чем было жесточе, и для вящей забавы людей стали отдавать на растерзание хищникам. Умерщвляемые таким способом считались жертвой, приносимой в честь умерших родственников. Но жертва эта – не что иное, как идолопоклонство; ведь всякое почитание предков есть идолопоклонство: то и другое служит мертвым, а в изображениях мертвых обитают демоны. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 288.

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 287.

Полное собрание сочинений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Т. 6. Ч. 2

Святитель Феофил Антиохийский. Послания к Автолику. М., 2000.

Священномученик Киприан Карфагенский. Творения. Ч. II. Киев, 1891. С. 354.

Писания Мужей Апостольских. Перевод протоиерея Петра Преображенского. СПб., 1895. С. 309.
Святитель Григорий Богослов. Творения. Т. 1. М., 1889. С. 205.

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 274.

Милон Кротонский. Ок. 520 г. до нашей эры. Шесть раз становился победителем Олимпийских игр. Изобрел оригинальный способ тренировки: намазывал круглый щит маслом и вставал на него, и таким образом тренировался стоять устойчивей на ногах.

Святитель Василий Великий. Беседы. М., 2001. С. 97.

Климент Александрийский. Педагог. М., 1996. С. 241."



Филипп ПОНОМАРЕВ

И удаляй печаль от сердца твоего,
и уклоняй злое от тела твоего,
потому что детство и юность - суета.
Еккл. 11, 10

В эти дни футбольные фанаты активно сопереживают пробившимся в финальную стадию чемпионата мира командам. Когда-то и я с нетерпением ждал этого фееричного шоу, а совсем в юном возрасте сам активно занимался профессиональным футболом и конечно же мечтал стать суперзвездой.
Но все меняется, и вот я уже абсолютно не интересуюсь ни футболом, ни каким-либо еще видом спорта, и все, на что меня хватает - утренняя зарядка. Активных болельщиков я окончательно перестал понимать. Еще не много, и я перейду в фазу активного их осуждения, что, конечно же, грех.
Неоднократно обсуждая сей вопрос среди друзей и знакомых, я наткнулся на любопытный материал православного автора под заголовком "Православие и спорт: размышление на тему".
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/ponomarev/sport/contents.html
На мой взгляд, это замечательный анализ спортивного вопроса с позиций православия. После прочтения все точки над "i" оказались расставлены.

В КАЧЕСТВЕ ВВЕДЕНИЯ:
Среди людей церковных существует масса предубеждений против спорта, которые, как правило, возникают на основе их личного негативного спортивного опыта. Например, известно мнение, что святые отцы Древней Церкви крайне отрицательно относились к спорту или что христианам нельзя играть с мячом, поскольку когда-то подобные игры придумали язычники, игравшие в них головами казненных за веру христиан.

Когда слышишь подобные заблуждения, становится интересно: как есть на самом деле? Что христиане древности писали о спорте? На основе чего появилось мнение, что футбол-де - игра антихристианская по своей сути? Все это - уже повод хотя бы для самого поверхностного исследования.

Но современный спорт ставит куда более сложные вопросы, требующие осмысления. Есть вещи, которые христиане принять никак не могут: культ денег, допинг, идея национального престижа, дух вражды и соперничества, спортивные хулиганы. Должно ли быть так? И может ли быть иначе? Неужели современный спорт - дело богопротивное? Если да, то любое дальнейшее обсуждение бесполезно и не представляет никакой ценности. А если нет, то может ли путь спортсмена стать дорогой христианина в Царствие Небесное?

НЕМНОГО О ФУТБОЛЕ:
Английская Церковь была против футбола, и на то были веские причины. Жесткие столкновения игроков часто приводили к смертельным исходам и тяжелым повреждениям. Время, в которое играли, тоже было неудачным. Матчи проходили в воскресные дни, после литургии, на масленой неделе, в Великий пост. Словом, грубая игра, сопровождавшаяся отборными ругательствами, никак не способствовала спасению души человека, а, напротив, вводила его в неистовое, греховное состояние. Подчас из-за футбола происходило откровенное святотатство. Например, был зафиксирован случай, когда в качестве футбольного поля использовалось кладбище. Именно поэтому в церковных кругах футбол называли игрой «недостойной и бессмысленной».

А теперь перенесемся в наши дни. Возникает вопрос: а далеко ли в цивилизованную эпоху мы ушли от средневековых англичан? Ответ найдется на ближайшем дворовом футбольном поле или на баскетбольной площадке. Ругательства, которым наверняка удивился бы даже житель средневековой Англии, разлетаются на сотни метров вокруг. А выражения типа «сейчас ноги переломаю» (или «руки вырву», если играют в баскетбол) слышатся с периодичностью в 10-15 минут. Игра подчас не сплачивает людей, а, наоборот, разъединяет. Закадычные друзья ссорятся, становятся врагами. Конфликтные ситуации возникают то и дело. И глядя на все это, невольно задаешься следующим вопросом: так может ли вообще христианин играть в футбол?

Рискну ответить: может. Исходя из слов Климента Александрийского, футбол полезен для здоровья, прекрасно развивает различные физические навыки. Но, принимая во внимание все написанное выше, следует отметить, что христианин, играющий в футбол, несет дополнительную нравственную ответственность.

Христианин должен оставаться христианином всегда, иными словами, сохранять образ Божий в том числе и на футбольном поле, собственным примером являть остальным доброту и любовь. Игра в футбол вполне может быть доброй, веселой, возогревать в людях дружеские чувства и дух товарищества. Разумеется, иногда этого сложно достичь, почти невозможно, тогда лучше во избежание греха все же удалиться.

ОЛИМПИЙСКИЕ РЕКОРДЫ:
Когда в 1894 году усилия барона Пьера де Кубертена по возрождению Олимпийских игр увенчались успехом, цели большого спорта вполне согласовывались с жизнью христианина. Прежде всего, родоначальник олимпийского движения хотел, чтобы человечество перестало озверевать. Международные и гражданские войны последних столетий ему крайне не нравились. И он нашел выход - некий идеал - в придуманной античности. Он решил, что нужно возобновить проведение Олимпийских игр, чтобы в жизнь человека вернулись красота и гармония. Главное, что пленило де Кубертена в античной идее олимпизма,- прекращение войн на весь период проведения соревнований, олимпийское перемирие. Иными словами, идея заключалась в том, чтобы, участвуя в соревнованиях в качестве спортсменов или болельщиков, люди прекращали враждовать, становились дружелюбными, благородными, а главное - увидели окружающую их красоту. Стирались бы национальные границы, поскольку в соревнованиях принимали бы участие не государства, а атлеты. Национальный эгоизм уступал бы место единству, политика - красоте, война - дружбе.

В начале своего существования цели большого спорта вполне соответствовали словам апостола Павла о естественном нравственном законе, когда язычники могли познавать Творца, сотворившего окружающую их красоту. Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах (Рим. 2, 14-15). Выступление спортивных гениев поистине невольно становилось гимном совершенству творения.

Но… «так погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех». Не успело олимпийское движение встать на ноги, как почти сразу превратилось в орудие политических игр. же в 1920-х годах в олимпийский лексикон прочно вошло понятие политического протеста, когда на Олимпийские игры сознательно не были приглашены атлеты из Германии и Советской России. Кроме того, появились прецеденты разнообразных демаршей, которые устраивали спортсмены, несогласные с политикой какого-либо государства. На протяжении всего XX века национальный и политический аспекты только усиливали свое влияние в олимпийском движении. С течением времени противоречий становилось все больше. Допинг, политическое давление, деньги - все это разрушило идеи барона де Кубертена.

ВЫВОДЫ:
1. С точки зрения христианина спорт действительно явление сложное, неоднозначное и противоречивое по своей сути. Его нельзя отнести к вещам, которые способствуют нравственному и духовному совершенствованию человека, но в то же время нельзя включить в список порождений зла. Зло вообще лишено творческого начала и может только испортить уже сотворенное.

2. Православное христианство всегда обращается к творениям святых отцов и учителей Церкви. Великие мужи прошлого оставили нам наследие, в котором можно найти ответ на любой злободневный вопрос.
В случае со спортом ситуация как раз такая. О современном спорте отцы не писали, но писали о вещах похожих. Они осуждали в спорте то, что уводит человека от Бога. Тщеславие - главный грех спортсменов во все времена. Ради лаврового венка и земной славы олимпийцы тренировались всю жизнь, гладиаторы гибли на аренах Колизея. В наши дни из-за желания побед, денег, признания ломаются жизни и души спортсменов. Бывает, происходит откровенная ложь: понятие «допинг» уже давно прочно вошло в спортивный лексикон. Подобное всегда происходит из-за того, что спорт становится главной ценностью жизни, а о Боге человек забывает.
Святые отцы осуждали неистовое, греховное состояние, в которое впадал человек, приходивший на трибуны. История повторяется. Спортивный фанатизм стал одной из основных проблем современного спорта и в то же время естественным следствием спортивной политики последних десятилетий.

3. Спорт способен быть безобидным увлечением, и, более того, в каком-то смысле он может способствовать достижению целей христианства. Святые отцы лишь намекали на это в своих творениях, говоря о том, что спорт полезен для здоровья, а также закаляет характер, прививает такие важные качества, как целеустремленность и усердие.

4. Спорт прочно вошел в нашу жизнь. Наряду со всеми противоречиями и минусами в нем присутствует немаловажный аспект, благодаря которому человек может неявно увидеть Истину или, по крайней мере, вспомнить о Ней. Задача христианина, который как-то связан со спортом,- собственным примером демонстрировать окружающим неравнодушие к Истине. Указывать на то, как надо, как должно быть. Иными словами, христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в кабинете врача команды, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.

Сегодня очень популярен. Его рекламируют по телевидению, в Сети и на улицах, открываются множество спортивных залов, многие получают образование тренеров и начинают вести людей к идеальному телу. Наравне с привычными физическими нагрузками, возникают множество альтернативных и зарубежных вариантов спорта: восточные единоборства, пилатес, и, конечно, йога.

Вот о последнем варианте и возникают разногласия, ведь йога - это не только спортивные нагрузки, это и определенное мировоззрение человека, и духовные практики. Каково отношение Православной Церкви к йоге и можно ли православному человеку ею заниматься?

Цель йоги как духовной практики

Данная восточная практика является неотъемлемой частью целой религии - буддизма , который и получил широкое распространение благодаря йоге. Изначально, этот вид спорта был популярен только в западных странах, в частности Америки, но со временем появился и на территории постсоветских стран. И вот возник вопрос, а можно ли православным заниматься йогой или это противоречит уставу Церкви? И вообще, какое отношение Православной Церкви к йоге?

Православный взгляд на йогу

Чтобы ответить на эти вопросы, следует изначально разобраться, что такое йога и почему занятия ею могут привести к каким-то духовным проблемам.

Йога - это учение, состоящие из системы физических упражнений, целью которых является осознанное управление психикой и психофизиологией человека. Это необходимо для достижения более высокого уровня духовного состояния. Так что, мысль о только физической составляющей в корне неверна. Её главной целью является изменение сознания и это уже заставляет задуматься о безобидности такого спорта .

Более точное определение йоги - это система духовных воззрений, так что упражнения в первую очередь нацелены на изменение сознания человека и его духа.

Православный иеромонах Серафим когда-то сказал, что «человек, который занимается йогой, автоматически подготавливает себя к духовным воззрениям и переживаниям, о которых он и не знал». И Серафим знал это точно, ведь он и сам до принятия пострига активно практиковал эту систему упражнений.

Православие о других теориях и учениях:

В центре находится медитация, а физические упражнения являются лишь инструментом успокоения тела и достижения покоя физического, для последующих духовных практик. Серафим также пишет и об этом: «Цель ее - расслабить человека сделать его пассивным и восприимчивым к духовным впечатлениям». Любой, кто занимается этим спортом в течение 2-3 недель может подтвердить, что он стал более спокойный и мягкий - это результат регулярных практик.

В таком расслабленном состоянии человек крайне восприимчив ко всему, что ему будут говорить, и он так гораздо быстрее примет чуждую философию.

Почему медитация - это негативное явление

В центре медитации лежит самопознание, она отвлекает человека от суеты и суматохи, уводит в мир образов и красок. В процессе медитации приходит ощущение мира, но в то же время йоги предполагают концентрацию на познание собственного я.

Йога — часть индуизма

Это не молитва, в которой человек разговаривает лицом к лицу с Господом. Это просто поиск себя и стремление разжечь в себе что-то, чего ранее не было. Люди гонятся за покоем, который предполагает медитация и забывают, что в этой погоне можно забыть, что человек - всего лишь Божий раб.

Важно! Йога обезличивает человека и стирает из его сознания Бога. Уже одно это, может дать православному четкий ответ, что этой практики лучше воздерживаться.

Человек перестает молиться, он начинает искать того покоя, который ему рисует сознание. Более того, медитация заставляет человека принять и понять, что он - бог, а это противоречит Заповеди Божьи, которые говорят, что один есть Господь.

Человек, постоянно занимающийся такой практикой, рано или поздно повторить грех Адама - решит, что он ничем не хуже Господа Бога и будет низвергнут.

«Спасение совершается не „в себе и через себя“, но в Боге» говорит богослов Иерофей (Влахос). А вот мастер дзен-йоги Борис Орион утверждает, что дзен или всеобщий мир - это свобода от религий, где нет Бога, а главное - это обращение к самому себе. Разве не то говорил первым людям змей в Эдеме?

Итак, йога предполагает:

  • важность опыта, независимо от того, положительный он или отрицательный;
  • отсутствие различий между добром и злом;
  • концентрация на человеческом «Я»;
  • отсутствие Бога;
  • достижение лже-покоя;
  • отрицание Господа.
Важно! Все то, что пропагандирует эта практика - покой, мир, спокойствие можно найти в Господе, в полном смирении и покорности. Православному христианину не следует искать это в йоге.

Все слоганы звучат очень заманчиво, но в итоге они приводят человека к разрушению самого себя, отрицанию Господа и полному духовному крушению. Человек может достигнуть покоя и совершенства только придя к Господу и покорившись Ему.

Православная церковь и йога

Йога как система упражнений (физических и психологических) существует уже более 1000 лет. Она является ветвью буддизма и направлена на привлечение новых адептов к этой религии. Отношение православной церкви к данной практике строго негативное. Несмотря на то, что некоторые воспринимают данную практику только лишь как систему упражнений, нельзя отделять их от психологической практики.

Отношение церкви к йоге

Патриарх Московский Кирилл , давая комментарий о йоге, подтвердил, что православным верующим стоит воздержаться от подобных практик и лучше заняться другим спортом, в котором нет психологического подтекста. Он уточнил, что практика является языческой и даже простое выполнение упражнений может открыть дорогу духовному миру, который крайне негативно скажется на христианине.

Важно! Любое соприкосновение с языческими практиками приводит к нарушению баланса в духовной жизни христианина и может привести к негативным последствиям.

Православная Церковь придерживается того мнения, что подобные занятия восточной практикой приводит христианина к серьезным заблуждениям. Рано или поздно человек, занимающийся йогой, заинтересуется психологическими упражнениями, в частности медитацией, которые она предлагает. И вот отсюда уже будет трудно уйти.

Почему православным нельзя заниматься йогой

Православному христианину нельзя заниматься такой практикой по следующим причинам:

  • йога является частью религиозного вероучения, которое категорически противоположно христианству;
  • в ней нет Бога, нет стремления Его познать, нет осознания своей греховной натуры;
  • йога не предполагает покаяние или раскаяние в своих поступках;
  • это эгоистичная практика самопознания без Богопознания, а это категорически расходится с христианскими основами.

Регулярные занятия, медитации - все это приводит к тому, что человек начинает отворачиваться от Господа, обращаться в сторону своей эгоистичной натуры все более и более. Он впадает в различные заблуждения, перестает различать доброе и злое, что в итоге приводит к серьезному духовному падению. Никто не дает гарантий, сможет ли человек вернуться на путь истинный после этого падения или нет.

Совет! Во избежание подобных неприятностей, лучше всего воздерживаться от подобных спортивных занятий, тем более, что существует огромное количество самых разнообразных физических нагрузок без духовного подтекста.

Должен ли христианин заниматься йогой

Ответ священства

Как было сказано выше, патриарх Кирилл четко высказался по поводу восточной практики и отметил, что православные верующие не должны заниматься подобными вещами для своего же собственного блага. При этом он отметил, что в целом крайне положительно относиться к любому виду спорта.

Духовная жизнь православного христианина:

Спорт должен быть направлен на совершенствование нашего физического тела и не затрагивать духовную сущность, а йога работает в ином направлении - завлекает тело, чтобы поразить душу. Физические упражнения йоги отличные, они развивают выносливость и гибкость, но вот ее психологические приемы могут разрушить духовный мир человека, его сущность и культурную идентичность.

Иеромонах Серафим (Роуз) написал по поводу йоги целую книгу, в которой он объяснял разрушительное действие этой восточной практики и перечислял причины почему православным людям следует избегать ее. Его мнение особенно важно для православных поскольку он ранее сам занимался йогой и знает всю систему изнутри. В книге он приводит историческую справку, историю развития этой медитативной практики и разбирает корни ее в буддизме.

Серафим говорит, что на американском континенте распространение йоги привело к зарождению множества языческих культов. В частности, движение хиппи во многом опирается на внутренние самопознание, медитацию и энергию света. Иеромонах отмечает пагубное влияние восточной системы упражнений на духовную жизнь человека и его постепенное отдаление от Господа, с полным в дальнейшем отречением.

Архиепископ Албанский Анастасий также написал статью с одноименным названием, в которой раскрыл свою позицию относительно йоги. Он говорит в ней, что данные упражнения имеют непродолжительное положительное воздействие на людей, в частности такие же, как и любые другие занятия спортом.

Йога является неотъемлемой частью индуизма и начальным этапом общего духовного восхождения. Цель ее не просто хорошее физическое состояние, но полное погружение в исконно языческие индуистские верования.

А православный религиовед Михаил Плотников, который также много лет изучал индуизм и буддизм в Индии, в одном интервью говорит о том, что «йога является изначально практикой индуистских монахов, которая помогает им отказаться от порочных желаний, затем от естественных человеческих (желание иметь семью, достаток, здоровье), а затем и вовсе ото всех желаний».

Вначале человек должен приобрести полный контроль над своим телом, затем над своим психологическим телом, что достигается с помощью медитаций. После многочисленных сеансов транса в разум человека должен войти свет его собственной божественности.

Важно! Йога - это не просто безобидная практика интересной физкультуры. Это начало серьёзной языческой религии, которая рано или поздно захватит ум человека, если вовремя от нее не отвернуться.

В современном мире так много возможностей, что найти альтернативные спортивные занятия человеку будет вовсе не трудно.

Православная церковь о занятиях йогой