Характеристика обязательных элементов страховых взносов. Значение страховых взносов в реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение. Платежи и неоплаченные вовремя страховые взносы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Исчисление и уплата страховых взносов

Введение

Глава 1. Проблемы исчисления и уплаты страховых взносов

1.1 Экономическая роль страховых взносов и их значение в обеспечении страхования граждан

1.2 Правовая основа уплаты страховых взносов

1.3 Порядок формирования базы для исчисления страховых взносов в социальные внебюджетные фонды

1.4 Порядок исчисления, уплаты и предоставления отчетности по страховым взносам

1.5 Основные проблемы исчисления и уплаты страховых взносов

1.6 Совершенствование системы проведения расчетов по страховым взносам

Глава 2. Осуществление налогового учёта и налогового планирования в организации

2.1 Краткая характеристика организации

2.2 Расчет налога на доходы физических лиц

2.3 Расчет страховых взносов

2.4 Расчет налога на добавленную стоимость (НДС)

2.5 Расчет налога на имущество организаций

2.6 Расчет транспортного налога

2.7 Расчет налога на прибыль организаций

Заключение

Список использованных источников

Введение

Все мы платим налоги и знаем, что это такое и для чего. Но помимо налоговых платежей, существуют и другие обязательные сборы. Один из ярких примеров - страховые взносы.

Выплата пособий на период "больничного", на время ухода за ребенком, выплаты инвалидам, оплата санаторно-курортного отдыха, содержание поликлиник, больниц, выплата пенсий - вот список того, на что тратится бюджет внебюджетных фондов. А пополняется он, в основном, благодаря страховым взносам.

Актуальность темы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к страховым взносам во внебюджетные фонды в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью, в связи с изменениями законодательства. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Целью курсовой работы является выявление и исследование проблем исчисления и уплаты страховых взносов.

В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:

Рассмотреть экономическую роль страховых взносов;

Ознакомиться с правовой основой уплаты страховых взносов;

Рассмотреть порядок формирования базы для исчисления страховых взносов, порядок их исчисления, уплаты и предоставления отчетности по ним;

Выявить проблемы исчисления и уплаты страховых взносов;

Предложить направления совершенствования системы проведения расчетов по страховым взносам;

Произвести расчеты страховых взносов и основных налогов;

Произвести расчет и анализ налоговой нагрузки на предприятие.

Объектом данной курсовой работы являются проблемы, возникающие при исчислении страховых взносов.

Предметом - действующий механизм исчисления и уплаты страховых взносов.

При рассмотрении поставленных вопросов использовались законодательство Российской Федерации, а также научная и учебная литература по изучаемой теме, которые составили информационную базу данной работы.

Методы исследования: аналитические, группировок, сравнения, комплексно-экономического анализа, экономико-статистические.

Значимость выполняемой курсовой работы состоит в том, что результаты работы можно применить при совершенствовании процесса управления страховыми взносами.

Теоретической и методологической основой курсовой работы стали научные работы, исследования и практические обобщения ведущих российских и зарубежных ученых-экономистов, занимающихся вопросами теории, анализа и разработкой проблем страховых взносов, в том числе на региональном уровне.

Глава 1. Проблемы исчисления и уплаты страховых взносов

1.1 Экономическая роль страховых взносов и их значение в обеспечении страхования граждан

Страховые взносы - это регулярные обязательные платежи страхователя во внебюджетные фонды.

Плательщиков страховых взносов называют страхователями.

До 1 января 2017 года администрирование страховых взносов - то есть, контроль над их взиманием, учет перечислений и аккумулирование всей информации, было возложено на сами внебюджетные фонды.

Однако сейчас вступили в силу изменения, в рамках которых администрирование страховых взносов перешло к ФНС России. В Налоговый кодекс включена отдельная глава, посвященная внебюджетным сборам, а контроль над их собираемостью перешел к налоговым органам. При этом сами фонды продолжают аккумулировать у себя всю информацию по страхователям и застрахованным лицам.

В связи с изменениями законодательства стали возникать проблемы по уплате страховых взносов в различные фонды.

Социальное страхование -- часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств. Создание этих фондов необходимо для более эффективного использования финансовых ресурсов предприятия.

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

Устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

Всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

Государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

Паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

Обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

Ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

Обеспечение надзора и общественного контроля;

Автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Различают следующие виды социальных страховых рисков:

Необходимость получения медицинской помощи;

Временная нетрудоспособность;

Трудовое увечье и профессиональное заболевание:

Материнство;

Инвалидность;

Наступление старости;

Потеряю кормильца;

Признание безработным;

Смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице.

Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций.

Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.

Таким образом, социальное страхование - это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

Социальное страхование имеет строгую целенаправленность. Соответственно, для более эффективной работы данного института необходима отлаженная система управления.

1.2 Правовая основа уплаты страховых взносов

Вопросы страховых взносов регулируются рядом федеральных законов. Основополагающим среди них до 1 января 2017 года являлся Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, который собственно и ввел систему страховых взносов в РФ. С 1 января 2017 г. вступила в силу новая глава 34 "Страховые взносы" НК РФ (введена Федеральным законом от 3.07.16 г. № 243-ФЗ) и одновременно утрачивает силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ .

Глава 34 "Страховые взносы" НК РФ устанавливает:

1) круг плательщиков взносов;

2) облагаемый объект и базу;

3) тарифы страховых взносов;

4) порядок уплаты страховых взносов и контроль за их уплатой и др.

Другие федеральные законы по страховым взносам затрагивают разные аспекты по этой теме. Поэтому иногда необходимо в совокупности применять их нормы по одному и тому же вопросу.

Нормативные акты, регулирующие страховую деятельность в организации, подразделяются на:

Нормативные акты, адресованные всем участникам страхования;

Нормативные акты, адресованные только страховщикам.

Страховщики ведут учет взносов, пеней штрафов, расходов и расчетов в соответствии с законодательством РФ.

Страховые взносы с заработной платы признаются расходами по обычным видам деятельности в том отчетном периоде, в котором произведено начисление взносов, поэтому учет осуществляется в соответствии с ПБУ 10\ 99 "Расходы организации".

Учет ведется на соответствующих балансовых счетах, предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете страховые взносы отражают на счете 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", субсчет 69-1 "Расчеты по социальному страхованию".

Страховые взносы перечисляются в аккумулирующие их фонды - ПФР,ФСС и ФОМС. Контрольные функции в этой сфере выполняет ФНС России.

1.3 Порядок формирования базы для исчисления страховых взносов в социальные внебюджетные фонды

Для того, чтобы определить суммы взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды, прежде всего, нужно определить базу, с которой эти взносы считаются.

Первое, о чем необходимо знать для правильного расчета базы, это то, что считается она:

- отдельно по каждому физическому лицу , в чью пользу вы, как страхователь, делали выплаты. Исключение составляют взносы в ФСС "на травматизм". Их можно посчитать за всех работников одной общей суммой.

- ежемесячно, нарастающим итогом с начала года .

Второй важный аспект. В базу для начисления взносов включаются те выплаты и вознаграждения, полученные физическим лицом, которые образуют объект обложения взносами. При этом необходимо учитывать, что с некоторых видов выплат взносы не начисляются, поскольку главой 34 статьей 431 НК РФ они прямо отнесены к необлагаемым.

То есть по окончании каждого календарного месяца в базу должны быть включены все облагаемые взносами выплаты, начисленные в пользу конкретного физического лица за период с начала года по последнее число истекшего месяца.

Для взносов, уплачиваемых в ПФР и в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), ежегодно устанавливается предельная величина базы.

В 2016 году действовали следующие значения:

По взносам в ПФР - 796 000 руб.;

По взносам в ФСС на ВНиМ - 718 000 руб.

В 2017 году порядок расчета базы и ее значения в целом остались прежними.

С 2017 года функции контроля за правильностью начисления и уплатой взносов перешел к ФНС России.

Как и ранее, Правительство будет устанавливает предельную величину базы для взносов в ПФР и в ФСС на ВНиМ. И аналогично тем правилам, которые действуют сейчас, если доход работника превысит установленный лимит базы, то с суммы превышения надо будет начислять взносы по более низкой ставке либо не начислять их вовсе (ст. 426 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

1.4 Порядок исчисления, уплаты и предоставления отчетности по страховым взносам

Порядок расчета страховых взносов, содержащийся в гл. 34 ст. 431 НКРФ, устанавливает следующую последовательность операций, применяемую к доходам каждого физического лица, которому производятся начисления:

По окончании очередного месяца года нарастающим итогом формируется база для начисления страховых взносов;

Исходя из ставок, соответствующих каждому из взносов, от базы, определенной нарастающим итогом, рассчитываются суммы взносов в фонды;

Из рассчитанных от базы, определенной нарастающим итогом, взносов вычитаются суммы, рассчитанные в таком же порядке (нарастающим итогом) на конец предшествующего месяца;

Полученные в результате такого расчета суммы подлежат перечислению в фонды как ежемесячные обязательные платежи.

Расчет взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС, можно произвести по этой формуле:

ЕП = (Б Ч Т) - ЕПпр, где (1)

ЕП - ежемесячный обязательный платеж, уплачиваемый по результатам месяца;

Б - база по страховым взносам (определяется нарастающим итогом до конца того месяца, за который ведется расчет);

Т - тарифная ставка страховых взносов (тарифные ставки СВ представлены в таблице 2);

ЕПпр - сумма обязательных ежемесячных платежей, исчисленных по тот месяц, который предшествует расчетному.

Сумма ежемесячного обязательного платежа в любой из этих трех фондов рассчитывается раздельно, но определяется по единому алгоритму.

Сроки представления отчетности плательщиками, производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам с 1 января 2017 г. установлены иные.

Теперь расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации должны представляться не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

При этом порядок представления отчетности регламентируется общими правилами НК РФ.

Необходимо учитывать, что представление отчетности за 2016 г. будет производиться в том же порядке, что и раньше (т. е. сроки и органы -- получатели отчетности будут прежние). Новые правила действуют начиная с отчетности за I квартал 2017 г.

1.5 Основные проблемы исчисления и уплаты страховых взносов

Все работодатели независимо от применяемого налогового режима и формы собственности уплачивают страховые взносы в соответствии с законодательством РФ. В действующем законодательстве имеется ряд неурегулированных вопросов, препятствующих эффективной работе по администрированию таких платежей.

Внимания требуют выплаты, которые не предусмотрены трудовыми договорами с работниками, но производятся им регулярно с учетом результатов труда работника.

Также на практике организации могут выдавать работникам разовые премии, награды, призы или подарки. Такие выплаты напрямую к вознаграждению за труд не относятся, поэтому и заработной платой не являются. если возможность выдачи предусмотрена в трудовом договоре (локальном нормативном акте), на такие выплаты нужно будет начислить страховые взносы на основании гл. 34 ст 431 НКРФ.

Работникам, которые заняты на работах с вредными условиями труда, полагается выдача молока или других равноценных пищевых продуктов (ст. 222 ТК РФ). По письменному заявлению работника выдача молока (других продуктов) может быть заменена денежной компенсацией (ч. 1 ст. 222 ТК РФ).

Стоимость выданного молока (равноценных продуктов) страховыми взносами на обязательное социальное страхование не облагается. Компенсации, выплачиваемые вместо выдачи положенного за вредные условия труда молока, не облагаются страховыми взносами в пределах установленных норм.

Довольно распространенной является ситуация, когда работник пользуется в служебных целях личным автомобилем, мобильным телефоном или иным имуществом.

В таких случаях работнику должна выплачиваться компенсация, поскольку имущество требует определенных расходов для поддержания его в рабочем состоянии и постепенно изнашивается (ст. 188 ТК РФ).

Поскольку обязанность выплачивать такую компенсацию установлена трудовым законодательством, на нее не нужно начислять страховые взносы на обязательное социальное страхование.

Если заработная плата или другие выплаты, причитающиеся работнику, произведены с опозданием, работодатель обязан компенсировать задержку выплаты (ст. 236 ТК РФ).Данная компенсация предусмотрена Трудовым кодексом РФ и по своему содержанию относится к компенсационным выплатам, связанным с исполнением работником своих трудовых обязанностей. В связи с этим она страховыми взносами на обязательное социальное страхование не облагается.

В определенных ситуациях у плательщиков страховых взносов на обязательное страхование, уплачиваемых в ПФР, ФОМС и ФСС России, может образоваться переплата по этим взносам. Рассмотрим процедуру зачета или возврата излишне уплаченной (возврата излишне взысканной) суммы взносов

Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету или возврату органом контроля по месту учета плательщика.

Излишне уплаченную сумму страховых взносов плательщик может зачесть или вернуть.

При этом зачет осуществляется в счет:

Предстоящих платежей по страховым взносам;

Погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные гл. 34 НКРФ.

Сумма излишне уплаченных страховых взносов засчитывается или возвращается без начисления процентов на эту сумму.

Согласно гл. 34 НКРФ база для начисления страховых взносов должна определяться отдельно в отношении каждого физического лица. Следовательно, если сумму выплат в натуральной форме в отношении конкретного работника определить невозможно, то страховые взносы не уплачиваются.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 431 НКРФ обязанность ведения учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, возложена на плательщика страховых взносов, то есть на организацию, производящую выплаты работникам.

Еще одним спорным вопросом является вопрос с о начислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на выплаты в пользу работников.

Суммы среднего заработка, которые работодатель выплачивает сотруднику в соответствии с законодательством РФ, считаются выплатами в рамках трудовых отношений.

На практике это означает, что страховыми взносами облагаются выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов, за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами, работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим днями отдыха, работающим беременным женщинам за дни прохождения ими обязательного диспансерного наблюдения, работникам за период вызова в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд.

Круг вопросов очень широк и касается не только расчетов, но и правовых неясностей.

1.6 Совершенствование системы проведения расчетов по страховым взносам

Данные нюансы могут вызвать множество проблем при уплате страховых взносов. С переходом на новую систему обязательного социального страхования и совершенствование пенсионной системы можно выделить следующие основные направления совершенствования механизма страховых взносов:

Снизить налоговые ставки по специальным налоговым режимам;

Предусмотреть меры экономического стимулирования пенсионных систем;

С участием предпринимательского сообщества подготовить предложения о распространении на налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, льготных размеров страховых взносов на переходный период с 2016-2017 года;

Предусмотреть различные варианты формирования добровольных пенсионных накоплений работниками с уровнем заработной платы, превышающим 415 тыс. руб. в год;

Предусмотреть меры против обесценивания пенсионных накоплений в связи с инфляцией;

Рассмотреть возможность отнесения к расходам на оплату труда при исчислении налога на прибыль расходов на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ, и др.

Изучив проблемы исчисления и уплаты страховых взносов, можно прийти к следующим выводам:

1. Проблемы возникают в связи с изменением законодательства.

2. Выплаты работнику, которые предусмотрены в трудовом договоре и составляют заработную плату, облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование.

3. Компенсации не облагаются страховыми взносами при наличии определенных условий.

4. Надбавки и доплаты за работу с особыми условиями труда, а также компенсации облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование.

5. Совершенствование системы проведения расчетов страховых взносов возможно, если предусматривать критерии данные выше.

Совершенствование системы проведения расчетов страховых взносов возможно, если предусматривать критерии данные выше.

Глава 2 . Осуществление налогового учёта и налогового планирования в организации

2.1 Краткая характеристика организации

Общество с ограниченной ответственностью "Ангара" зарегистрировано 29 марта 2014 года в регионе Иркутская область г.Железногорск-Илимский по юридическому адресу: 663656, г.Железногорск-Илимский, ул. Строителей, д.10.Индетификационный номер налогоплательщика (ИНН): 3890001605, (КПП): 389010010.

Учредителем являются 9 физических лиц.

Размер уставного капитала 1 362 137 руб.

Средняя численность рабочих в ООО "Ангара" составляет 20000 (из них 12000 человек по договорам подряда).

Предприятие принадлежит к отрасли пищевой промышленности.

Основной целью общества является удовлетворение общественных потребностей в кондитерских изделиях, а также получение прибыли.

Основными видами деятельности предприятия являются:

Производство и реализация кондитерских изделий и других товаров;

Организация оптовой, розничной торговли готовой продукцией, товарами народного потребления;

Реконструкция и техническое перевооружение производства, внедрение научно-технических достижений, разработка, освоение и реализация передовой техники и технологии другим юридическим и физическим лицам;

Посредническая производственно;

Оказание платных услуг физическим и юридическим лицам.

Производственный профиль предприятия - выпуск кондитерских изделий (конфет, тортов, печенья и т.п.).

2.2 Расчет налога на доходы физических лиц

НДФЛ -- налог на доходы физических лиц уплачивается от общей суммы доходов физического лица. Согласно ст. 207 НК РФ такой налог уплачивают граждане России, которые являются налоговыми резидентами. Кроме них, налог на доходы обязаны уплачивать также и не резиденты нашей страны, но, получающие доход от источников, которые расположены в нашей стране.

Базовая ставка НДФЛ для резидентов - 13 процентов. Для нерезидентов - 30 процентов. Отдельные виды доходов могут облагаться по повышенной или пониженной ставке НДФЛ.

Рассчитывая доход, облагаемый налогом, его можно уменьшить на сумму вычетов: стандартных, имущественных и социальных.

Пример расчета данного налога представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Расчёт налога на доходы Смирновой С.Ю

Показатели

Расчеты,руб.

Примечания

1. Трудовые доходы:

Заработная плата

Другие доходы

Итого трудовых доходов

2. Доход от реализации имущества

3. Совокупный доход

4. Количество детей

В возрасте до 18 лет

5. Количество месяцев, в течение которых производятся вычеты на детей

6. Налоговые вычеты:

1) стандартные:

На детей

Итого вычетов

2) имущественные вычеты:

При продаже квартиры

При покупке квартиры

итого вычетов

3) социальные налоговые вычеты

7. Доходы, освобождаемые от налогообложения

Всего вычетов

8. Облагаемый трудовой доход

9. Размер налога с трудового дохода

10. Облагаемый доход, полученный от реализации имущества

11. Размер налога с дохода, полученного от реализации имущества

12. Общая сумма налога с доходов Смирновой С.Ю.

В приобретениях Смирновой С.Ю. рассчитаны суммы НДФЛ к возврату из налоговых органов при подаче определенного комплекта документов в определенные сроки. Для получения вычета налогоплательщик на основании п. 2 ст. 1 220 НК РФ должен представить в налоговый орган следующие документы:

Письменное заявление о предоставлении вычета;

Письменное заявление о возврате причитающейся суммы налога;

Налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ (составляется на основании справки (справок) формы N 2-НДФЛ, полученной от работодателя) в случае, если имущественный вычет будет предоставлен налоговым органом;

Справку (справки) формы N 2-НДФЛ (Приложение А);

Документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество;

Документы, подтверждающие расходы на приобретение (строительство) объекта (квитанции к приходным кассовым ордерам или банковские документы, чеки и т.д.);

Иные документы по требованию налогового органа, подтверждающие право налогоплательщика на соответствующий вычет.

2.3 Расчет страховых взносов

Страховые взносы - это регулярные обязательные платежи страхователя во внебюджетные фонды. Тарифы страховых взносов на 2017 год представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Тарифы страховых взносов на 2017 год

Пример расчета страховых взносов представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Расчет страховых взносов в социальные фонды

Показатели

Расчеты,руб.

Примечания

1.Формирование облагаемой базы

Заработная плата

Итого доходов

2) Численность работников - всего

3) Численность без работников по договорам гражданско-правового характера

4) Средний доход на одного работника для расчета взносов:

В Пенсионный фонд (ПФ), федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)

В фонд социального страхования (ФСС)

5) Доходы не входящие в облагаемую базу для расчета отчислений в ФСС (выплаты по договорам гражданско-правового характера)

6) Облагаемая база для расчета отчислений в ФСС

2. Сумма отчислений во внебюджетные фонды

1) Пенсионный фонд

2) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

3) Фонд социального страхования

4) Итого отчислений

На основании этих расчетов заполняются документы по начисленным и уплаченным страховым взносам, это формы РСВ-1 ПФР и 4-ФСС (Приложение Б,В).

2.4 Расчет налога на добавленную стоимость (НДС)

НДС платят при реализации товаров (работ, услуг). Кроме того, НДС рассчитывают при передаче товаров для собственных нужд (если соответствующие расходы не отражаются в налоговом учете). Также НДС надо начислить со стоимости импорта.

Базовая ставка НДС - 18 процентов.

Для некоторых видов товаров (работ, услуг) действуют льготные ставки по НДС - 0 и 10 процентов.

Расчет НДС надо производить по итогам каждого квартала.

Для этого определяют разность двух показателей: "НДС к начислению" и "НДС к вычету".

Расчет налога на добавленную стоимость представлен в таблице 4.

Таблица 4 - Расчет налога на добавленную стоимость.

Показатели

Расчеты, руб.

Примечания

1. Выручка от реализации:

Включая НДС

Собственной продукции

Других товаров

2. Налоговая база (18%) :

Собственной продукции

Других товаров

20700000-3157000

Итого по налоговой базе (18%)

6780000-17543000

3. Налог на добавленную стоимость:

Собственной продукции

8000000 х 18\118

Других товаров

20700000х 18\118

Итого НДС (18%)

1220000+ 3157000

4. Налоговая база (10%) :

1000000 х 10\110

5. Налог на добавленную стоимость:

На продовольственные товары повседневного спроса

100000 х 18\118

6. Всего НДС с выручки

4377000 + 152542

7. Сумма частичной оплаты, поступившая от покупателей

8. Начислен НДС с суммы частичной оплаты

6000000 х 18\118

9. Штрафные санкции

10. НДС с суммы штрафных санкций

11. Отгружены товары в счет частичной оплаты

12. Налоговые вычеты:

НДС по отгрузкам в счет частичной оплаты

НДС, уплаченный поставщикам

Итого вычетов

13. НДС к уплате в бюджет

4529542 + 915254 - 1040000

Для выделения НДС из суммы нужно:

Цену с НДС х 18\118 (2)

Ежеквартально плательщики НДС должны сдавать декларацию по налогу (Приложение Г).

В 2017 году ее можно сдать только в электронномпвиде.

Налоговая декларация по НДС представляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

2.5 Расчет налога на имущество организаций

Ставка налога на имущества устанавливается региональными властями. При этом она не может превышать 2,2 процента. В отношении отдельных объектов недвижимости максимальная ставка ограничивается еще более меньшим размером.

Раз в квартал плательщики налога на имущество должны сдавать расчет авансовых платежей. Раз в год - декларацию (Приложение Д).

Расчет налога представлен в таблице 5.

Таблица 5 - Расчёт налога на имущество организации

Показатели

Расчеты, руб.

Примечания

1. Остаточная стоимость основных средств:

2. Среднегодовая стоимость основных средств, руб.

Сумма п.1 /13

3. Налоговая база, руб.

4. Ставка налога, %

5. Сумма налога на имущество организаций, руб.

39932500 х 2,2%

6. Суммы авансовых платежей (руб.):

За I квартал

За полугодие

За 9 месяцев

АП=1/4 х СИ х Ст

7. Сумма налога к уплате в бюджет, руб.

878515-(227330+222760+ 222190)

В данной организации ООО "Ангара" использует линейный метод начисления амортизации.

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Согласно условию первоначальная стоимость имущества (ПС) равна 45000 тыс. руб. Срок полезного использования составляет 12 лет.

Годовая норма амортизационных отчислений составляет 8,3% (100% : 12 лет).

Годовая сумма амортизационных отчислений равна 3735 тыс. руб. (45000 тыс. руб. х 8,3% : 100%).

Ежемесячная сумма амортизационных отчислений составляет 311,25 тыс. руб. (3735 тыс. руб. : 12 мес.).

Уплата налога на имущество организаций по итогам года производится до 30 марта следующего года.

2.6 Расчет транспортного налога

Транспортный налог устанавливается и вводится в действие в соответствии НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Вводя налог, законодательные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их использования.

Налогоплательщики - лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения, по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, переданных ими на основании доверенности, налогоплательщиком является лицо, указанное в доверенности (лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, уведомляют налоговый орган о передаче по доверенности транспортных средств).

Налоговая база определяется:

В отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

В отношении водных несамоходных транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

В отношении водных и воздушных транспортных средств - как единица транспортного средства.

Расчет транспортного налога представлен в таблице 6.

Таблица 6 - Расчет транспортного налога.

Формула расчёта транспортного налога:

НБ х НС х Корр.коэф. (3)

НБ - налоговая база(зависит от мощности транспортного средства)

НС - налоговая ставка(каждый регион устанавливает её отдельно)

Корр.коэф. - Корректирующий коефицент(используется в том случае, если транспортное средство у налогоплательщика было во владении не весь год. Рассчитывается как отношение количества месяцев во владении к 12 месяцам). страхование планирование взнос внебюджетный

Сроки уплаты транспортного налога для юридических лиц - до начала февраля года, что следует за отчетным. Подается декларация (Приложение Е), форма которой установлена законодательными актами. Субъектами может быть установлен налоговый период на свое усмотрение, и тогда плательщик налога должен внести аванс. Если периоды не устанавливались, то декларация подается единожды в году. Если вносятся авансы, то стоит учесть, что крайний срок - последнее число месяца, который следует за отчетными периодами.

2.7 Расчет налога на прибыль организаций

В РФ плательщиками налога на прибыль являются (п. 1 ст. 246 НК РФ):

Российские организации;

Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Ставка по налогу на прибыль равна - 20%, из них 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% - в бюджет субъекта РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Прибыль определяется как сумма доходов, уменьшенная на величину расходов (ст. 247 НК РФ). Все доходы организации делятся на облагаемые и необлагаемые налогом на прибыль. Перечень последних содержится в статье 251 НК РФ и является закрытым. Все доходы, которые там не упомянуты, автоматически облагаются налогом на прибыль.

Затраты также подразделяются на расходы, которые уменьшают и не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Формально перечень расходов, которые не учитываются при расчете налога на прибыль, перечислен в статье 270 НК РФ. Однако это не означает, что все иные затраты автоматически уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Пример расчета налога приведен в таблице 7.

Таблица 7 - Расчёт налога на прибыль организации

Показатели

Расчеты,руб.

Примечания

1. Выручка от реализации:

Покупных товаров

2. НДС по реализованным:

Продукции собственного производства

Продовольственных товаров первой необходимости

Покупным товарам

3. Выручка без НДС:

Продукции собственного производства

Продовольственных товаров первой необходимости

Покупных товаров

20700000-3157627

Всего выручка без НДС

4. Расходы, связанные с производством и реализацией продукции для целей налогообложения, всего

В том числе:

1) материальные расходы, включая учетную стоимость покупных товаров

2) расходы на оплату труда

3) амортизация

4) прочие расходы всего, из них:

а) страховые взносы

б) налог на имущество организаций

в) транспортный налог

г) представительские расходы в пределах норм

5. Прибыль от реализации продукции, товаров

25169493-10091400

6. Внереализационные доходы

7. Налогооблагаемая прибыль, руб.

29700000-1040000

2 Налог на прибыль - всего, в том числе:

а) налог в Федеральный бюджет

б) налог в бюджет субъекта РФ

490773 + 4416958

Формула расчёта налога на прибыль организации:

Выр. - Выч. х НС,где (4)

Выр. - выручка

Выч.-различные вычеты

НС - налоговая ставка

Налогоплательщики (налоговые агенты) предоставляют налоговые декларации (Приложение Ж) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода предоставляются налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая нагрузка - величина показывающая уровень налогового бремени.

В анализе хозяйственной деятельности любой организации важную роль играет оценка налоговых обязательств, которая позволяет определить, насколько обременительна существующая налоговая система для экономического субъекта.

Формула определения налоговой нагрузки:

НН = (НП / (В + ВД)) Ч 100 %, (5)

НП -- общая сумма всех уплаченных налогов;

В -- выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВД -- внереализационные доходы.

НН = (26286 + 4404796 + 206230 + 2566 + 4907731) /(29700000 + 0) х 100% = 26%

Налоговая нагрузка на анализируемое предприятие составляет 26%, что означает, что почти 30% выручки предприятие уплачивает в виде налогов.

Управляющей структуре данного предприятия необходимо задуматься об оптимизации уровня налогообложения.

Предприятие может использовать следующие способы оптимизации налоговой нагрузки:

1. Использование оптимального режима налогообложения. Например, реструктуризация бизнеса, которая позволила бы использовать подразделениям специальные налоговые режимы: УСН, ЕСХН, патентную систему и др.

2. Более активное использование льгот и преференций особенно в налоге на добавленную стоимость.

3. Прямое сокращение объекта обложения. Например, налог на имущество организаций сильно снижается, если не приобретать объекты основных средств, а брать их в лизинг.

Вывод: Исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Налоговый учет ведется по каждому налогу отдельно. При этом, так как порядок исчисления различных налогов существенно разнится, то система налогового учета по каждому конкретному налогу имеет свои практические особенности.

Заключение

В данной работе были рассмотрены теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, проведен анализ действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, рассмотрен направления совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды.

Страховые взносы играют существенную роль в современном обществе.

Сегодня система расчета и уплаты страховых взносов требует определенных мер по её реформированию. Иначе работа соответствующих внебюджетных фондов так и будет оставаться малоэффективной.

Во второй главе показан механизм исчисления налогов и налоговой нагрузки на примере предприятия ООО "Ангара". Также показана налоговая отчётность данного предприятия и её влияние на экономическое и финансовое состояние ООО "Ангара".

Целью деятельности этого предприятия является извлечение прибыли. По данным расчёта организация получила прибыль в сумме 15078093 руб. Развитие стимулирующей функции налогообложения и оценки эффективности применения налоговых льгот в первую очередь относится к снижению налогового бремени, а введение новых видов льгот и вычетов улучшит финансовое состояние и социальную стабильность организаций и физических лиц.

К примеру, снижение НДС на товары первой необходимости на 8%, позволило ООО "Ангара" уменьшить налоговое бремя за год на 47736руб. Работница этого же предприятия Смирнова С.Ю. получила льготы по налогом на доходы физических лиц.

Что касается налоговой нагрузки, то предприятию необходимо стремиться к ее оптимизации, иначе (при низкой налоговой нагрузке) у налоговых органов возникнет вопрос о законности, правильности и своевременности налоговых выплат.

Список использованных источников

Нормативные источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред., действующей с 01.01.2017 г.).

2. Федеральный закон " Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" № 125-ФЗ.

3. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

4. Приказ об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению от № 94 н (ред. от 08.11.2010).

5. ПБУ "Расходы организации" 10/99 от 06.05.1999 № 33н (ред. от 06.04.2015 г.).

Интернет - ресурсы:

6. Российский налоговый курьер. - Режим доступа: http//www. rnk.ru / journal / articl /dorument 153359 phtm |.

7. Российский налоговый портал. - Режим доступа: http//www.taxpravo.ru / rabrics / 116 - edinyi - socialnyi - nalog / view |.

8. Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" -http://www.consultant.ru

Дополнительные источники:

9. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет ЮНИТИ-ДАНА, Москва, 2013

10. Лермонтов Ю.М. Годовой отчет 2016: бухгалтерская и налоговая отчетность без проблем. Статут, Москва, 2016.

11. Семенихин В.В. "Страховые взносы" М.: ГроссМедиа, 2015г..

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социально-экономическая сущность страховых взносов во внебюджетные фонды. Особенности переходного периода от уплаты единого социального налога к уплате страховых взносов. Анализ и оценка эффективности механизмов исчисления и уплаты страховых взносов.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2010

    Законодательное регулирование порядка исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное и пенсионное страхование, во внебюджетные фонды, от несчастных случаев. Процентные ставки по кредитам: номинальная, реальная, фиксированная, плавающая.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2011

    История становления и нормативно-правовое регулирование страховых взносов. Особенности их учета по всем обязательным видам страхования, порядок исчисления и сроки уплаты суммы взносов, расчет налогооблагаемой базы на примере организации "Работодатель".

    курсовая работа , добавлен 19.12.2010

    Нормативно-методическая база исчисления страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования. Порядок уплаты платежей. Наименование и описание смысла и содержания отдельных информационных процессов, составляющих модель, их взаимосвязь.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2012

    Структура, функции и задачи Управления Федеральной налоговой службы России по г. Москве. Нормативно-правовое регулирование порядка исчисления и уплаты страховых взносов. Оценка эффективности введения страховых взносов на территории Российской Федерации.

    отчет по практике , добавлен 27.07.2010

    Теоретические основы и правовое обеспечение исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Особенности действующего механизма и направлений для его совершенствования. Анализ влияния налоговой реформы на формирование внебюджетных фондов.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2015

    Сущность и плательщики страховых взносов, направления и принципы их нормативно-правового регулирования. База для начисления страховых взносов, порядок составления отчетности. Проверки, пени и штрафы. Правила и сроки уплаты. Расчетный и отчетный периоды.

    презентация , добавлен 14.03.2014

    Государственные социальные внебюджетные фонды РФ. Единый социальный налог. Страховые взносы по обязательному социальному страхованию. Начисление взносов по нетрудоспособности и материнству. Ставки страховых взносов для разных категорий плательщиков.

    реферат , добавлен 15.12.2011

    Порядок проведение факторного анализа страховых взносов и страховых выплат. Расчет абсолютных и относительных показателей роста и прироста страховых взносов и страховых выплат; определение взаимосвязи между полученным количественным характеристикам.

    контрольная работа , добавлен 24.09.2008

    Оценка поступления сумм страховых взносов в представительство БРУСП "Белгосстрах" по г. Полоцку, состав, структура, динамика их поступления. Измерение влияния различных факторов на поступление страховых взносов, направления увеличения сумм поступлений.

В соответствии с законодательством из начисленной заработной платы своих работников работодатель должен удержать страховые взносы и перечислить его в бюджет государства.

Начиная с 2010 г. страховые взносы заменили отмененный единый социальный налог.

Если налог на доходы физических лиц является налогом на работников организации, а сама организация при этом исполняет роль налогового агента – посредника между работниками и государством, то плательщиком страховых взносов является непосредственно работодатель.

Однако сумма страховых взносов рассчитывается от зарплаты каждого работника.

По сути, страховые взносы являются еще одним налогом на доходы физических лиц. Но считать эти взносы налогом на работодателей – это некоторая хитрость российского законодательства, впрочем, заимствованная из законодательства других стран. Благодаря этой хитрости работодатель не должен сообщать своим работникам о суммах начисленных страховых взносов и показывать эти суммы в расчетных листках. Хотя для работодателя суммы начисленных страховых взносов являются расходами, связанными с содержанием работников, т. е. точно такими же расходами, как и начисляемая заработная плата. Если бы страховые взносы начислялись на работников, то работодатель начислял бы своим работникам заработную плату в размере, увеличенном на сумму этих взносов и показывал бы эти суммы в расчетных листках работников как еще одно удержание. Обычный размер такого удержания превысил бы обычный размер налога на доходы физических лиц в 2–2,5 раза. Вряд ли такое большое удержание понравилось бы кому‑нибудь из работников. А так большинство работников не слишком задумывается над тем, что работодатель реально расходует на них существенно большие денежные суммы, чем те, которые они видят в своих расчетных листках, и что если бы размер взносов был бы поменьше, то на руки они, скорее всего, получали бы больше. А государство имеет возможность заявлять, что наши граждане платят низкий по сравнению с другими странами налог на свои доходы.

База для начисления страховых взносов совпадает с налоговой базой НДФЛ за некоторыми исключениями. В базу начисления взносов не включаются выплаты социального характера, в частности, пособия по временной нетрудоспособности. Ведь эти выплаты производятся за счет государственных средств, и государству было бы совсем нелогично заставлять работодателя платить налог за доброту государства.

Расчетным периодом для начисления страховых взносов считается год.

Предусмотрены следующие тарифы (ставки) страховых взносов:

Пенсионный фонд Российской Федерации – 26 %;


Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2,1 %;

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 3 %.

На 2010 г. предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов:

Пенсионный фонд Российской Федерации – 20 %;

Фонд социального страхования Российской Федерации – 2,9 %;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 1,1 %;

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2 %.

Кроме того, для отдельных категорий плательщиков взносов на период до 2014 г. предусмотрены еще более пониженные тарифы.

Начисление страховых взносов на работника прекращается, как только его база для начислений достигает 415 тыс. руб. нарастающим итогом с начала года. Таким способом государство поощряет работодателей платить своим работникам побольше.

Кроме перечисленных страховых взносов работодатели обязаны уплачивать взнос на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, который перечисляется в Фонд социального страхования Российской Федерации. За счет этих взносов оплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, связанного с получением производственных травм. Этот взнос иногда считается компонентом ЕСН. Ставки взноса составляют от 0,2 до 8,5 %. Размер ставки зависит от класса профессионального риска, к которому отнесена организация. Класс профессионального риска определяется при регистрации организации в Фонде социального страхования РФ.

Работодатель обязан начислять страховые взносы по итогам каждого месяца и перечислять их в соответствующие фонды не позднее 15‑го числа следующего месяца. Взносы, подлежащие перечислению в ФСС РФ, работодатель уменьшает на сумму начисленных пособий по временной нетрудоспособности, а также на суммы прочих расходов, которые он произвел за счет средств ФСС РФ. О потраченных денежных средствах работодатель должен отчитаться перед территориальным подразделением Фонда.

Кроме того, работодатель ежеквартально отчитывается перед территориальным подразделением Пенсионного фонда РФ (в части расчетов по страховым взносам в Пенсионный фонд и медицинские фонды) и перед территориальным подразделением ФСС РФ.

Структура страховых взносов образуется из платежей по разным видам государственного страхования. Взносы уплачивают как предприятия за своих наемных сотрудников, так и предприниматели, ведущие бизнес самостоятельно.

Сущность страховых взносов

Страховые взносы — это выплаты, которые осуществляются работодателем в пользу своих работников по обязательным видам государственного страхования. К ним относятся выплаты на пенсионное и медицинское страхование, а также отчисления на случай нетрудоспособности, материнства и производственных травм.

При наступлении страхового случая работник будет получать выплаты от фонда социального страхования. Пенсионные взносы закладывают основу для будущей пенсии человека. Они состоят из двух частей: накопительной и страховой.

Говоря о сущности страхового взноса ,нельзя не упомянуть о его обязательности. Если человек получает доход в виде заработной платы или вознаграждения по гражданско-правовому договору, то на его сумму администрация, за редким исключением, должна начислить страховые взносы. В противном случае последуют санкции контролирующих органов в виде пени и штрафов.

Кроме того, уплата взносов не ставится в зависимость от гражданства. Так, с дохода нерезидента в установленных законом случаях также удерживаются соответствующие выплаты, независимо от того, сколько времени он работает на предприятии.

Отчисления по некоторым видам страхования носят дифференцированный характер. Например, для предприятий, занятых в определенных сферах экономики (сельском хозяйстве, высоких технологиях и т.д.), установлены пониженные, по сравнению с обычными, тарифы. Если же имеют место вредные условия труда, то для предприятия это обернется дополнительной нагрузкой в виде повышенной ставки по страхованию от несчастных случаев.

Структура страховых взносов

Сущность и структура страховых взносов тесно взаимосвязаны между собой. На сегодняшний день компании должны уплачивать за своих сотрудников и людей, с которыми заключен ГПД, следующие платежи:

  • Пенсионный фонд РФ — 22%.
  • Фонд социального страхования РФ — 2,9% (в том числе выплаты на случай нетрудоспособности и материнства).
  • Фонд обязательного медицинского страхования — 5,1%.
  • Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 0,2-8,5% (в зависимости от вредности условий труда).

Учет всех начислений по каждому работнику ведется в специальной карточке, бланк которой действует с 2015 года.

Страховые взносы рассчитываются в учете на момент начисления дохода, а уплачиваются ежемесячно. Отчетность по ним подается нарастающим итогом за квартал, полгода, 9 месяцев и год. Если на предприятии работает более 25 человек, то отчетность в Пенсионный фонд подается в электронной форме.

Что же касается отчетности в фонд социального страхования, она подается по форме 4-ФСС.

Покажем, как определить сумму взносов, на простом примере. По итогам месяца работнику была начислена заработная плата в сумме 70 000 рублей. В отношении страхования от несчастных случаев установлена ставка 1%. Тогда расчет будет выглядеть следующим образом:

  • Пенсионный фонд — 15 400 рублей (70 000 х 22%).
  • Фонд социального страхования — 2 030 рублей (70 000 х 2,9%).
  • Фонд обязательного медицинского страхования — 3 570 рублей (70 000 х 5,1%).
  • Страхование от несчастных случаев — 700 рублей (70 000 х 1%).

Отдельные особенности начисления страховых взносов

По выплатам в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования в 2015 году установлен максимальный предел начисленного дохода. Так, если работнику за год была начислена зарплата в сумме, превышающей 711 000 рублей, то далее в пенсионный фонд перечисляется не 22, а только 10%. То есть, начиная с того месяца, когда достигнут предел, с зарплаты работника будет удерживаться уже 10%.

Что касается Фонда социального страхования, то здесь порог дохода установлен на уровне 670 000 рублей. От суммы его превышения страховые взносы уже не платятся.

Кроме того, отчисления в фонд социального страхования можно уменьшить на сумму начисленного работнику больничного, а также различных пособий (на детей, погребение и т.д.). Не облагаются взносами и компенсационные выплаты, в том числе выходное пособие при увольнении.

Если выплаты по договорам происходят в пользу самозанятых лиц (нотариусов, адвокатов и т.д.), то страховые взносы на сумму их вознаграждения не начисляются. Они вносят все необходимые платежи за себя самостоятельно.

Фонд социального страхования РФ создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансовo-кредитным учреждением.

Основными задачами фонда являются:

  • * обеспечение гарантированных пособий;
  • * участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
  • * подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

В соответствии с Инструкцией о порядке расходования средств Фонда социального страхования РФ, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 09.02.01 г. № 11, является обеспечение работающих граждан гарантированными государством пособиями по социальному страхованию:

по временной нетрудоспособности (оплата больничных листов), расходы - более 70%; пособия по материнству и детству (по беременности и родам и в ранние сроки беременности, при усыновлении ребенка, при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет);

на оплату 4-х дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом; на погребение; на санаторно-курортное лечение работающих и их детей.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата работникам путевок на санаторно-курортное лечение, финансирование других мероприятий по социальному страхованию осуществляется через бухгалтерию работодателя.

Ответственность за расходование и правильность назначения пособий несет администрация предприятия в лице руководителя и главного бухгалтера. С 1999 года предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность (ст. 145_1 УК РФ).

Кроме того, с 2000 года на Фонд социального страхования РФ возложены функции по новому виду страхования - по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за счет которого выплачивается страховое обеспечение пострадавшим на производстве (пособия по временной нетрудоспособности при производственной травме, единовременная и ежемесячные страховые выплаты, дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию).

Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются ежегодно Федеральным Законом.

Средства фонда образуются за счёт:

  • * части единого социального налога по установленным налоговым ставкам;
  • * доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
  • * ассигнований из федерального бюджета РФ;
  • * добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • * прочих доходов.

Осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложена на ФСС и Министерство по налогам и сборам РФ, а за расходованием этих средств -- на ФСС с участием профессиональных союзов.

Бюджет фонда и отчёт о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центpaльных отраслевых отделений фонда и отчёты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда.

Социальные страховые фонды образуются за счет основных источников: страховых взносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства.

Взносы застрахованных представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это прямой целевой налог. Ставка взноса в большинстве развитых стран устанавливается в процентах к валовому заработку и является пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается минимальный и максимальный доход, с которого взимаются взносы. Взносы с работодателей взимаются в процентах не к общему фонду заработной платы занятых, а к заранее установленной максимальной валовой за работной плате, т.е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Субсидии государства фондам социального страхования включают взносы за неработающих граждан, военнослужащих и государственных служащих, дотации на возмещение дефицита бюджетов этих фондов и налоговые льготы. В последнее десятилетие возрастает значение нового источника финансирования фондов обязательного социального страхования - доходов от капитализации взносов.

Средства социального страхования используются в виде денежных выплат, финансирования услуг и предоставления льгот. Наибольшее социально-экономическое значение принадлежит денежным выплатам, которые занимают первое место и по объему ресурсов. Денежные выплаты представлены пенсиями и пособиями, имеющими целевую направленность как по характеру использования, так и по контингенту получателей.

Пособие - это гарантированная денежная выплата при временном перерыве в работе (первая группа пособий), а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в определенных случаях (вторая группа). В первую группу входят пособия по временной нетрудоспособности, по безработице, по уходу за ребенком после его рождения, пособие по беременности и родам. Вторую группу составляют пособия, выплачиваемые при рождении ребенка и на погребение умершего работника или члена его семьи. Особое место среди пособий по социальному страхованию занимает пособие по безработице, которое выплачивается из Государственного фонда занятости населения и негосударственных фондов страхования от безработицы.

Финансирование услуг, предоставляемых через социальное страхование, должно удовлетворить ряд потребностей нетрудоспособных и безработных граждан. Эта форма использования средств социального страхования включает оплату лечебно-профилактической помощи и лекарств, содержание домов-интернатов, возмещение затрат на организацию лечения и отдыха застрахованных граждан и членов их семей, профориентацию и переподготовку безработных и инвалидов, их трудоустройство и социальную реабилитацию.

Назначение льгот связано с получением конкретного материального блага или услуги по льготным ценам. В силу этого льготы занимают промежуточное положение между натуральным и денежным распределением. Они дают возможность увеличения располагаемых доходов отдельных групп населения.

Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы: совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные выплаты); традиционную форму государственного вспомоществования (социальной помощи); социальное страхование (добровольное корпоративное и обязательное государственное).

Под системой социальных гарантии понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно-исторических условий, ресурсных возможностей общества. Эта форма социальной защиты граждан основывается на принципах налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов.

К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения. Эта форма социальной защиты также характеризуется универсальностью предоставления социальных благ и услуг в пределах определенной социально-демографической группы населения (ветераны войны, инвалиды и др.) и обеспечением за счет бюджетной системы государства.

Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности. Они имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.

Государственные социальные внебюджетные фонды -- это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственные социальные внебюджетные фонды включают:

  • ? Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • ? Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • ? Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;
  • ? Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

К экономическим внебюджетным фондам относятся Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью и др.

Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства (например, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.). Однако такие фонды имеют свою специфику и будут рассмотрены в других главах.

С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи:

  • ? социальную защиту населения;
  • ? повышение жизненного уровня населения;
  • ? сохранение и улучшение здоровья населения;
  • ? социальную ориентацию безработного населения;
  • ? оказание социальных услуг населению.

Аккумуляция средств во внебюджетных фондах позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий, стипендий и т.п.

Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти. Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение и утверждение Государственной думы и Совета Федерации и принимаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете.

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение законодательных или представительных органов власти субъектов РФ и принимаются в форме законов субъектов РФ одновременно с принятием законов о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.

Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются:

  • ? обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами;
  • ? добровольные взносы юридических и физических лиц;
  • ? прочие доходы.

Статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами.

Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному или представительному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

От уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды освобождаются:

  • 1) организации в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности;
  • 2) общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и территориальные организации, а также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов таких организаций и организаций, единственным собственником имущества которых являются эти общественные организации;
  • 3) индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане; лица без гражданства, проживающие на территории РФ; частные детективы, занимающиеся частной практикой; нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности.

дипломная работа

2.1 Функции и роль страховых взносов в формировании доходной части бюджетов

Страховые взносы - это обязательные платежи, которые поступают от работодателей в интересах их работников, фиксируются в системе персонифицированного учета и образуют пенсионный капитал.

Страховые взносы не являются налогами. Они используются на обеспечение пенсий, пособий, бесплатной медицинской помощи.

Существуют следующие страховые взносы:

· в Пенсионный Фонд (ПФ), на обеспечение пенсий,

· в Фонд социального страхования (ФСС), на обеспечение пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, по беременности и родам, выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,

· в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) на обеспечение бесплатной медицинской помощи.

Уплата страховых взносов носит обязательный характер для всех предприятий не зависимо от режима налогообложения, количества работников, вида деятельности.

Платежи должны производиться ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.

Доходы, с которых не уплачиваются пенсионные взносы, перечислены в статье 9 закона № 212 - ФЗ. Рассмотрим эту статью Закона подробнее по видам выплат:

Государственные пособия (пп. 1 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ):

· пособия по безработице;

· пособия по временной нетрудоспособности;

· по уходу за ребенком и по беременности и родам;

Компенсации (пп. 2 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

От обложения взносами освобождены компенсации, связанные, например:

· с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

· с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;

· с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

· с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

Материальная помощь (пп. 3 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ)

Не зависимо от размера материальной помощи:

· материальная помощь оказана физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

· выплата произведена работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи. Как следует из статьи 2 Семейного кодекса РФ, членами семьи являются супруги, родители и дети (в том числе усыновленные).

В зависимости от размера материальной помощи:

· материальная помощь не более 50 000 руб. на каждого ребенка, если она оказана работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка в течение первого года после рождения (усыновления/удочерения) ребенка.

· материальная помощь, оказанная работодателем своим работникам, не превышающих 4000 руб. в год на одного работника. (пп. 11 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ) Страховые платежи (пп. 5 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ)

· страховые платежи (взносы) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

· платежи (взносы) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

· платежи (взносы) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

· пенсионные взносы плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

· платежи (взносы) по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оплата обучения (пп. 12 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ)

· суммы платы за обучение работников по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку.

Выплаты в пользу иностранцев (пп. 15 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ)

· выплаты начисленные в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории России.

Все выплаты, которые не перечислены в статье 9 Закона № 212-ФЗ облагаются страховыми взносами по ставкам, установленным Законодательством РФ.

Анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации на примере поступления налогов из бюджета Нижегородской области

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых для выполнения соответственных дирекций - социальной...

Внебюджетные фонды в России

1. Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право: - требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам...

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие...

Доходная часть местных бюджетов в Кыргызской Республике

Местные бюджеты и их роль в бюджетной системе Российской Федерации

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога. Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи...

Местные бюджеты – главная финансовая база местных органов власти

Наибольшим источником средств государственных и местных бюджетов в Российской Федерации являются налоговые доходы, составляющие около 90% государственных централизованных финансов. В то же время неналоговые доходы...

Местные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджета

Бюджеты муниципальных образований являются составной частью финансовой системы Российской Федерации...

Механизм исчисления и уплаты акцизов

Косвенные налоги играют большую роль в формировании государственного бюджета. При введении косвенных налогов производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки...

Неналоговые доходы

Особенности формирования и роль неналоговых доходов бюджетов

Неналоговые доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства - финансовые ресурсы...

Проблемы формирования местных бюджетов

Возможный состав собственных источников доходов местного бюджета определяется законодательством Российской Федерации. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов...

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии территории

Системы налогообложения юридических лиц

Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов занимает важное место в налоговой системе любого государства вне зависимости от взятой за основу модели ее построения, ориентированной на прямое или косвенное налогообложение...

Современное состояние и проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации

1. Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право: 1) требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам...

Состояние доходной части регионального бюджета на примере Мурманской области

Во всем мире возникают проблемы при составлении или исполнении бюджета, не представляют исключения и бюджеты субъектов РФ. Кроме того, заметим, что отрицательные моменты присутствуют как в бюджете в целом, так и в его доходах...