Расчет пени по фз о теплоснабжении. Введен твердый размер пени за просрочку оплаты коммунальных услуг и энергоресурсов. Возможные последствия для жильца в случае злостной неуплаты

Пени

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, плату за жилое помещение и коммунальные услуги необходимо вносить ежемесячно до 10 числа месяца - за предыдущий (если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом). С 11 числа нового месяца, применяются штрафные санкции - пени.

Общие правила:

Пени начисляются только на задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. На дополнительные услуги («антенна», «домофон») пени не начисляются. Также на сумму пеней не начисляются новые пени.

Если оплата проведена в срок, но частично - пени будут начислены на оставшуюся сумму задолженности. В первую очередь денежные средства поступают в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Оставшиеся денежные средства поступают в счет оплаты пеней.

Пени начисляются на сумму неоплаченной задолженности за весь период ее наличия. Непогашенная сумма пеней складывается с суммой пеней в квитанции за следующий месяц.

До 1 января 2016 года жители, которые несвоевременно или не полностью оплачивали жилое помещение и коммунальные услуги, были обязаны оплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты.

Если ставка рефинансирования менялась, изменялся и размер пеней.

Так, в период с 14.09.2012 по 31.12.2015 ставка рефинансирования, установленная Центральным Банком Российской Федерации, составляла 8,25%.

Пример: по квитанции за январь 2015 года необходимо заплатить 3581,29 руб.

08.02.2015 была внесена сумма в размере 3100 руб.

Таким образом, по лицевому счету Абонента образовалась задолженность в размере 481,29 руб. (3581,29 руб. - 3100,00 руб.) за период с 11.02.2015 по 21.02.2015 (дата формирования квитанции за февраль).

Пени начислены следующим образом: 481,29 руб. (сумма задолженности) х 11 дней (количество дней просроченной задолженности, т.е. с 11.02.2015 по 21.02.2015) х 0,00028 = 1,48 руб.

Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ* (далее - ФЗ № 307) внесены изменения в статью Жилищного кодекса, регулирующую порядок расчета размера пеней. Данные изменения вступили в силу с 01.01.2016.

Теперь в случае нарушения срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги или внесения платы не в полном объеме, пени начисляются в следующих размерах:

С 1 по 30 день - не начисляются.

С 31 дня по 90 день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования;

С 91 дня должнику начисляются пени в повышенном размере - 1/130 ставки рефинансирования.

Примеры:

С 11 января 2016 года отсчитываются 30 дней (в этот период с 11 января по 9 февраля 2016 года включительно пени не начисляются).

С 10 февраля 2016 года (с 31-го дня по 90 день) начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (пени в указанном размере начисляются в период с 10 февраля по 9 апреля 2016 года включительно).

С 10 апреля 2016 года (с 91-го дня) и последующие дни по день фактической оплаты пени начисляются в размере 1/130 ставки рефинансирования.

2. Расчет размера пеней на задолженность, возникшую с 11 сентября 2015 года (и ранее)

Срок оплаты - до 10 сентября 2015 года, на 10 сентября 2015 года оплата не проведена (оплата не проведена и после 1 января 2016 года).

С 11 сентября по 31 декабря 2015 года начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ в действующей в тот период редакции).

С 1 января 2016 года по день фактической оплаты начисляются пени в размере 1/130 ставки рефинансирования (в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ в действующей с 1 января 2016 года редакции ФЗ № 307), так как к 1 января 2016 года период просрочки превышает 90 дней с момента наступления срока оплаты.

Срок оплаты - до 10 октября 2015 года, на 10 октября 2015 года оплата не проведена (оплата не проведена и после 1 января 2016 года).

С 11 октября по 31 декабря 2015 года начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ в действующей в тот период редакции).

С 1 января по 8 января 2016 года продолжают начисляться пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ в действующей с 1 января 2016 года редакции ФЗ № 307), так как к 1 января 2016 года период просрочки превышает 30 дней, но не превышает 90 дней с момента наступления срока оплаты.

С 9 января 2016 года (91-й день после наступления срока оплаты) начисляются пени в размере 1/130 ставки рефинансирования по день фактической оплаты.

Срок оплаты - до 10 ноября 2015 года, на 10 ноября 2015 года оплата не проведена (оплата не проведена и после 1 января 2016 года).

С 11 ноября по 31 декабря 2015 года начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ в действующей в тот период редакции).

С 1 января по 8 февраля 2016 года продолжают начисляться пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ в действующей с 1 января 2016 года редакции ФЗ № 307), так как к 1 января 2016 года период просрочки превышает 30 дней, но не превышает 90 дней с момента наступления срока оплаты.

С 9 февраля 2016 года (91-й день после наступления срока оплаты) начисляются пени в размере 1/130 ставки рефинансирования по день фактической оплаты.

Срок оплаты - до 10 декабря 2015 года, на 10 декабря 2015 года оплата не проведена (оплата не проведена и после 1 января 2016 года).

С 11 декабря по 31 декабря 2015 года (21 день) начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ в действующей в этот период редакции).

С 1 января по 9 января 2016 года (9 дней) пени не начисляются (в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ в действующей с 1 января 2016 года редакции ФЗ № 307 - пени не начисляются в течение 30 дней с момента наступления срока оплаты).

С 10 января 2016 года (31-й день с момента наступления срока оплаты) по 9 марта 2016 года (с 31-го по 90-й день) продолжают начислять пени в размере 1/300 ставки рефинансирования.

С 10 марта 2016 года (91-й день после пропуска срока оплаты) начисляются пени в размере 1/130 ставки рефинансирования по день фактической оплаты.

Капитальный ремонт

Жилищный кодекс РФ определяет отдельный порядок расчета пеней для взносов на капитальный ремонт. По аналогии с коммунальными услугами, пени начисляются не с первого дня неоплаты или неполной оплаты начислений за капремонт, а с тридцать первого дня.

В соответствии с указанием Банка России**, с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату .

Начисление пеней в соответствии с ч. 14, ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ проводится исходя из размера ключевой ставки Банка России, которая на сегодняшний день составляет 7,75 %.

* Федеральный закон от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».

Каждый гражданин Российской Федерации по закону обязан вовремя оплачивать предоставленные ему коммунальные услуги. Если он это по каким-либо причинам не делает, то начинается процесс начисления пени за неуплату или просрочку платежей. Для урегулирования этого процесса был принят соответствующий закон в октябре 2015 года.

Теперь с первого января 2016 года за неуплату или просрочку платежей коммунальные службы имеют право применять следующие меры наказания:

  • начисление пени;
  • подача иска в суд для взыскания задолженности;
  • ограничивать или приостанавливать предоставление своих услуг, если неуплата составляет больше трех месяцев.

При взыскании долгов для начала должнику отправляется уведомление, в котором указывается размер долга и предложение оплатить его в добровольном порядке до определенного срока. Обычно такое извещение отправляется в виде заказного письма, которое вручается должнику под расписку.

При взыскании штрафа в судебном порядке большую роль играет договор, заключенный между владельцем жилья и УК или ЖЭКом. Именно договор является основанием для того, чтобы взыскать пеню. Если такое соглашение не было заключено, то истец имеет право руководствоваться нормами, указанными в 395 статье российского Гражданского кодекса. Этот закон гласит, что сумма штрафа будет устанавливаться в зависимости от установленной ставки рефинансирования.

Общепринятое правило гласить, что производить оплату коммунальных услуг каждый месяц необходимо не позднее десятого числа. Если услуги предоставляются по договору, то в нем обычно указано до какого числа рекомендуется сделать оплату по платежам. При несвоевременном или неполном внесение оплаты за предоставленные услуги, российская законодательная база предусматривает начисление неустойки, так называемой пени. Эти положения четко прописано в Жилищном кодексе.

Закон гласит, что за просрочку по оплате предоставленных услуг, владелец жилья должен будет оплатить штраф. Размер пени устанавливается соответствующим законом и составляет определенную ставку рефинансирования российского ЦБ за весь срок неуплаты задолженности.

Процесс начисления штрафов (пени) начинают после окончания установленного срока оплаты, сразу же на следующий день. Пеня будет начисляться до тех пор, пока не будет произведено погашение всей задолженности.

В Правилах предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что если владелец жилья в многоквартирном доме не может произвести погашение всей задолженности по уважительным причинам, то необходимо обратиться в соответствующие службы для заключения договора о рассрочке платежей. Уважительной причиной является увольнение с работы, потеря кормильца и пр. Во избежание начисления пени рекомендуется сразу же обращаться в ЖЭК с такой проблемой.

Порядок начисления неустойки с января 2016 году

Для граждан ЖСК и ТСЖ с 2016 года закон указывает, что начисление пени будет производиться по следующей схеме:

  • на протяжении первого месяца пеня не взимается;
  • при просрочке от двух до трех месяцев начисление пени производится по 1/300 ставки рефинансирования российского центрального банка;
  • также новый закон гласит по истечении трех месяцев сумма неустойки будет увеличиваться до 1/130 ставки рефинансирования за каждый просроченный день;
  • закон разрешает производить отключение услуг или обращаться в суд, если владелец жилья продолжает игнорировать оплату.

Для управляющих компанией и предприятий закон предусматривает следующие размеры штрафов:

  • если срок просрочки составляет 3–4 месяца, то размер ставки рефинансирования будет 1/170;
  • при сроке просрочки больше 91 дня – ежедневная ставка будет составлять 1/130.

Размеры штрафов, предусмотренные законодательными актами

Закон также предусматривает усиление административной ответственности, если владелец жилья самовольно производит подключение к электро- и теплосетям, газопроводу или водоснабжению. Таким образом размер штрафа составляет:

  • для физических особ – от 3000–4000 до 10000-15000 рублей;
  • для лиц, занимающих руководящие должности – от 6000–8000 до 30000-80000 рублей;
  • для юридических особ – от 60000–80000 до 100000-200000 рублей;

Также закон предусматривает штрафы, если потребитель нарушает режим ограничений, установленный для потребления электричества. Таким образом, размеры штрафов следующие:

  • для юридических лиц – 100000–20000 рублей;
  • для лиц, занимающих руководящие должности – 10000–100000 рублей.

Взыскание задолженности через судебные инстанции

Сам процесс взыскания долгов не урегулирован на законодательном уровне. Именно поэтому часто случается, что при взыскании задолженности с должников ЖЭКу приходится обращается в суд. Закон
разрешает такие действия. Этот вариант борьбы с должниками на сегодняшний день является очень эффективным.

Решение в суде вопросов о взыскании задолженности происходит двумя методами:

  • методом, при котором выносится судебный приказ;
  • методом, при котором судьи рассматривают исковое заявление.

Метод, при котором подается заявление для вынесения судебного приказа является более простым и занимает сравнительно немного времени. На всю процедуру уходит три недели. По истечении этого времени судебный пристав исполнителя имеет право приступить к взысканию задолженности. Большим плюсом для государства при взыскании долгов таким образом является то, что должник обязан будет произвести оплату государственной пошлине в размере 50%.

Такой метод не всегда доступен и имеет существенные минусы, а именно:

  • к документации предъявляется ряд существенных требований;
  • наличие спорных ситуаций;
  • возможность подачи должником возражения против исполнения приказа. В этой ситуации судья обычно отменяет приказ. Если это произошло, то в будущем можно только подать иск.

При взыскании долгов более подходящим вариантом является метод подачи иска. В этом случае истцу необходимо доказать что:

  • должник обязан нести такие расходы. Для этого предъявляются документы, подтверждающие то, что помещение принадлежит ответчику;
  • должник имеет определенный размер долга. Для этого достаточно предъявить банковскую выписку о произведенных расчетах. Также необходимо предоставить заверенные контролирующими органами объемы, которые были расходованы должником и указать тарифы, установленные на законодательном уровне;
  • истец имеет законное право требовать с ответчика выполнение обязательств. Для этого можно предоставить протоколы о выборе управляющей компании, а также прочие документы, утвержденные на общем собрании.

Во избежание лишних проблем и хлопот, рекомендуется вовремя производить оплату за предоставленные услуги ЖКХ. Также желательно не допускать просрочку платежей и образование задолженности. Если все же это произошло, то необходимо как можно раньше начать процедуру погашения долга. В этом случае можно избежать начисление неустоек.

1. Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

2. В системе теплоснабжения:

1) определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения;

2) лицо, владеющее на праве собственности источниками тепловой энергии, имеет право заключать долгосрочные договоры теплоснабжения с потребителями;

3) лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, имеет право заключать договоры теплоснабжения с потребителями в случаях, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

3. Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

4. Теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

5. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

6. В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

7. Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).

8. Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять:

1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем;

2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии;

3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора;

4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя;

5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;

6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;

7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

9. Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

9.1. Потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

9.2. Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

9.3. Управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

9.4. Собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.

10. Теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и должны содержать:

1) существенные условия договора теплоснабжения;

2) порядок организации заключения договоров между теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, функционирующими в пределах одной системы теплоснабжения;

3) порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

4) порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок;

5) существенные условия договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии;

6) порядок заключения договора теплоснабжения в случае, если помещения, находящиеся в одном здании, принадлежат двум и более лицам или используются ими;

7) порядок расчетов по договору теплоснабжения и договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии;

8) особенности организации теплоснабжения при наличии возможности управления потоками тепловой энергии, теплоносителя в системе теплоснабжения, в которой источники тепловой энергии принадлежат на праве собственности или ином законном основании трем и более лицам;

9) порядок определения потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций, обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, поставляемых по договорам теплоснабжения, договорам теплоснабжения и поставки горячей воды, договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, и порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, а также требования к условиям его предоставления;

10) особенности организации теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения с учетом положений главы 5.1 настоящего Федерального закона, включая:

А) порядок исполнения единой теплоснабжающей организацией обязательств по соблюдению значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении;

Б) порядок снижения единой теплоснабжающей организацией размера платы за тепловую энергию (мощность) при несоблюдении установленных сторонами договора значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, включая формулу снижения размера платы за тепловую энергию (мощность), порядок обращения потребителя к единой теплоснабжающей организации за указанным снижением размера платы за тепловую энергию (мощность), случаи, при которых указанное снижение размера платы за тепловую энергию (мощность) не производится;

В) порядок предъявления регрессных требований к лицу, признанному виновным в превышении единой теплоснабжающей организацией установленных отклонений значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении потребителей;

Г) требования к стандартам взаимодействия единой теплоснабжающей организации с теплоснабжающими организациями, владеющими на праве собственности и (или) ином законном основании источниками тепловой энергии;

Д) требования к стандартам качества обслуживания единой теплоснабжающей организацией потребителей тепловой энергии;

11) порядок лишения статуса единой теплоснабжающей организации, включая порядок принудительного лишения статуса единой теплоснабжающей организации на основании решения антимонопольного органа в соответствии с частью 6 статьи 4.2 настоящего Федерального закона.

11. Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.


Судебная практика по статье 15 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ

    Решение от 9 января 2019 г. по делу № А40-181088/2017

    Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы)

    Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к следующим выводам. Из материалов дела следует, что истцу на основании договора аренды № 14-и/ 15 от 01.09.2015 передано во временное владение и пользование имущество, предназначенное для осуществления деятельности по теплоснабжению, расположенное на территории поселения Щаповское. На основании результатов проведения открытого...

    Решение от 24 декабря 2018 г. по делу № А56-104332/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Обязанностей по доказыванию вместо соответствующей стороны нарушает такие фундаментальные принципы арбитражного процесса, как состязательность и равноправие сторон (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 . 10.2013 № 8127/13). Исковые требования в части взыскания задолженности подлежат удовлетворению в заявленном размере. Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или...

    Решение от 6 декабря 2018 г. по делу № А29-5262/2018

    Арбитражный суд Республики Коми (АС Республики Коми)

    Период с 01.03.2017 по 08.06.2017, неустойки, начисленной на сумму долга, начиная с даты подачи иска с учетом пункта 9.1. статьи 15 ФЗ «О Теплоснабжении» по день фактической оплаты суммы долга в полном объеме. Определением Арбитражного суда Республики Коми от 28.04.2018 по делу № А29-5262/2018 вышеуказанное...

Долги по ЖКХ, как и любые другие типы задолженностей рассматриваются гражданским законодательством в качестве удержания денежных средств, за которое предусматривается начисление процентов (так называемые «пени»).
Так как стороной в поставке услуг ЖКХ выступает юридическое лицо, то и порядок начисления указанных процентов нужно установить непосредственно в соглашении о поставке услуг. Так что необходимо внимательно ознакомиться с данным соглашением.

Что такое пеня, закон о начислении пени за коммунальные услуги

Понятие пени устанавливается гражданским законодательством. Да и общие положения, основания и порядок взимания, расчет пени за услуги ЖКХ также определяется Гражданским Кодексом.

  • устанавливает возможность начисления процентов по обязательствам, имеющим непосредственное денежное выражение;
  • устанавливается такой вид обеспечения исполнения договорных обязательств, как пеня;
  • кроме того, в установлен такой тип обеспечения, как неустойка.

Отличие между пеней и неустойкой только в том, что первая может быть определена лишь в порядке договорных отношений, то есть должна быть указана непосредственно в соглашении. А неустойка в свою очередь напрямую определяется законом, так что наличие особого соглашения о начислении пени не требуется.

Большинство даже профессиональных юристов полагают, что при задолженности по ЖКХ начисляется именно неустойка, так как такое положение предусмотрено непосредственно в законе. Так, п.1. и п.14. ст.155 Жилищного кодекса РФ определяют обязательность начисления пени за предоставление жильцам услуг по ЖКХ.

Однако не стоит забывать, что данное правило действует лишь при отсутствии указания в договоре. Так как закон отдает приоритет договорному регулированию хозяйственных отношений, законная неустойка оставляется на усмотрение самого кредитора, а в данном случае на поставщика услуг ЖКХ.

Кроме того допускается требование лишь одного из указанных процентных начислений на долги. То есть кредитор, в данном случае коммунальщики, не вправе требовать определенную Жилищным кодексом законную неустойку, когда начисляется пеня согласно условиям договора.

Порядок и правила начисления пени, сроки и размеры

Пеня за неуплату начисляется за просрочку исполнения денежного обязательства и представляется из-себя процент за несвоевременную оплату, начисляемый за каждый день просрочки. Закон, как уже было сказано, допускает самостоятельное определение размера пени за день просрочки.

Однако она не может быть выше определенных законом максимальных пределов.

Размер пени за просрочку оплаты электроэнергии, квартплаты

Так, на сегодняшний день действуют правила, согласно которым размер пени зависит от срока просрочки:

  • если просрочка по коммунальным платежам составляет менее 90 суток, то размер пени будет равен или меньше (в зависимости от условий договора) 1/300 ставки ЦБ по рефинансированию на день выявления просрочки;
  • если же длительность просрочки составляет более 90 суток, то размер пени будет равен или меньше 1/130 части указанной ставки ЦБ. (Актуально с 01 Января 2016 года по текущий 2019-й год.)

Также в законодательстве действует правило, согласно которому общий размер начисленных в качестве пени процентов не может быть выше 50 % общего размера задолженности.

Так, например, если долг по ЖКХ составляет 15 тысяч рублей, то общая сумма начислений на указанный долг не может составлять больше 7,5 тысяч. Но проблема в том, что даже при обнаружении просрочки жильцы продолжают пользоваться услугами ЖКХ, что вызывает новые долги, увеличение их размера, а соответственно и увеличение размера пени. Поэтому, если не следовать правилам оплаты, счета за ЖКХ в некоторых случаях получаются огромными.

С какого числа начисляют

По общему правилу пеня за ЖКХ начинает начисляться со следующего дня за днем, определенным в качестве момента осуществления взаиморасчета. Такая дата устанавливается в договоре или регламентом коммунальной службы на определенной местности. Так, например, если таким моментом определен 1 день месяца, то со второго числа указанного месяца начинает начисляться пеня.

В некоторых регионах предусмотрен уведомительный порядок оплаты услуг ЖКХ. Так, пеня в таком порядок начинает начисляться со следующего дня, после получения должником специального счета за ЖКХ. В любом случае уведомительный порядок должен соответствовать требованиям закона.

Кроме того, многое зависит от наличия какой-либо посреднической организации типа Управляющей компании или ТСЖ. В таком случае порядок начисления пеней определяется либо соглашением, либо уставом организации.

Нужно ли платить пени за коммунальные услуги

Разумеется, пени необходимо заплатить. Законодательство не устанавливает обязанность кредитора каким-либо образом доказывать обоснованность пени, если его размер не превышает установленные законом максимальные значения. Так что даже обращение в суд вряд ли облегчит бремя оплаты.

Что будет, если не платить пени

Неуплата пени приводит к образованию еще большей задолженности. За такие долги поставщики ЖКУ могут запросто отключить абонента от линий подачи электроэнергии, газа и т.д. Кроме того, когда в уведомительном порядке, абонент добровольно не оплачивает долги, то поставщик вправе обратиться в суд и добиться принудительного взыскания долгов.

Сам поставщик никаких санкций применять не может. Однако служба приставов может привлекать лиц, не исполняющих судебные решения в добровольном порядке к административной ответственности, которая выражается в штрафах, административных арестах и т.д. В редких случаях привлекают даже к уголовной ответственности.

Как оплатить пени за коммунальные услуги

Пеня за ЖКУ оплачивается также, как и производиться взаиморасчет с поставщиком. Так, каждому абоненту присваивается индивидуальный счет согласно адресу жилого помещения.

Оплатить долги и пеню на сегодняшний день можно следующими способами осуществления платежей:

  • через отделения почты;
  • через банк при наличии уведомления;
  • посредством платежных терминалов и интернет-банкинга.

Суммы пени и долгов за потребленные продукты ЖКХ не начисляются отдельно. К примеру, если абонент должен 1,5 тысячи рублей за потребление и пеню в размере 300 рублей, то ему необходимо заплатить 1800 рублей по одному и тому же абонентскому счету.

Как списать, отменить пени

Пеня является прерогативой кредитора и назначается или отменяется по его усмотрению. Обычно поставщики не отменяют пени, но с учетом материального состояния должника они могут принят подобное решение, а также предоставлять рассрочку в оплате.

Списывается пеня в случаях, когда она была начислена неправильно или же начислена на абонента, который уже не проживает по указанному адресу.

В обоих случаях необходимо действовать быстро и обратиться в местное управление поставщика с заявлением, договором об оказании ЖКУ, паспортом. Обычно решение принимается в течение недели. Ответ можно оспорить в судебный орган.

Где найти калькулятор

Калькулятор для вычисления размена пени за ЖКХ представляет собой удобный инструмент, который исчисляет ее размер в рублях. Таких калькуляторов в интернете очень много. Вот один из них:

Остались вопросы? Напишите их в комментариях!